Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Дать понятие о предлоге как части речи.
Планируемые результаты:
а) Предметные. Обучающиеся получат представление о предлоге как служебной части речи и его связи с именем существительным, научатся устанавливать связь между словами с помощью предлогов, узнают о раздельном написании предлогов с другими словами.
б) Метапредметные
Регулятивные:
Обучающиеся получат возможность формировать и развивать умения
- принимать и сохранять учебную задачу;
- понимать смысл инструкций учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
Познавательные:
- Обучающиеся получат возможность развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость; учиться делать выводы;
Коммуникативные:
- Обучающиеся получат возможность учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
в) Личностные. Обучающиеся получат возможность учиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам и соседу по парте, формировать и развивать интерес к изучению русского языка.
Методы и приёмы обучения, технологии.
- Репродуктивные - объяснение, диалог;
- Продуктивные – проблемно-диалогический, частично-поисковый.
- Здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения учебной деятельности.
- Фронтальная, индивидуальная работа
- Групповая, парная работа.
- Коллективная работа.
Средства обучения.
- Учебник “Русский язык. 2 класс часть 2” Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий – М. Просвещение. 2014; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
- Рабочая Тетрадь “Русский язык. 2 класс часть 2”, видеофрагменты образовательной программы «Шишкина школа» по теме «Предлог» (источник - http://www.youtube.com/user/ShishkinaShkola), кластер по теме «Предлог» в виде яркого цветка, искусственный цветок и ваза для него, средства обратной связи – светофоры.
Межпредметные связи.
- Литературное чтение – стихотворение В.Левина.
Региональное содержание.
- «Морянка». Рабочая тетрадь. 2 класс. Архангельск 2017, страница 22 – Стихи Нины Проничевой(о весне света, весне воды, зелёной весне).
- Использованные источники: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/01/31/urok-russkogo-yazyka-2-klass-umk-shkola-rossii-po-teme
Ход урока
1) Организационный момент. Приветствие
- Фрагмент программы «Шишкина школа».
- Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые учителя! Я не случайно начала урок именно с фрагмента этого фильма. Дело в том, что ученики Шишкиной школы будут нам сегодня помогать в изучении очень интересного материала, поэтому мы иногда будем заглядывать к ним на урок. А сейчас, ребята, улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям. Я желаю вам дружной и активной работы!
1) Актуализация знаний.
- Запишите в тетрадях число, классная работа. Выполните задание по чистописанию (написано на доске заранее).
//л//о//г//п//р//е//д//
Мы вышли из берёзовой рощи.
- Напишите сверху над словами, какие это части речи (один ученик работает у доски). СВЕТОФОРЫ.
- Я пришла на урок не с пустыми руками (показываю цветок). Расскажите о цветке с помощью известных вам частей речи.
Итак, цветок – это… имя существительное.
Подберите прилагательное, цветок какой?....(душистый, красивый).
Глагол? Цветок что делает? - …..(стоит).
Где он стоит? в вазе. (что?) Ваза – тоже существительное.
Давайте из всего, что сейчас сказали, составим предложение и запишем его.
(один ученик работает у доски).
- Красивый цветок стоит в вазе.
- Напишите сверху над словами, какие это части речи.
СВЕТОФОРЫ.
2) Самоопределение к деятельности
- Над какими словами в обоих предложениях мы не написали части речи?
- Почему? Что вы о них знаете?
- Посмотрите внимательно на буквы в чистописании. Если разглядите слоги и переставите их местами, получится слово (Подсказка: начните с буквы, обозначающей глухой парный согласный звук). Верно, это слово ПРЕДЛОГ.
- О чём будем говорить на уроке? (о предлоге)
- Итак, тема урока – Общее понятие о предлоге. (Приложение 1)
- Сформулируем задачи уроки:
- узнать, что такое… предлог, для чего… предлоги нужны в речи, как… они пишутся;
- научиться… отличать предлоги от других слов. (Приложение 1)
3) Организация познавательной деятельности
- Разобраться с этими непростыми вопросами нам поможет… учебник.
- Запишите в тетради Упр. 183.
- Прочитайте стихотворение.
- Определите его тему (о чём оно?)
- Какая это весна – весна света, весна воды, зелёная весна? Как догадались?
- Какие слова выделены? Назовите их. Догадались, что это за слова?
- Да, это и есть предлоги – маленькие слова.
- Как они написаны с другими словами – слитно или раздельно?
- Спишите стихотворение самостоятельно:
- 1 и 2 парта – 1-е предложение,
- 3 и 4 парта – 2-е предложение.
- Подчеркните предлоги. Проверим вслух.
СВЕТОФОРЫ.
- А теперь подчеркните слова, перед которыми стоят эти предлоги. Проверим вслух.
- Что это за часть речи?
- Что увидели? – Предлоги стоят перед существительными, они дружат с ними.
