Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы ещё в 1994 г. принял Постановление 1248 по работе с одарёнными детьми, в котором говорится: «Ни одна страна не может себе позволить роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала, иначе, чем расточением человеческих ресурсов названо быть не может… Одарённым детям, должны быть, предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».
В МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40 «Золотая рыбка» развивающая предметно-пространственная среда построена на основе методических рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М.Марич).
Рассмотрим построение образовательного пространства МАДОУ исходя из следующих направлений: «Социально-коммуникативное» «Познавательное» «Речевое» «Художественно-эстетическое» «Физическое» «Инженерно-техническое».
«Социально-коммуникативное направление»
Для детей младшего возраста МАДОУ оказывает услуги по реализации развивающих программ в выходные, праздничные дни, а так же в вечернее время (выходные дни)
Для детей посещающих ДОУ в холле ДС построен «Мобильный автодром»: 3D-городок: напольное полотно с изображением проезжей части, пешеходной и тротуарных зон; 3D макет социальных учреждений, жилых домов; набор мягких модулей: транспорт; игровые модули разной формы для проектирования игрового пространства (дома, арки, ворота, мосты и т.п.); мультимедийный проектор.
Так же в холле ДС обустроен музей боевой славы, данный музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».
«Познавательное направление»
Учебно-опытный участок. Опыты, проводимые на участке, имеют в первую очередь, учебно-познавательное значение. Дети на учебно-опытном участке должны научиться наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, уметь анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы. На базе учебно-опытного участка проводятся экскурсии для воспитанников младшего дошкольного возраста детского сада. Так же дети на прогулках с удовольствием работают на участке, где познают азы выращивания различных культур;
Музей дружбы народов. Данный музей был организован в рамках проекта «Фестиваль дружбы народов» по инициативе заведующего Осадчей Р.Т. Нижневартовск очень своеобразный город, представляющий собой этническую карту бывшего Советского Союза. Национальный колорит наблюдается и в образовательных учреждениях, в МАДОУ г. Нижневартовска ДС№40 «Золотая рыбка» воспитываются дети разной этнической принадлежности. В связи с чем, в нашем детском саду было решено провести «Фестиваль дружбы народов». С помощью красочных костюмов и национальной музыки ребята понимают, почему важно жить вместе в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Разучивая танцы разных народов России, дошкольники познают основы различных языков, узнают о флоре и фауне разных уголков мира. Кроме того, ребята имеют возможность попробовать кухню разных народов и познать культуру различных национальностей.
Кабинет экспериментальной деятельности. Здесь представлены различные центры развития ребенка. Центр «Науки и природы»: комнатные растения, требующие разных способов ухода; земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений, емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения, стол с клеенкой, подносы, экспериментальные наборы Mekruphy. Центр «Я исследователь»: лупы, компасы, глобус, микроскопы, центр воды и песка, дидактический стол, наборы для сенсорного развития и исследования и др., картотека опытов по каждой возрастной группе по видам 47 исследований.
«Речевое направление»
Логопедический пункт. В 2016-2017 уч. год в Логопункте занимались 24 ребѐнка. На конец года с чистой речью - 19 воспитанников, 5 воспитанников продолжают обучение. Логопедический пункт оборудован всем необходимым для работы: методические и дидактические пособия, тренажеры, логопедические столы на каждого ребенка.
Интерактивная панель «Ребячьи сказки». Панель имеет название «интерактивная», т.к. любой ребенок, в любое время может подойти к данной панели и начать обучающую игру по принципу «Угадай сказку» или «Найди всех героев сказки». Данная панель магнитная, изготовлена специально для нашего детского сада.
«Художественно-эстетическое направление»
Музыкальный зал, в котором проводятся как образовательная деятельность, так и дополнительные платные услуги, а так же кружковая работа - это и хореография, танцы, вокал, театр. Музыкальный зал оснащен всем необходимым оборудованием.
Так же в фойе организована выставка народных промыслов, на которой зрительно показаны все виды народных промыслов - гжель, хохлома, дымковская, филимоновская игрушки. Воспитатели проводят экскурсии для детей, где наглядно показывают все детали и различия.
«Физическое направление»
В ДОУ уделяется особое внимание физическому здоровью воспитанников. Спортивный зал детского сада располагает необходимыми тренажерами, а так же интерактивным оборудованием. В спортивном зале проходят крупные мероприятия: «Смотр строя и песни» (совместно с центром детского и юношеского технического творчества «Патриот» во главе с подполковником запаса Виктором Федоровичем Кобзевым); соревнования среди воспитанников разных дошкольных организаций.
Сенсорная комната включает в себя мультимедийный экран, маркерную доску, маты, магический свет, световые эффекты, пуфики и дидактические коврики: «Цветной дождь»; Пузырьковая колонна; «Звездный дождь». Так же в данном кабинете происходят встречи «Родительского клуба».
В ДОУ есть отдельное помещение - кабинет БОС-здоровья, целью которого является укрепление и оздоровление часто и длительно болеющих воспитанников на основе метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца. У воспитанников формируется новый типа дыхания - синхронизация фаз дыхания и работы сердца; снижается заболеваемость.
Так же на территории детского сада располагается коктейль бар, лыжная база и оборудованная спортивная площадка.
«Инженерно-техническое направление» является приоритетным направлением ДОУ на сегодняшний день.
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» является соисполнителем проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывности образования (ДО-НОО-ООО)» федеральной инновационной площадки НОУДПО «Институт системно-деятельностной педагогики». В рамках данного проекта педагоги детского сада овладевают современными образовательными технологиями, обеспечивающими реализацию ФГОС и осваивают технологию деятельностного метода Л.Г. Петерсон ("Школа 2000...").
Также МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» является соисполнителем Всероссийского исследовательского проекта НОУДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» по теме: «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон (инновационная методическая сеть «Учусь учиться»)».
Плотное сотрудничество с площадки НОУДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» продолжается с 2014 года. ДОУ использует учебно-методический комплекс «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предназначенный для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, их познавательного, интеллектуального и личностного развития, в качестве одного из разделов образовательной области «Познавательное развитие».
Так же в работе с воспитанниками всех возрастов педагоги интегрируют в образовательный процесс инновационную технологию ТРИЗ. Данная технология является комплексом эффективных, проверенных практикой инструментов для решения инновационных задач, представляющий собой обобщенный опыт изобретательства и развития науки и техники. Это технология решения проблем, при которой процесс поиска не хаотичен, а организован и управляем. ТРИЗ призван не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
На базе МАДОУ проводится планомерная работа по обучению воспитанников инженерно-технической направленности. Успешно работают следующие кружки: «Шахматы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), «Lego-ленд» для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет), «Бумажный квадратик» для детей подготовительной к школе группы (с 6 до 7 лет), кружок «Веселые молекулы» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет), «Веселая математика» для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Групповые помещения и кабинеты дошкольной организации оснащены интерактивным оборудованием и персональными компьютерами (ноутбуками), акустической системой; каждая возрастная группа и помещения пищеблока, медицинского блока оснащены облучателями бактерицидными. В каждом групповом помещении стол для воды и песка, кинетический песок; световой стол для рисования песком; мультимедийный проектор.
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования.
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Мы уверены что результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте