Методическая разработка сценария занятия по развитию речи с элементами логоритмики "В поисках подснежника" для детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: работа с дошкольниками, развитие речи, логоритмика, лексическая тема «Весна», грамматические игры


Тема: "Весна".

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
  • Продолжать формировать умение образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительные в форме единственного числа родительного падежа.
  • Формировать навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Закрепить умение составлять фразу из четырёх слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Продолжать работу по развитию чувства ритма, координации речи с движением, речевого дыхания, памяти, мышления, воображения, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:

  • мольберты;
  • пианино.

Технические средства обучения:

  • магнитофон;
  • фонограмма звуков весеннего леса;
  • музыкальный файл с музыкой П.И.Чайковского «Подснежник».

Наглядные материалы:

  • карта России (пособие);
  • предметные и сюжетные картинки с изображением признаков зимы и весны;
  • демонстрационная картина «Весна»;
  • разрезная картинка "Солнышко";
  • куклы Би-ба-бо.

Дополнительный материал:

  • белая вуаль;
  • шапочка-подснежник для ребёнка;
  • корзинка с конфетами-подснежниками (сюрпризный момент).

Предварительная работа:

Выучить с детьми:

  • речедвигательное упражнение «Наш автобус голубой»;
  • пальчиковую гимнастику "Весна";
  • стихотворение П. Воронько "Маленький разведчик";
  • речёвка-связка "Идём по лесу".

План занятия

I. Организационный момент (игра-приветствие)
II. Основная часть
1. Закрепление основных признаков весны
2. Пальчиковая игра "Весна" по Е.С. Железновой
3. Речедвигательная игра "Наш автобус голубой"
4. Упражнение на развитие речевого дыхания "Весенний аромат"
5. Лексико-грамматические игры по теме
а) Игра "Назови ласково"
б) Игра "Без чего не бывает весны?"
в) Игра "Сравни и назови"
6. Игра "Подснежник"
III. Итог занятия

Ход занятия

Под тихую музыку ведущие и дети заходят в зал, становятся полукругом, лицом к гостям.

I. Организационный момент

Ведущий. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у нас на занятии, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.

Дети произносят слова и выполняют движения по тексту стихотворения.

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
И гостям мы улыбнёмся.
Здравствуйте, гости!

 Дети берутся за руки.
 Показывают сначала на себя, потом на гостей.
 Дети поворачиваются лицом друг к другу,
 берутся за руки и улыбаются.
 Разворачиваются лицом к гостям, улыбаются.
 Приветствуют гостей.

 Дети садятся на стульчики.

II. Основная часть

1. Закрепление основных признаков весны

Под музыку входит грустная Весна.

Весна. Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Только совсем невесело мне, не могу я улыбаться и радоваться, как вы.

Ведущий.

Здравствуй, девица-краса!
Что случилось у тебя?
Как зовут тебя, скажи,
Слез причину укажи?

Весна.

Я – ясна, я – красна,
А зовут меня Весна.
В гости к вам сюда спешу,
Просить помощи хочу.

Ребята, вы, конечно, знаете, что пришло моё время править на земле, да только моя сестрица Зима никак не хочет уступать своё место. Не могу я одна справиться с её чарами, помогите мне прогнать Зиму.

Ведущие подводят детей к стене, на которой висит карта России.

Ведущий. Ребята, посмотрите, у нас с вами есть карта нашей страны.Какая большая наша страна. А кто знает, как она называется? Правильно, Россия.В каждом городе люди ждут прихода весны. На нашей карте всё перепутано. Давайте поможем Весне и уберём лишние картинки.

На карте заранее приклеены картинки с изображением признаков весны и зимы. Дети по очереди снимают с карты картинки с изображением признаков зимы, объясняя свой выбор. При затруднении ведущий даёт образец ответа.

Ведущий. Весна, мы с ребятами тебе помогли. Посмотри, теперь на карте России остались только твои "весенние" картинки.

Дети садятся на свои места.

