Цель: создание условий для развития любознательности и познавательной мотивации детей.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о воздухе, о значимости воздуха в жизни человека;
- формировать у детей экологические знания культуры и отношение к природе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности;
- развивать логическое мышление.
воспитательные:
- воспитывать осознанное отношение к природе;
- воспитывать интерес к научным фактам.
Используемые технологии:
- экспериментирование и исследование;
- игровые;
- информационно-коммуникативные;
- здоровьезберегающие;
- проектной деятельности;
- сотрудничество.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое.
Материалы и оборудование:
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, пластиковые контейнеры, термос, стакан.
- Природный материал: апельсины, вода.
- Бросовый материал: отрезки бумаги (калька), 2 листа бумаги, шар с водой.
- Мультимедийное оборудование.
- Пилотка стюардессы, халат для экспериментирования.
- Магнитная доска, карточки со свойствами воздуха,.
Предварительная работа:
- Беседы в рамках проекта «Экология души».
- Наблюдение в ветреную погоду за движением веток деревьев, флажков, вертушек; за температурой воздуха, игры с ветром.
- Изготовление поделок веера, конструирование вертушки, ветряной мельницы.
- Просматривание познавательных мультфильмов в рамках проекта «Экология души»:
- Азбука здоровья - Воздух для вдохновения. Смешарики; видеосюжет «Воздух и его охрана»; видеосюжет «Гироскопический транспорт будущего»; видеосюжет «Ученые показали будущее в Сколково»; АБВГДЕЙКА «Воздух»; Почемучка «Зачем нужен воздух»; Природоведение. «Откуда дует ветер» Шишкина школа; «Свободный урок о воздухе»; Энциклопедия для детей «Что такое воздух?»; Природоведение. «Воздух» Шишкина школа; «Состав воздуха».
- Чтение познавательного рассказа И.Соколова-Микитова «Лес»; русской народной сказки «Пузырь, соломинка и Лапоть; рассказа по теме «Зачем мы дышим»; сказок В.Сухомлинского (перевод О.Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер»; сказки Е.Пермяка «Мыльные пузыри»; рассказа Л.Н.Толстого «Рассказ аэронавта»; глав из сказочной повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «Над облаками»);
- Творческая игра «Туристы»; дидактическая игра «Природа и человек»; «Определи силу ветра».
- Рассматривание альбома «Берегите лес - наше богатство»; иллюстраций «Дела ветра», картин об охране чистоты воздуха.
- Театрализация эко-сказки «Хламище Окоянище» по мотивам сказки Татьяны Яковлевой в рамках проекта «Экология души».
- Конкурс рисунка (совместный с родителями) «Чистый воздух».
- Разучивание песен о природе.
- Занятия детей в мини-лаборатории, опыты с водой.
- Создание презентации, просмотр детских роликов о деятельности научных сотрудников Сколково.
СОЗДАНИЕ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.
Развернитесь все ко мне, станьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем был виден экран, начнем наше занятие.
Дети стоят полукругом у экрана
Воспитатель: Совсем недавно в России стартовали Общероссийские дни защиты от экологической опасности, которые в нашей стране проводятся ежегодно весной под девизом: "Экология - Безопасность - Жизнь". Их проведение стало доброй традицией, которая отражает стремление миллионов людей жить в согласии с природой.
Большую часть суши на планете Земля как вы знаете занимает вода.
Слайд 3.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Если представить всю сушу на планете в виде круга, то вода составляет большую часть – это моря и океаны.
На нашей планете есть один необычный океан, невидимый. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете?
Ответы детей.
Если не смогут ответить
Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Слайд 4.
Воспитатель: Часто воздух, который окружает Землю, называют воздушным океаном. Поднимите руку кто из вас занимаются плаванием.
Слайд 5.
Воспитатель: Посмотрите на экран, вы узнаете кто это?
Ответы детей.
Воспитатель: Вам нравится плавать? Скажи, пожалуйста, учат ли вас на тренировках задерживать дыхание?
