Дидактические упражнения, представленные нами в данной разработке, как в совокупности с речевыми упражнениями (примеры конкретных занятий), так и отдельно, объединенные общей темой («Классификация», «Обобщение», «Последовательность событий», «Нелепицы»), преследовали главную цель всей работы с детьми дошкольного возраста: развитие мышления у дошкольников.
Ниже приведены примерные конспекты занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Фронтальное занятие 1
Тема: «Дифференциация звуков [л] - [л']»
Цель: дифференциация звуков [л] - [л'].
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л']
- формировать умение различать звуки [л] - [л']
- отработать тему одежда
- развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Коррекционные:
- развивать фонематическое восприятие на данный акустический образ
- совершенствовать навыки звукового анализа
- совершенствование навыка слогового анализа слов
Воспитательные:
- воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих
- поддержание интереса к занятиям
- развитие навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии
План
I. Орг. момент
II. Основной этап:
1. Артикуляция звуков
2. Характеристика звуков
3. Дифференциация звуков в слогах
4.Развитие фонематического слуха
5. Физкультминутка
6. Деление слов на слоги
7. Упражнение на развитие логического мышления в рамках темы «Одежда»
III. Итог занятия
Фронтальное занятие 2
Тема «Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Мамин праздник. Профессии»
План
I. Орг. момент
II. Основной этап
1. Игра "подарки для мамы"
2. Игра - сравнение "разные мамы"
3. Игра-объяснение "вот так подарок!"
4. Динамическая пауза "мама спит"
5. Игра – описание "мамина работа"
6. Игра – рассказ "белка – помощница"
III. Итог занятия
Фронтальное занятие 3
Тема «Дифференциация звуков [ч] – [ть] в словах»
Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей старшей группы дифференцировать звуки
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание и память;
- тренировать в звуко-буквенном анализе слов;
- закреплять навыки пространственной ориентировки;
Образовательные:
- закреплять навык словообразования новых существительных с помощью уменьшительного суффикса -ик;
- учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;
Коррекционные:
- развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики;
План
I. Организационный момент
II. Основной этап
1. «В огороде»
2. Артикуляционная гимнастика
3. «У нас гость»
4. «Лесная школа»
6. Физкультминутка «Сел на ветку снегирек»
5. «В уголке буквоеда»
7. Скажи ласково
8. Классификация «Овощи»
9. Итог занятия
Фронтальное занятие 4
Тема «Составление рассказа о весне по сюжетной картинке»
Цель: обучить детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать развитию представлений о весне; изменениях в живой и неживой природе весной;
Коррекционные:
- развитие моторики артикуляционного аппарата;
- развивать у детей логическое мышление и долговременную память;
- развивать умение строить распространенные предложения;
- развивать умение строить высказывание;
- развивать умение составлять связный, последовательный рассказ по сюжетной картине;
- развивать умение использовать разные типы предложений (простые распространённые и сложные);
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение работать в команде;
- поддержание интереса к занятиям;
План
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Актуализация знаний о весне.
4. Актуализация знаний о весне.
5. Физкультминутка.
6. Рассматривание картины.
7. Развитие связной речи и логического мышления.
8.Итог занятия
Фронтальное занятие 5
Тема «Практическое употребление глаголов совершенного/несовершенного вида, составление с ними предложений».
Цель: научить детей различать и употреблять в речи глаголы совершенного/несовершенного вида.
Задачи:
1. Образовательные:
- Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок
- Обучать составлению предложений по сюжетным картинкам
- Учить пересказывать короткий текст по опорным картинкам с опорой на предметные картинки
2. Коррекционные:
- Закрепить понятие о словах-действиях
- Развивать словесно-логическое мышление, внимание и память
3. Воспитательные:
- воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих
- поддержание интереса к занятиям
- развитие навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии
План
I. Организационный момент
II. Основной этап
1. Игра «Что он делает? Что он сделал?»
2. Физкультминутка
3. Составление предложений с глаголами совершенного/несовершенного вида
4. Рассказ «День рождения», обобщение по данной теме.
III. Итог занятия
Фронтальное занятие 6
Тема «Дифференциация звуков [ш] - [щ]»
Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей подготовительной группы дифференцировать звуки [Ш] – [Щ] в словах.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое и зрительное внимание и память;
- тренировать детей в звуко-буквенном анализе слов;
- закреплять навыки пространственной ориентировки;
Образовательные:
- закреплять навык подбора слов-антонимов;
- учить работать в команде, выслушивать ответы друзей, давать полные ответы;
Коррекционные:
- развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, словесно-логическое мышление;
План
I. Орг. момент
II. Основной этап
1. Пальчиковая гимнастика
2. Уточнение характеристики звуков [Ш] и [Щ]
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Развитие фонематического слуха, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
5. Физкульт-минутка «Шесть котят пушистой кошки»
6. «В уголке буквоеда»
7. Скажи наоборот
8. Итог занятия
Фронтальное занятие 7
Тема «Знакомство со звуком [щ]»
Цель: знакомство с шипящим звуком [щ]
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать динамическую организацию органов артикуляционного аппарата.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, целостное восприятие и расширять кругозор.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развитие связной речи.
Воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль за речью.
Образовательные:
- Закрепить правильную артикуляцию звука [щ].
- Сформировать навыки фонематического (звукового) анализа.
- Сформировать навык внимательного и уважительного слушания своих товарищей.
План
1. Организационный момент
2. Изолированное произношение звука [щ]. Артикуляционная и акустическая характеристика звука [щ]
3. Работа со словами, расширение словаря на звук [щ]
4. Развитие фонематического восприятия
5. Связь звука [щ] с буквой Щ
6. Физ.минутка
7. Развитие фонематического восприятия и закрепление связи «звук [щ] – буква Щ»
8. Развитие просодической стороны речи
9. Дифференцированный итог
Фронтальное занятие 8
Тема «Дифференциация звуков [ч] – [щ] в словах»
Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв ч-щ в словах;
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв ч-щ в словах;
- Продолжить работу по активизации словарного запаса;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие зрительного внимания и восприятия,
- Развитие речевого слуха и фонематического восприятия,
- Развитие памяти.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Установление навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
План
I. Организационный этап.
II. Основной этап
1.Пальчиковая гимнастика "Дом"
2.Артикуляционная гимнастика.
3. «Сигнальщики»
4. «Займи нужное место»
5. «Послание Черепахи»
6.Физкультминутка
7. «Письмо от Щенка»
8. «Назови маленького, назови большого»
III. Итог занятия.
Дидактические игры по теме «Классификация»
Классификация является одной из наиболее сложных мыслительных операций. Умелое выполнение классификации по заданным свойствам характеризует высокий уровень логического мышления дошкольника. Предложенные упражнения учат детей находить общий признак предметов или геометрических фигур и по нему объединять предметы или геометрические фигуры в однородные группы.
«Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. Например, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну коробку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов становится все более обобщенной. Например, ребенок может собрать вместе всю посуду или все, что нужно для купания».
Упражнение 1. «Аквариум»
Детям выдается набор изображений предметов. Детям предлагается найти сходные признаки и отличия. Затем детям предлагается самостоятельно выделить то, по чему можно разделить это количество предметов на две группы, три, четыре.
Сходные признаки: все овальные, имеют плавники, живут в воде.
Различия: разный размер, разный цвет, разный узор чешуи.
Содержание
Педагог просит детей выбрать признак, по которому можно поселить рыбок в два аквариума (маленькие и большие). «В двух аквариумах рыбкам тесно» говорит логопед и добавляет еще один аквариум и предлагает выбрать признак, по которому можно поселить рыбок в три аквариума (по цвету: синие, красные, желтые). Затем педагог показывает еще один аквариум и предлагает детям поселить рыбок в 4 аквариума (по узору чешуи: волнистая, зигзагообразная, прямые линии, сеточка).
Упражнение 2. «Цветы»
Содержание упражнения сходно с игрой «Аквариум», только сходные и отличные друг от друга признаки будут другими.
Упражнение 3. «Волшебный мешочек»
Содержание
В непрозрачный мешочек помещаются кружки разного цвета и размера. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет и размер (большой, маленький). Педагог обводит выложенные кружки объединяющим жестом и спрашивает: «Что перед вами лежит?». Игра проводится аналогично и с другими геометрическими фигурами.
Упражнение 4. «Чаепитие»
Содержание
Педагог разыгрывает сюжетную ситуацию «Пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет», в конце педагог спрашивает, что ребенок поставил на стол (посуду).
Подобным образом проводятся игры:
«Одеваемся на прогулку» - закрепление прядка одевания, название предметов одежды и, наконец, введение обобщающего слова «одежда»
«Оборудуем комнату для куклы» и др.
Коррекционно-развивающая работа по теме «Последовательность событий»
Чтобы добиться от детей установления верной последовательности событий, представленной в методике, используемой нами в процессе диагностики, нам необходимо обучать детей мыслить последовательно, ясно представляя цепочку действий, которые могли привести к определенному результату. Данное направление работы как нельзя лучше коррелируется с логопедическими занятиями, на которых требуется отрабатывать такие временные понятия как «до», «сначала», «раньше», «позже» «потом», «после» и так далее. В работе над установлением верной последовательности событий помогают упражнения, указанные ниже.