- Вернёмся к задачам урока. Что мы выяснили? Мы выяснили, что предлоги – это отдельные слова. Но отдельные слова – существительные, прилагательные, глаголы, местоимения – это части речи. Значит, и предлог – часть речи.
Итак, предлог – часть речи, пишется раздельно с другими словами и употребляется вместе с именами существительными. ((Приложение 1)
Физминутка
Игра «Правда это или нет?»
- Правда - присели, шутка – прыгаем и хлопаем.
1) Под столом портрет, над столом табурет.
2) Дед в печи, дрова на печи.
3) На столе лепёшки, под столом сапожки.
4) Овечки в речке, караси у речки.
- Почему часто была неправда, что неверно? (перепутаны предлоги).
- Давайте выясним, для чего служат предлоги.
Работа в 3-х группах: Составьте из слов предложения, форму слов не меняйте. (Приложение 2)
- 1 группа – пушистый, заяц, ёлочкой, построил, дом
- 2 группа – белочка, ветку, ветки, рыжая, прыгает
- 3 группа – кот, серый, подошёл, забору
- Составили предложение? Почему?
- Подберите недостающие слова и вставьте их в предложение.
- Прочитайте, какие предложения у вас получились.
- Как называются слова, которые вы вставили?
- Зачем мы их употребили? (чтобы связать слова в предложении).
- Для чего же служат предлоги? (служат для связи слов в предложении) ((Приложение 1). Вот поэтому их называют служебной частью речи.
- Давайте всё, что мы выяснили, проверим по учебнику (чтение правила на странице 109 – вслух).
- Совпадают ли наши выводы с правилом мудрой Совы?
- Да. Значит, мы молодцы. Но обо всём ли, что написано в правиле, мы говорили? (Нет, не говорили о правописании глаголов). Действительно, перед глаголами предлогов не бывает. (Приложение 3)
- Давайте попрыгаем, присядем, наклонимся.
- Что мы сделали? – попрыгали, присели, наклонились. Задайте вопрос к этим словам (это всё глаголы). Значит, все они пишутся слитно, и предлогов перед ними нет (показ раздвижных табличек) (Приложение 4)
- Нам встретилось лишь несколько предлогов, а в русском языке их намного больше.
- Фрагмент программы «Шишкина школа» - какие бывают предлоги.
- Какие ещё предлоги часто встречаются в русском языке? – Упр. 185 (Первый раз прочитать вслух, второй раз – шёпотом, стараясь запомнить их написание. Предлоги всегда пишутся одинаково, их надо запоминать).
4) Первичное закрепление
Недавно я прочитала стихотворение Вадима Левина про бездомного щенка. Я хотела бы, чтоб и вы его прочли. Только в нём некоторых слов не хватает. Впишите их в стихотворение. Если будет сложно, обращайтесь за помощью к соседу по парте(карточки каждому) (Приложение 5).
Гулял __ улице щенок.
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял __ метель и солнцепёк
И __ дождём гулял и мок,
И если даже шёл снежок,
Гулял __ улице щенок.
Что это за слова вы вставили? (предлоги). Как написали их с другими словами? (раздельно).
Проверка по эталону. СВЕТОФОРЫ.
- Читаем стихотворение по 2 строчки.
- Что вы чувствовали при чтении? Жалко ли вам щенка? Почему? Кто виноват, что он бездомный? Можно ли так относиться к животным?
5) Рефлексия с применением уровневой дифференциации
а) Выберите задание по своим силам и выполните его в тетради. (Приложение 6)
1 уровень (репродуктивный)
Спишите предложение, подчеркните предлоги.
В лесу на полянке гуляла медведица с медвежатами.
2 уровень (репродуктивно-продуктивный).
Спишите словосочетания, вставляя недостающие предлоги.
Поглядите … небо, взлетит … солнцу, вылетела … клетки.
3 уровень (продуктивный).
Спишите предложение, исправив ошибки.
Девочка по танцевала и вы бежала иззала.
Проверка по эталону. СВЕТОФОРЫ.
б)
- Ребята, у Василисы, учительницы Шишкиной школы, тоже есть цветок. И он не простой.
- Фрагмент программы «Шишкина школа» - путешествие.
- Только цветы мы с вами рвать не будем, тем более такие удивительные.
6) Итог урока
- С какой частью речи познакомились? Какие задачи ставили?
- Какие выполнили? (рассказ о предлоге по составленному кластеру - цветку)
7) Рефлексия деятельности
- У вас на партах – недорисованные солнышки (Приложение 1).
- Дорисуем носик.
- Если вы всё поняли о предлоге – дорисуйте !
- Если вы не всё поняли – дорисуйте ?
- Дорисуем рот.
- Если вам понравилось, как вы работали на уроке – улыбочку.
- Если вам не понравилось, как вы работали – уголки рта опущены.
- А теперь прикрепите ваши солнышки на доску над нашим цветком (кластером).
8) Информация о творческом домашнем задании
- Рабочая тетрадь упр. 113 – составить предложение по любой картинке и записать его.
- Спасибо за урок!