Одной из главных задач ФГOC ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-oбразовательного процесса в ДOУ. Детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в ДOУ педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования в России является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и медико-психологические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешения противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями.
Оздоровительное направление в работе ДОУ является приоритетным на протяжении последних 15 лет. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет. К работе привлечены специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
Но вместе с тем анализ результатов диагностических исследований выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:
- высокий процент часто болеющих детей;
- 13,4 % воспитанников испытывают психоэмоциональный дискомфорт (согласно цветового теста М.Люшера и результатам социометрии);
- 30% семей воспитанников не ориентирована на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения у детей (по результатам анкетирования родителей);
- не все педагоги в профессиональной деятельности демонстрируют здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек ЗОЖ у детей;
- разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
Для улучшения положения необходима высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т.е. соответствуещего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению ценностей здорового образа жизни всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Необходимость определения стратегических перспектив, механизмов и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности, определили направление работы по: «Повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения».
Управление процессами здоровьесбережения рассматривается нами, как процесс формирования и регулирования организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, необходимых для эффективного достижения целей, делающий работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной. Основной целью здесь является сохранение и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Эффективность педагогических воздействий во многом определяется использованием системно-структурного подхода (ПК. Анохин, Д.Д.Донской, Н.А.Курьеров, и др.). В основу опыта положены теоретические разработки В.Алямовской, И.Аршавского, Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, и методические пособия в области различных оздоровительных методик.
Эффективный по словарю С.И.Ожегова определяется как действенный, дающий результат. Эффективность здоровьесберегающей деятельности предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, умение и желание семьи осуществлять здоровый стиль поведения, а также крепкое здоровье и полноценное физическое и психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения. Это достигается работой по двум взаимосвязанным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему.
Под здоровьесберегающей технологией понимаем комплексную систему ежедневной практической физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Под здоровьеформирующей - комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры. По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей. Сюда мы относим развитие двигательных качеств, внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков.
При разработке управленческих механизмов здоровьесберегающей деятельности ДОУ в основу взяты положения П.И.Третьякова, К.Ю. Белой, - создание управления по результатам. Где понятие «управление по результатам» авторы определяют как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации. В нашем случае в качестве результатов рассматривается состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и возможности и на основе этого строится процесс оздоровления.
Нами была разработана система управления и контроля деятельности педагогического коллектива по конечным результатам, которая реализовала следующие управленческие функции.
Информационно-аналитическую (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).
В ДОУ была создана творческая группа с целью организации и проведения мониторинговых действий по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей и профессиональной компетенции педагогов.
Творческой группой был составлен план работы по отслеживанию динамики детского развития, определены линии развития, методики, ответственные за проведение диагностики и сроки проведения.
Мотивационно-целевую (разработка методов стимулирования)
Разработано положение об оценке качества работы педагогического и обслуживающего персонала при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
Планово-прогностическую (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).
Выделены критерии эффективности оздоровительной работы:
Дошкольники
- Общая заболеваемость;
- Заболеваемость в случаях и днях на одного ребенка в год;
- Процент частоболеющих детей;
- Индекс здоровья;
- Процент детей испытывающих психоэмоциональное напряжение;
- Процент прироста физических качеств;
- Процент информированности детей о здоровье;
- Процент детей имеющих высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.
Родители
- Коэффициент удовлетворенности родителей здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ;
- Процент включенности родителей в спортивно-оздоровительную работу;
- Процент информированности родителей о здоровье, здоровом стиле поведения.
Педагоги
- Рост профессионального мастерства, обобщение опыта по здоровьесбережению;
- Оценка удовлетворённости педагогов своей работой.
4. Организационно-исполнительскую(создание и организация работы ПМПк, «Службы здоровья», организация работы по здоровьесбережению).
В ДОУ организована здоровьесберегающая служба «Совет Здоровья». «Совет Здоровья» охватывает работу всех специалистов ДОУ. Работа службы строится по блокам медицинский, педагогический, психологический.
Педагогический блок, предусматривает систему педагогических мер индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с личной программой его развития («индивидуальный маршрут развития») и работу с группами воспитанников по формированию у них навыков совместной деятельности. Это позволяет заложить в образовательную модель образовательного учреждения системный поход к развитию личности каждого ребенка, разработать индивидуальную программу развития каждого ребенка.
Медицинский блок, отвечает за здоровье детей. Обеспечивает систему лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей. Отслеживает результативность оздоровительной работы в МДОУ. Проводят мониторинг здоровья детей.
Психологический блок, предусматривает комплекс психологических мероприятий, направленных на устранение проблем организации педагогической работы в той или иной группе и затруднений, возникающих в развитии конкретного ребенка; обеспечение психического здоровья детей. Психолог осуществляют наблюдение за детьми, проводят диагностику психического развития детей с целью выявления возникающих проблем. Проводит коррекционно-развивающую работу с детьми. Даёт рекомендации родителям, педагогам. Психологическая диагностика дает возможность не только отследить развитие ребенка в ДОУ, но и оценить эффективность развивающей прогрессии.
5. Контрольно-диагностическую (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).
6. Регулятивно-коррекционную деятельность (создание рабочей группы по внедрению программ, технологий).
Мы считаем, что созданная в МБДОУ система управления и контроля деятельности за ходом реализации программы «ЗДОРОВЬЕ», позволит нам качественно достичь поставленную цель в деле сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности за своё здоровье, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
Cписок литературы
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
- Бастрон И.Я. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravleniedou/2013/10/07/integratsiya-obrazovatelnykh-oblastey-zdorove-i-fizicheskaya
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
- «Оздоровительная гимнастика». Комплексы упражнений. Л.И. Пензулаева. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
- «Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред. Л.В.Кочетковой. – М: ТЦ Сфера. 2005.
- Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М., 2004.
- Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21–28.