Ответы детей.
Опыт 1
Воспитатель: Обычный человек может задержать дыхание до 40 секунд, давайте мы тоже попробуем задержать дыхание у кого на сколько получится... (счёт до …).
Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть.
Слайд 6.
Воспитатель: Лишь тренированные спортсмены, которые занимаются нырянием с ранних лет, могут обходиться без воздуха до 6 минут, это почти в 30 раз больше, чем получилось у нас с вами.
А как вы думаете, что будет, если вовремя не вдохнуть воздух?
Ответы детей.
Согласна, мы можем задохнуться - значит, воздух важен для жизни человека.
Слайд 7 (состав воздуха)
Воспитатель: Ребята, представляете, воздух – это смесь газов.
- Посмотрите на рисунок, представим, что круг - это воздух. Миша, какого цвета больше? Прочитай какой это газ?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой газ отмечен синим цветом?
Ответы детей.
и т.д.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, какой из газов жизненно необходим человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему этот газ?
Ответы детей.
Воспитатель: А выдыхаем какой газ?
Ответы детей.
Воспитатель: А внутри нас есть воздух, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно.
Слайд 8.
Воспитатель: Трудно представить, что миллиарды лет тому назад на нашей планете не было жизни и виной всему – отсутствие кислорода. Посмотрите на экран, видите какой была наша Земля.
Воспитатель: Иногда говорят «Нужен как воздух», как вы думаете, что это значит?
Ответы: ведь без воздуха не было бы ничего живого.
Воспитатель: Вы правильно заметили, воздух необходим растениям, животным, людям, даже обитателям водной среды.
Слайд 9.
Воспитатель: Посмотрите, красиво?
Слайд 10.
Воспитатель: А здесь красиво? В нашем городе вы видели такие трубы?
Ответы детей.
Слайд 11.
Воспитатель: Ребята, а такую картину на улицах нашего города вы наблюдали?
Учеными доказано, что автомобильный транспорт на Земле является одним из главных загрязнителей воздуха.
На него приходится почти половина всех загрязнений воздуха.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если мы с вами будем постоянно дышать таким воздухом?
Ответы детей.
Слайд 12.
Воспитатель: Согласна, много людей по всей планете болеют из-за плохой экологии. Но всё же, почему мы не задыхаемся, ведь кругом столько заводов и автомобилей? Как вы думаете?
Ответы детей:
Слайд 13.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отметили. Зеленые растения хорошо очищают воздух. Если бы в нашем городе не было бы столько деревьев, парков, скверов, то мы бы задохнулись или заболели. Чем больше растений, тем чище воздух, поэтому очень важно сажать деревья и кустарники, собирать макулатуру (этим мы сбережем леса от вырубки деревьев). Ведь зеленые растения – это легкие нашей планеты. Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
Слайд 14.
Воспитатель: Мы с вами дважды участвовали в этом году в экологической акции «Круг жизни», наш детский сад собрал и сдал 2200 кг макулатуры. Мы спасли 22 дерева – это маленький скверик.
Как вы думаете воздух нам нужен только для того чтобы дышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, согласна. Я предлагаю продолжить наблюдения за воздухом. А для этого мы отправимся в небольшое путешествие. В главный научный центр России. Вы догадались куда?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, правильно. Нам разрешили провести там несколько опытов.
Слайд 15.
А чтобы быстрее добраться, отправимся в путешествие на самолете. Пожалуйста, поднимайтесь на воздушное судно и рассаживайтесь по местам.
Одеваю пилотку и шарфик.
Воспитатель-стюардесса: Командир корабля пилот международного класса приветствуют вас на борту самолета выполняющего рейс по маршруту Санкт-Петербург – Сколково (включить файл с голосом бортпроводника).
Слайд 16.
Воспитатель: Ребята, чтобы наш полёт прошёл быстрее, я предлагаю поиграть в вашу любимую веселую игру «Самолет». Выходите ко мне.