2. Пальчиковая игра "Весна" по Е.С. Железновой

Ведущий. Ребята, а теперь давайте с помощью наших пальчиков покажем, что бывает весной.

(1) Стучат всё громче дятлы,
(2) Синички стали петь.
(3) Встаёт пораньше солнце,
И землю стало греть.
(4) Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(5) А из-под старой травки
Уже глядит цветок.
(6) Раскрылся колокольчик
В тени - там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна!

1 – большой и указательный пальцы смыкаем (клюв), остальные сгибаем, прижимаем к ладони; ударяем сомкнутыми пальцами по ногам (дятел стучит).

2 – стучим указательным пальцем по большому пальцу (синичка поет).

3 – пальцы раскрываем, ладони соединяем боковыми поверхностями. Качая руками, постепенно поднимаем их вверх (солнце встает).

4 – выполняем волнообразные движения руками перед собой (ручьи).

5 - ладони раскрываем, боковые стороны рук соединяем, пальцы полусогнуты (чашечка цветка).

6 – пальцы сжимаем в кулак, а затем – постепенно расслабляем, кисть свободно опускаем, покачиваем кистью (колокольчик звенит).

Весна. Спасибо вам, ребята. Но у меня еще одна просьба. В далеком, далеком лесу под снежным покровом Зима спрятала самый первый весенний цветок. Как только вы его отыщите, наступит долгожданная весна. Но будьте осторожны, на вашем пути Зима расставила много ловушек. А мне пора, до скорой встречи.

Весна уходит.

3. Речедвигательная игра "Наш автобус голубой" (музыка Филиппенко А., слова Волгиной Т.)

Ведущий. Ребята, а вы знаете, как называется первый весенний цветок? Правильно, подснежник. Ну что, отправимся в путь и освободим подснежник от чар Зимы.

Дети встают друг за другом и под песню "Наш голубой автобус" едут в лес.

Мы в машину всей гурьбой
Сели прокатиться.
Наш автобус голубой
По дороге мчится!
Би-би-би! Би-би-би!
По дороге мчится.

Вьётся речка под горой,
К ней бежит дорожка,
Стой, автобус голубой,
Отдохни немножко.
Би-би-би! Би-би-би!
Отдохни немножко.

4. Упражнение на развитие речевого дыхания

Ведущий. Ну, вот мы и в лесу. (Звучит фонограмма звуков весеннего леса: птичьего пения, капели, журчания ручейков) Вы чувствуйте, как в лесу свежо пахнет? Давайте, сделаем глубокий вдох носом и длинный плавный выдох ртом. Почувствуйте, как ваше тело наполняется весенними лесными ароматами: "А-а-ах, какая весна!". Ещё раз спокойный вдох носом, медленно выдыхаем. Игра проводится два раза.

5. Лексико-грамматические игры по теме

а) Игра "Назови ласково"

Ведущий. Ребята, посмотрите, а вот и первая ловушка Зимы.

Дети подходят к мольберту, накрытому тканью.

Интересно, а что мы должны сделать, чтобы пройти дальше. Кто нам подскажет?

Появляется сорока (игрушка Би-ба-бо).

Сорока. Здравствуйте ребята, я слышала вы идете выручать подснежник. Какие вы смелые ребята, а я вам помогу. Чтобы преодолеть ловушку, вы должны вспомнить и назвать ласково "весенние слова".

Ведущий. Давайте, вспомним, какие "весенние слова" мы знаем.

Дети перечисляют слова, после чего ведущий открывает мольберт, на котором картинки с изображением солнца, тучи, сосульки, ручья, проталины, подснежника, почки, листа, льдины, льда.

Ведущий. А теперь назовём эти слова ласково, как просила нас сорока.

Сорока. Молодцы! Теперь следуйте дальше, но будьте осторожнее.

б) Игра "Без чего не бывает весны?"

Ведущий. Продолжаем наш путь. Повторяйте за мной:

В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.

Дети идут дальше, повторяя речёвку-связку за ведущим, подходят ко второму мольберту, также накрытому тканью.

Ведущий. Ребята, смотрите здесь вторая ловушка. Кто же нам теперь поможет?