Упражнение 1. «Каким я был, каким буду»
Содержание
Педагог предлагает детям представить себя маленькими детьми, которые еще не ходят в детский сад. Дети показывают, как младенцы сосут палец, ползают и лепечут. После этого воспитатель говорит, чтобы дети изобразили себя взрослыми, они важно ходят, спешат «на работу», читают книги. Далее по команде педагога «Было!» дети ведут себя как младенцы, «Сейчас!» как обычные дети и «Будет!» изображают взрослых.
Упражнение 2. «Продуктовый магазин»
Содержание
Воспитатель объясняет детям, что, если быть внимательными и замечать всё, что происходит вокруг, можно очень многое узнать, например, «идет человек в магазин или возвращается из него?». Педагог показывает детям две тканевые сумки, в одной лежат муляжи овощей и фруктов, в другой пусто и спрашивает, с какой из сумок мама пойдет в магазин, а с какой – уже вернулась домой.
Упражнение 3. «Почему грустит мальчик?»
Содержание
Со временем необходимо усложнять серии сюжетных картинок, начиная с простых моделей, таких как «целое яблоко – надкушенный плод – огрызок», заканчивая последовательностью, в которой отражены человеческие эмоции. Наибольший отклик находят изображения, где отражены детские переживания «у мальчика сломалась игрушка – он очень грустит – папа починил игрушку – мальчик очень рад и обнимает отца». В ходе исследования мы обратили внимание, что игра на последовательность событий «Готовим бутерброд (суп)» также была активно принята детьми, они проигрывали ее даже вне коррекционно-развивающих занятий, без помощи воспитателя, изображая роль мамы, которая готовит и ребенка в качестве помощника. Многие придумывали свои последовательные цепочки, в три-четыре шага, используя слова «сначала», «потом», «затем», «в итоге».
Коррекционно-развивающая работа по теме «Нелепицы»
Дети среднего дошкольного возраста пользуются приемами наглядно-образного мышления, воспринимая информацию буквально, так, как ее подают воспитатели и родители. В своей работе, дошкольные педагоги часто используют большое количество детской литературы, не всегда задумываясь о том, понимают ли дети услышанное. Так, например, в процессе беседы с воспитателем средней группы детей с общим недоразвитием речи, мы выяснили, что педагоги читают книги Корнея Ивановича Чуковского без объяснений содержания произведений, понять которые дошкольник самостоятельно не может. Разумеется, мы учитываем тот факт, что сказки К.И.Чуковского используются воспитателями младших и средних групп детского сада в качестве ритмически-организованной истории, в которую не вкладывают скрытого смысла и подтекста, а также, не считая нужным объяснять его детям. С точки зрения стихосложения, такие произведения как «Путаница» и «Телефон», хорошо воспринимаются детьми даже без опоры на смысловую составляющую, отрывки из этих произведений служат опорой для развития памяти, а также диалогической речи (в случае с произведением «Телефон»).
Давайте представим себе, как воспринимает ребенок 3-4 лет произведение «Телефон». Задается ли он вопросом, для чего крокодил попросил по телефону калоши, что это вообще такое и зачем их есть. Мы не исключаем тот факт, что помочь разобраться в данном затруднительном положении могут помочь иллюстрации, однако не факт, что ребенок так быстро сообразит, где на картинке «телефон», а где эта загадочная «калоша». Дети младшей группы с радостью находят на картинке знакомые объекты окружающего мира, но оперирование такими словами как «пуд» (в значении меры веса), «калоши», «газели», «дребедень», «галдели» и так далее, не доступно детям без отдельного коррекционно-развивающего занятия, направленного на разбор каждого слова, встречающегося в тексте. На собрании, посвященном совместной работе воспитателей и логопедов, мы обозначили данную проблему, в ответ услышав резонный вопрос о необходимости объяснения этих слов детям. Но раз воспитатели читают данные произведения своим подопечным, значит должны объяснять все незнакомые слова, как делают это учителя на уроках русского языка в начальной школе. Переходя к произведению «Путаница», мы должны отметить, что это стихотворение также вызывает положительный отклик у детей, однако проблема непонимания смысла услышанного, всё также является актуальной. То, что «кошечки захрюкали», а «уточки закрякали», воспринимается детьми младшей группы как данность, а регулярное прочтение сказки может способствовать закреплению неправильного речевого стереотипа как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей без речевых патологий.
В процессе наблюдения за группой дошкольников среднего возраста не имеющих речевых нарушений, нами было установлено, что нелепицы, присутствующие в стихотворении К.И.Чуковского «Путаница», не воспринимаются детьми как юмористические элементы, а принимаются как данность. В связи с этим, нами был сделан вывод о том, что любую нелепицу необходимо подробно объяснять детям на занятиях по развитию речи. Разумеется, у детей с общим недоразвитием речи данный параметр мыслительной деятельности затруднен в большей степени.