Дошкольник и родитель. Готовимся к школе вместе

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Если ребенок умеет читать и считать, то это не значит, что обучение в школе станет для него легко преодолеваемой вершиной. Малыш должен осознавать, что теперь его жизнь изменится, он будет выступать в новой роли, роли школьника. Ребенку нужна помощь родителей, чтобы подготовиться к этим изменениям.

Когда психологи определяют степень готовности детей к школе, то пытаются найти ответ для чего малыш идет в школу. Чаще всего мотивация ребенка связана не с учебой, а с внешними проявлениями школьной жизни. Например, у ребенка появится красивый рюкзак, родители купят цветные карандаши. Иногда ребенок хочет пойти в школу, чтобы встречаться со своими друзьями или стремятся быть взрослыми как его брат или сестра, которые уже учатся в школе. Иногда привлекательным для ребенка может стать игра на перемене со сверстниками или возможность сходить в буфет.

Задача родителей объяснить ребенку, что школа нужна для того, чтобы стать тем, кем он хочет (если ребенок мечтает о какой-то профессии), что школа - это новый этап его жизни, для реализации его мечты. У будущего первоклассника нужно создать положительный, но при этом максимально объективный образ учителей, системы обучения, а также школы в целом. Это нужно, чтобы, столкнувшись с реальным миром, не быть разочарованным и не потерять в дальнейшем интерес к тому, что будет происходить дальше.

Навыки, которые необходимы для первоклассника

Даже если ребенок обучен основам грамоты и счета, ему придется очень сложно без соблюдения правил, которые ему нужно будет выполнять с первых минут пребывания в любой школе. Одно из ключевых качеств, необходимых малышу – дисциплинированность. Родителям следует уделить больше внимания развитию умения слушать и слышать других. Кроме того, развитие дисциплинированности поможет ребенку справиться с соблазном поиграть вместо выполнения домашнего задания.

Для развития этого полезного качества идеально подойдут игра в шашки, шахматы, всевозможные настольные игры, так называемые «ходилки», где игрок бросает кубик и ходит фишкой. Такие игры учат соблюдать правила и ограничения, учат правильно реагировать на проигрыш и сопереживать тому, кому не повезло в игре.

Следующий необходимый навык - это самоорганизация в быту. Ребенок должен уметь складывать вещи на место, а не разбрасывать их повсюду, ему необходимо уметь самостоятельно собрать портфель после урока, не забыть принести сменную обувь и физкультурную форму, правильно организовать рабочее место на парте, вовремя зайти в класс после перемены и многое другое. И при этом родителя рядом не будет, здесь придется пользоваться своим багажом навыков самостоятельности. Если у ребенка они еще не сформированы, нужно срочно заняться его выработкой. Ребенку они помогут не только в школе, но и во взрослой жизни. Главное - действовать аккуратно, последовательно, постепенно и по-доброму.

Самооценка и ее значение для первоклассника

Если самооценка не соответствует действительности, и не важно в какую сторону (неадекватно завышена или занижена), то ребенку придется столкнуться с проблемами. В случае заниженной самооценки малыш будет отвечать неуверенно или будет избегать ответа, тянуть до последнего, даже если отлично знает его, что позволит другим ученикам обойти их. Его выбор будет всегда падать на решение более легких заданий. Уровень притязаний на более сложные задачи может снижаться с каждым годом. Если же ребенок привык, что он «звезда», то для него будет большим разочарованием, что так считают далеко не все. И учитель, который поставил такому ученику невысокую оценку, будет восприниматься «плохим», так как не оценил по достоинству его стараний.

Поэтому родителям стоит следить за тем, чтобы похвала была заслуженной. Если ребенку трудно - ему надо помочь, но не делать за него. Стараться не предлагать свою помощь, когда ребенок может самостоятельно выполнить задание.
Застенчивость, даже самую закоренелую, можно и нужно преодолевать. Такому ребенку надо помочь подобрать занятие, которое ему придется по душе, где у него все будет получаться. Необходимо найти тот вид деятельности, в котором ваш ребенок будет успешен. Развивать его задатки в этой области, формировать будущие способности. Даже небольшой успех придаст малышу силы и сформирует положительную мотивацию. Это позволит ему приобрести уверенность в своих силах и повысить его самооценку.

Упражнения, которые помогут подготовить ребенка к школе

Есть несколько советов по формированию необходимых компетенций для успешного обучения первоклассника в школе. Многие из них могут быть реализованы самостоятельно, без помощи специалистов и психологов.

1. Совместное чтение.

Читайте вслух вместе с детьми, даже если ваш ребенок уже умеет читать сам. Важно также совместное обсуждение того, что прочитали. Расскажите, что показалось самым важным и интересным для вас в книге, расспросите у об это у ребенка.

2. Формирование мотивации ребенка узнавать что-то новое.

Разговаривайте с ребенком больше, обсуждайте события. Спрашивайте его мнение. Любое, самое незначительное для вас явление может быть важным для малыша. Не игнорируйте его интерес, отвечайте на вопросы, если знаете ответ, или учите искать ответы вместе с ним.

3. Умение преодолевать трудности.

Ребенок не должен бросать начатое, из-за того, что у него не получилось с первой попытки. Поддержите его, если это необходимо. Контролируйте свои эмоции при оценивании результатов. Не предъявляйте завышенные требования. Ничего страшного если дошкольник выполнит задание полегче, зато это будет самостоятельно.

4. Игра в «школу».

Родители совместно с ребенком разыгрывают ролевое представление, где малыш играет роль первоклассника. Дайте возможность проиграть роль учителя, ученика («хорошего», «плохого»). У вас будет возможность посмотреть на «школьный мир» глазами вашего ребенка.

5. Снижение уровня опеки и заботы.

Когда малыш пойдет в школу ему придется самостоятельно застегиваться, обуваться и одеваться, аккуратно вешать вещи на вешалку, не забывать складывать все вещи в портфель, записывать домашние задания. И при этом взрослых, готовых помочь, не будет рядом. Начинайте предъявлять адекватные требования ребенку заранее, и дайте возможность ему их выполнить, даже если вам не понравится, как он это делает.