(физминутка) включить звук на слайде.
Слайд 17.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите в иллюминатор, наш самолет заходит на посадку.
Слайд 18.
Воспитатель: Мы приземлились в аэропорту, давайте пройдем в научный центр.
Ребята, берите подушки и рассаживайтесь поудобнее (садятся на подушки).
Я снимаю пилотку стюардессы и одеваю халат.
Мы с вами находимся в лаборатории, где проводят различные эксперименты, поэтому в целях соблюдения правил техники безопасности, смотреть и слушать нужно очень внимательно, а во время опытов необходимо всем сидеть на своих местах.
Воспитатель: Все интересное мы будем фиксировать на нашей магнитной доске (Прикрепляю слово воздух).
Опыт 2
Слайд 19.
Начнем. У меня в руках бутылка, как вы считаете, она полная или пустая?
Ответы детей.
Давайте проверим. Я пускаю пустую бутылку в воду, и что же происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Что это такое, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Бутылка не была пустой, в ней был воздух, но его не было видно.
Показываю две карточки, виден – не виден, дети выбирают правильный ответ и ставят на доску «Свойства воздуха».
Слайд 20.
Опыт 3
Воспитатель: Экспериментируем дальше….
У меня в руках две одинаковые пластиковые бутылочки, в одной вода, а в другой как мы выяснили - воздух?
Воспитатель: А как вы думаете, что легче вода или воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. А как нам это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель: А если у нас нет весов? Тогда как?
Ответы детей.
Будем работать в парах, выберите себе напарника, подходите к столу.
Слушайте внимательно задание. Каждой паре нужно определить, что легче, вода или воздух и поставить бутылочку в нужный контейнер (с гирей или с перышком).
На столе стоят два контейнера на одном картинка с перышком, на другом с гирей, 6 бутылочек с водой и 6 бутылочек с воздухом, по количеству пар.
Воспитатель: Молодцы, все справились. В контейнере с гирей стоят все бутылочки с водой. Значит вода легче воздуха или воздух легче воды?
Показываю две карточки (вода легче воздуха; воздух легче воды), дети выбирают правильный ответ и прикрепляют карточку на доску «Свойства воздуха».
Воспитатель: Ребята ученые доказали, хоть воздух и лёгкий, но он все таки, имеет свой вес.
Слайд 21.
Воспитатель: Один кубический метр его у земной поверхности (в атмосфере) весит всего 1 кг 300 г.
Слайд 22.
Воспитатель: Чтобы вам было понятнее, вот в такой коробке воздух у земной поверхности весит как 2 булки хлеба. Правда интересно?
Слайд 23.
Воспитатель: А еще ученые доказали, что воздух на земную поверхность давит со значительной силой.
Слайд 24.
Воспитатель: На каждый квадратный сантиметр земной поверхности воздух давит с силой в один килограмм – это примерно как литровая коробка молока.
Посмотрите, вот лист из тетради в клетку, на такой маленький квадратик воздух давит с силой вот такой коробки молока. Удивительно, правда?
А если взять человека среднего роста, например меня, то оказывается, что на меня воздух давит с силой около 15 тонн.
Слайд 25.
Воспитатель: Это очень много, это как один тяжелый самосвал или 3 грузовые машины.
А если взять, например Даню, он меньше меня ростом, то на него воздух давит с силой примерно как 2 грузовые машины. Даня, ты чувствуешь, как на тебя давит 2 грузовика?
Ответы детей.
Воспитатель: И я нет, а объясняется это тем, что внутри нашего организма тоже есть воздух, и он тоже давит (показываю руками, как давит воздух).
Внутреннее и внешнее давление воздуха как бы уравновешиваются, поэтому мы его не ощущаем.
Чтобы увидеть, как давит воздух на предметы, проведем следующий опыт.
