Характеристика проекта
Вид проекта: информационно-познавательный, игровой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель, логопед.
Продолжительность проекта: краткосрочный, месяц.
Актуальность
Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности, прописанные в Декларации прав человека.
Россия – огромная страна, богатая своей историей, традициями, значимыми событиями. К таким значимым событиям можно отнести и выборы.
И очень важно, чтобы при ознакомлении детей дошкольного возраста с избирательным правом, «эта громада важной информации не легла на ребёнка на сухом теоретическом уровне. Она должна быть окрашена эмоциями, которые вызывают и даже провоцируют взрослые. Т.Гризик».
В ходе работы над проектом, дошколята найдут ответ на все интересующие их вопросы, познакомятся с понятием «избирательное право», получат возможность для успешной самореализации, смогут прочувствовать ситуацию успеха.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
В ходе проведения беседы с детьми «Что такое выборы? Почему нужно выбирать президента, и нельзя оставить его на постоянный срок?» выяснилось, что вопросов у дошкольников больше чем ответов. Дети знают, что президента выбирают, а зачем и как это делается, не понимают. В результате беседы дошкольники пришли к выводу – чтобы понять, что такое выборы и зачем они нужны стране, сначала мы должны найти ответы на все интересующие нас вопросы.
Проблему проекта мы обозначили так: получитьпредставления о предвыборной кампании и проведении выборов; попробовать выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента группы и стать ее президентом.
Цель проекта: Сформировать начальные и элементарные представления о предвыборной кампании и проведении выборов; способствовать формированию активной жизненной позиции. Вовлечение и объединение коллектива детей, родителей и педагогов в совместную познавательную деятельность. Создание условий для развития познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи проекта
Для детей:
- воспитание патриотизма, любви к родине, ответственного отношения к законам России, уважения к государственным службам;
- закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, о праве выбирать и быть избранным;
- развивать мышление, умение рассуждать и делать самостоятельные выводы;
- воспитывать желание помочь, быть внимательным и предупредительным к окружающим;
- способствовать сплочению детского коллектива развитию дружеских взаимоотношений, навыков общения и взаимодействия в детском коллективе;
- развитие самооценки ребенка, и умения оценивать и ценить достижения сверстников;
- активизация и обогащение словаря.
Для педагогов:
- Повысить уровень творческой компетентности педагогов;
- Обеспечить качество педагогического процесса путем применения современных методик и технологий;
- Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей
- Способствовать активному вовлечению родителей воспитанников в деятельность ДОУ;
- Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
Объект проектирования
Социализация детей в детском саду проходит через игровую деятельность. Для реализации поставленных задач целесообразно обратиться к проектной деятельности. Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект «Выборы президента группы» акцентирует внимание на формировании, как у детей, так и взрослых гражданской позиции, правовой компетенции в вопросах избирательного права. Проект имеет игровой сюжет, носит комплексный интегративный характер (является частью образовательной деятельности в детском саду по направлениям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Ожидаемые результаты проекта «Выборы президента группы»
- дети имеют представления о праве человека делать выбор как в бытовых, повседневных вопросах, так и для решения важных социальных задач;
- имеют представление о процедуре выборов, организуемых для определения кандидата-представителя социального сообщества, способствующего положительным изменениям данном социуме,
- имеют представление о том, что важно участие каждого в подобных мероприятиях, так как от правильного выбора зависит будущее сообщества;
- имеют представление, как вести себя на выборах, об их участниках, организаторах;
- умеют элементарно аргументировать свой выбор, слушать других, совместно обсуждать различные проблемы, вопросы.
Реализация поставленных задач проходит в четыре этапа:
- 1 этап - мотивационно-целевой (предоставление информации о проекте и возможности участия в нем)
- 2 этап - проектировочно-организационный (подготовка проекта)
- 3 этап - содержательно-деятельностный (проведение проекта)
- 4 этап - оценочно-рефлексивный (подведение итогов и презентация проекта)
Содержание деятельности
1 этап – мотивационно-целевой
Деятельность педагога
- Беседа о выборах президента Российской Федерации.
- Интервью детей «Что я знаю о своих правах и обязанностях?» «Что такое выборы».
Деятельность детей
- Дети осознают суть данного мероприятия.
- Решают, могут ли быть участниками этого проекта.
2 этап - проектировочно-организационный
Деятельность детей:
- Выдвижение кандидатов на выборы президента группы.
- Использование алгоритма деятельности.
- Определение плана работы.
Взаимодействие с родителями
- Ознакомление с проектом родителей.
- Информационные листы для родителей на темы: «Конвенция о правах ребенка», «Что такое выборы?», «Действия во время голосования», «Правовое воспитание дошкольников», «О правах ребенка всерьез».
Деятельность педагога
- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
- Фиксирование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Предложение определения цели и задач проекта.
- Планирование мероприятий по реализации проекта.
- Подборка консультативного материала для родителей.
3 этап - содержательно-деятельностный
Содержание деятельности
Деятельность детей
- Изготовление атрибутов для игры «Выборы президента группы» (флаг, герб группы, паспорт, урна для голосования).
- Выбор флага группы, путем голосования.
- Выступление на выборах президента Российской Федерации.
Деятельность педагога
- Пополнение предметно - игровой среды группы по созданию условий для осуществления детьми игры по теме проекта.
- Чтение художественной литературы, беседа о выборах, о профессии – президент, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии.
- Изготовление бюллетеней для голосования.
- Вовлечение детей в процесс совместной деятельности по изготовлению атрибутов для голосования.
Взаимодействие с родителями
- Написание предвыборной программы кандидатов в президенты группы.
- Продуктивная деятельность (совместное творчество на тему «Мы – голосующая семья».
- Изготовление герба и флага группы.
- Голосование за президента Российской Федерации.
4 этап – оценочно-рефлексивный
Деятельность детей
- Дебаты – представление кандидатов в президенты группы
Дети (кандидаты в президенты) представляют свою предвыборную кампанию «Если я стану президентом группы», описывают себя, свои качества, свои предложения по изменению среды группы. Остальные дети (избиратели) задают интересующие их вопросы, слушают, оценивают выступления кандидатов в президенты.
- Проведение выборов: «Выборы президента группы»
Дети голосуют за кандидатов в президенты группы
- Подведение итогов голосования и представление президента группы
Деятельность педагога
- Помогает организовать голосование.
- Подводит детей к рефлексии своей деятельности.
Знают взрослые и дети,
Много разных прав на свете.
Но хочу вам рассказать
Я о праве избирать.
Даже маленькие дети
Обладают правом этим.
Выбирают, с кем дружить,
На какой кружок ходить.
Что покушать, что надеть
И какой мультфильм смотреть.
А когда постарше станут,
Выбирать не перестанут.
В 18 лет ты сможешь
Президента выбирать.
Ты воспользоваться должен
Своим правом избирать.
Президент страны великой
Очень умным должен быть.
И тогда страной огромной
Сможет он руководить.
Должен он хорошим быть,
Заботиться о людях.
И тогда народ ему
Благодарен будет.Что такое выборы?
Для чего они нужны?
Для того чтобы у власти
Были грамотные люди.
Чтобы было бедных меньше,
Чтоб у всех была работа.
Чтоб дороги стали лучше,
Чтобы летом с мамой, папой,
Ты бы мог поехать в отпуск.
Чтобы бабушка с дедулей
Жили долго и безбедно.
И хотелось бы наверно
Чтоб по всей стране ребята
Жили счастливо, безбедно.
Много важных дел решить
Предстоит тем людям,
Кого выберет народ.
И почётная, и ответственная
Миссия для людей на выборы ходить.