Появляется заяц - игрушка Би-ба-бо.

Заяц. Здравствуйте, ребята, я слышал от сороки, что вы Весне помогаете, я тоже хочу помочь. Чтобы преодолеть эту ловушку, вы должны вспомнить и сказать, без чего не может быть весны.

Ведущий. Ну что, давайте посмотрим.

Ведущий открывает мольберт, на котором находится сюжетная картина «Весна».

Ребята, а как вы думаете, какое время года изображено на этой картинке. Конечно, весна. А теперь попробуйте сказать, без чего не бывает весны. Для этого используйте картинку, которая перед вами. Например, весны не бывает без яркого тёплого солнца.

Дети составляют предложения, ведущий показывает это на сюжетной картинке.

Заяц. Молодцы, ребята, счастливого вам пути.

в) Игра "Сравни и назови"

Ведущий. А нам пора дальше идти. Повторяйте за мной:

В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдём
Друг за дружкою гуськом.

Дети идут дальше, повторяя речёвку-связку за ведущим, подходят к третьему мольберту, на котором находится солнышко, но без лучей.

Ведущий. Ребята, следующая ловушка Зимы. Преодолеть её нам поможет серый, зубастый ... (волк).

Дети садятся на стульчики. Появляется волк - игрушка Би-ба-бо.

Волк. Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы выполняете просьбу Весны, ищите подснежник, а звери и птицы помогают вам в этом. Я тоже хочу быть полезным и помочь Весне. Расскажу вам, какую третью ловушку приготовила Зима. Вы должны рассказать, какое весной солнышко и на что оно может быть похожим.

Ведущий. Ребята, посмотрите, солнышко грустит. А почему, как вы думаете? Правильно, у него нет лучей. Каждое ваше слово о солнышке станет его лучиком, и тогда солнышко улыбнётся.

И так, ребята, какое бывает солнце весной? (Круглое солнце, жёлтое солнце, тёплое солнце, ласковое солнце)

 - Солнце круглое, как ... мяч, апельсин, колобок.

- Солнце жёлтое, как... одуванчик, цыплёнок, лимон.

- Солнце ласковое, как... мама, бабушка, ветерок, тёплое море.

- Солнце тёплое, как ... рукавички, свитер, печка.

После каждого ответа детей, ведущий прикрепляет лучик к солнышку, а с последним лучом ещё и улыбку.

Волк. Молодцы, ребята. Вы всё правильно сделали, у солнышка появилось много лучей, и теперь оно не грустит, а улыбается. До свидания!

6. Игра "Подснежник"

Пока дети играют, взрослый надевает одному ребёнку на голову "шапочку-подснежника" и прячет его под белой вуалью.

Ведущий. Ребята, а мы-то с вами уже и пришли. Посмотрите, что это за сугроб.

Дети подходят к ведущему и встают вокруг "сугроба".

Здесь-то, наверно, Зима и спрятала наш подснежник. Давайте скорей освободим его из-под снежного покрова. Мы будем медленно поднимать снежный покров, а вы должны спрятаться под ним и помочь нашему маленькому цветочку подрасти.

Дети прячутся под вуалью, сидя на корточках.

Под музыку П.И. Чайковского "Подснежник" ведущие медленно приподнимают вуаль вверх, а дети вместе с ребёнком-подснежником поднимаются сначала с корточек, затем всё выше и выше, в конце поднимают руки вверх, стоя на носочках. Ведущий убирает вуаль. Ребенок-подснежник выходит вперёд и зачитает стихотворение П.Воронько "Маленький разведчик".

Ребенок-подснежник. Спасибо ребята, что освободили меня.

III. Итог занятия

Ведущий. Теперь придёт долгожданная весна. А за то, что вы были такими смелыми, дружными и сообразительными Весна дарит вам по волшебному цветочку.

Ребёнок-подснежник отдаёт корзинку с конфетами-подснежниками взрослому.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Повторяется речедвигательная игра "Наш автобус голубой".

Дети и ведущие под музыку уходят из зала.