Опыт 4
Наливаю в стакан воду и прикрываю его листком бумаги. Прижимаю ладонью бумагу к краям стакана и быстро переворачиваю его. Затем убираю ладонь от листа, и показываю детям, что вода из стакана не выливается, хотя я держу его вверх дном.
Воспитатель: Ну как вам такой фокус? Здорово? Кто-нибудь из вас догадался, почему вода не выливается?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит …
Показываю две карточки, воздух имеет давление – воздух не имеет давление, дети выбирают правильный ответ и прикрепляют его на доску «Свойства воздуха»
Слайд 26.
Воспитатель: Ребята, как мы уже с вами установили, воздух имеет вес, а еще, воздух может иметь разную температуру.
Воспитатель: Скажите летом у нас какой воздух? А зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы считаете, какой воздух легче холодный или горячий?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт 4
«Шарик в банке». В трехлитровую банку, наливаю горячую воду из термоса, затем выливаю ее, беру шарик, наполненный холодной водой, ставлю его на горлышко банки. Шарик сам постепенно проходит через горлышко банки внутрь.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет? Шарик упадет в банку или нет?
(Если не смогут объяснить)*
Когда я налила горячую воду в банку, как вы думаете, банка нагрелась? А после того как я вылила эту воду, банка осталась теплой или сразу остыла? А воздух в ней?
При охлаждении воздух уменьшается, становится тяжелее, таким образом, втягивает шарик в банку. Значит …
Показываю две карточки, что легче теплый воздух или холодный, дети выбирают правильный ответ и прикрепляют его на доску «Свойства воздуха».
Слайд 27.
Да, правильно, тёплый воздух легче, а холодный – тяжелее. Именно поэтому батареи отопления проходят вдоль пола (чтоб согревать холодный воздух), а форточки делаются в верхней части окна.
А у нас в детском саду еще пол с обогревом, воздух нагревается и поднимается вверх, поэтому у нас в группе всегда тепло.
Слайд 28.
Благодаря этим знаниям люди придумали воздушные шары. В шар накачивают воздух, под шаром стоит горелка, которая нагревает воздух, воздух становится легким, воздушный шар поднимается в небо, а к шару прикреплена корзина, в которой находятся люди. А когда нужно приземлиться, горелку закрывают, воздух постепенно остывает и шар опускается на землю.
Воспитатель: И еще очень много полезных вещей было придумано людьми благодаря наблюдениям за воздухом. Давайте мы тоже попробуем побывать в роли открывателей.
Слайд 29.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что надето на девочке? Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, что общего между жилетом и апельсином.
Опыт 6: Смотрите, у меня 2 апельсина. Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Я опускаю в воду неочищенный апельсин и очищенный от кожуры апельсин. Что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему же апельсин в кожуре не тонет, даже если очень постараться его утопить?
Ответы детей.
Воспитатель: Дело все в том, что кожура апельсина пористая, там много воздушных капсул, а как мы с вами уже знаем воздух намного легче воды, поэтому он не тонет.
По принципу апельсиновой кожуры устроены и спасательные жилеты.
Догадались как, кто сможет объяснить?
Ответы детей.
(Если не смогут)*
Воспитатель: Благодаря воздушным капсулам жилет не тонет, а выталкивает людей на поверхность воды.
Показываю еще раз, пробую утопить пальцем апельсин. Посмотрите на картинку, жилет тоже на поверхности воды.
Слайд 30.
Воспитатель: Ребята, вот видите, сколько интересного мы узнали о воздухе. Благодаря воздуху, мы с вами смогли прилететь сюда.
А как вы думаете, как такой большой и тяжелый самолет да еще с людьми на борту может летать?
Ответы детей.
Смотрю на часы, если уже 30 мин занятия, то говорю что нам пора возвращаться. Что об этом мы поговрим в следцющий раз.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может у вас есть другие предположения?
Ответы детей.
Если не смогут правильно ответить*
Воспитатель: Хорошо, попробую вам объяснить.
Опыт 7.
Раздаю детям бумагу-кальку и прошу их приставить бумагу под нижней губой и подуть на нее, потом, наоборот, над верхней губой и подуть на нее.
Воспитатель: Что же происходит, что у нас получается?
Ответы детей.
Может теперь сможет кто-нибудь объяснить, как летают самолеты? (показываю игрушечный самолет)
Ответы детей.
Слайд 31.
Воспитатель:Турбины самолета выдувают воздух,благодаря обтеканию воздухом поверхности крыльев создается как бы воздушная подушка, которая держит самолет, а когда самолет садиться он открывает закрылки, воздух распределяется под другим углом и самолет начинает снижаться.
Воспитатель: А кто еще летает благодаря воздуху?
Ответы детей.
Слайд 32.
Воспитатель: Благодаря воздуху летают птицы и насекомые. А хотите ещё узнать что-нибудь интересное о воздухе?
Ответы детей. (Смотрю на часы)
Ой, время нашего пребывания в научном центре подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад, но если вы хотите, мы вернемся сюда в другой раз и узнаем еще что-нибудь интересное о воздухе.
Может у вас есть какие-нибудь идеи, о чем бы вы хотели узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, значит в следующий раз, я расскажу вам о …. а сейчас займите свои места на борту нашего самолета.
Слайд 33.
Дети рассаживаются на стульчики, снимаю халат, одеваю пилотку и шарфик.
Стюардесса: Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни, во время набора высоты убедительная просьба не покидать своих мест.
Слайд 34.
Стюардесса: Наш самолет произвел посадку в г. Санкт-Петербург на площадке 90 детского сада. Температура за ботом +20 градусов. Наш полет окончен. Прошу вас пройти на выход.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Понравилось ли вам наше путешествие?
Ответы детей.
Давайте расскажем нашим гостям, где мы с вами были?
Ответы детей.
Что мы там делали?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, люди, каких профессий работают в научном центре Сколково?
Ответы детей.
Поднимите руку, кто из вас хотел бы стать ученым, экологом …..?
Ответы детей.
Молодцы, скоро вы пойдете в школу и если вы будите там хорошо учиться, то ваша мечта обязательно сбудется.
Давайте, договоримся, что дома вы покажите хотя бы один из опытов своим родителям и завтра мы обсудим, что из этого получилось, договорились?
Ответы детей.
Вспомните, какими свойствами обладает воздуха? Какой он?
По заполненной таблице на доске:
Воспитатель: Воздух – один из самых главных богатств Земли. А нужно ли его беречь?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, беречь воздух, значит беречь жизнь, здоровье и красоту природы.
А как мы можем беречь воздух? Может просто поменьше дышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда-то древнегреческий философ (один мудрый человек) Платон говорил, что воздух никому не принадлежит и то же время он — достояние каждого. Мудрец был прав?
Ответы детей.
Да, и отвечать за судьбу воздушного океана надо всем людям, каждому из нас, чтобы наша Земля всегда была такой «голубой планетой», какую видят её космонавты с борта космического корабля.
Ребята, встаньте, пожалуйста, возьмитесь за руки, давайте послушаем песню, можете подпевать.
Слайд 36 – слушаем песню
Слайд 37.
Нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им до свидания.
Литература.
1. Аниашвили К. Опыты и эксперименты. Детская научно-популярная энциклопедия.
2. Анита ван Саан. 365 экспериментов на каждый день/Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.
3. Белова Л.С. Моя первая книга экспериментов.
4. Белько Е. Увлекательные опыты с воздухом.
5. Гринберг Г., Пеллегрини И., Доменичини Н. Большая книга простых экспериментов для детей. Легко и весело о сложном.
6. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. /Центр педагогического образования, 2012.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. Москва, 2004.
8. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.
9. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь», 2006.
10. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.
11. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002.
12. Николаева С.Н. «Юный эколог.
13. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л.Н.Прохоровой.
14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика-Синтез, 2009.
15. Султанова М. Простые опыты с воздухом. Для дошкольников.