Обобщение опыта «Патриотическое воспитание учащихся младших классов в современной школе»

Разделы: Патриотическое воспитание


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самое благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт все сторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем ,воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершением и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание сошло “на нет”. Этому в последние годы способствовало – немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.

Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А молодежь, не усвоила уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной ,созидать её будущее.

Патриотизм. Каково содержание этого понятия?

Прежде всего, надо помнить, что патриотизм – категория нравственная. А к нравственным поступкам ребёнка побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Ребёнок должен иметь качество гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю культуру, как своего, так и других народов его населяющих, быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. И, конечно же, как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь.

Отсюда основа моей педагогической позиции в патриотическом воспитании - это принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в жизни. Индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природных данных. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует. Отсюда ядро, фокус всего долгого и длительного воспитания - пробуждение в самом ребенке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Самостоятельная работа ума и чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей - таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, формируя себя как Личность.

Взаимоотношения

Начальным условием, предпосылкой нормального воспитательного процесса, является, прежде всего, создание в детском коллективе атмосферы доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения, атмосферы, исключающей какое-либо насилие. Отсюда важно создание воспитательной среды.

Воспитательная среда - это гуманные отношения между людьми:

- взаимоотношения между мальчиками и девочками;

- взаимопонимание классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя;

- сдержанность в выражении своих чувств и эмоции;

- выработка и соблюдение своей педагогической этики.

В классе мы с ребятами вырабатываем правила общения, законы жизни, т. е. свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания, его живую душу и живую этику.

Этика определяет дух, стиль патриотического воспитания по сложившимся законам жизни. Учить и учиться, искусству жить в мире, дружбе и согласии, научиться терпимости  к другим народам - это одна из важнейших задач патриотического воспитания.

Нам самим интересно  создавать красивые правила поведения, от выполнения которых прибавляется в классе тепла и света, дети становятся добрее. Класс - самое   удобное место для единения людей, для воспитания настоящих маленьких патриотов, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образ жизни.  Без создания и воспитания коллектива, где ребенок черпает отношения и проявляет свои отношения, будучи объектом и субъектом коллективного развития, воспитательная деятельность по патриотическому воспитанию обречена на неудачу, несмотря на огромные затраты времени и сил.

Понять ученика и помочь ему осознать и реализовать себя как Личность, самая моя важная задача.

Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных законов жизни. Мы живём по правилам:

Выше перечисленные законы не будут действенными без заботы, доверия, доброты. Забота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем.

В каждого ребенка я стараюсь верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Стараюсь предоставить ребятам возможность почувствовать, что они могут многое, способны решать реально действовать - быть творцами себя и окружающего их мира. Не бояться рисковать, доверять им.

Настраиваю моих питомцев на  добро - с первого пребывания в школе. Не прожить и дня без доброго дела! Учу ребенка видеть боль другого, уметь его защищать других от тревог и несчастий, уметь успокоить. Для этого главное средство - помощь одиноким, больным, престарелым.

Воспитываю культуру межличностного общения, стараюсь установить в школьном коллективе человеколюбивый климат, тональность требований. Особое внимание уделяю сплочению детского коллектива, учу ребят активно участвовать во всех мероприятиях класса, школы, города, края.

Каждому выпускнику начальной школы вручается памятка.

1.   Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

2.   Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

3.   Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.

4.   Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.

5.   Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.

6.   Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.

7.   Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу, Родину.

8.   И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Действую по правилам:

1.Максимальное вовлечение учащихся в активную  познавательную деятельность.

2.Не развлекательность, а занимательность, поиск и увлечение как основа эмоционального тона работы в классе.

3.Поддержка альтернативности, множественности мнений.

4.Развитие функций общения – как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Исходя из этого, строится методика моей работы с детьми, которая  сориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребёнка с учётом новых технологий в воспитании.

Всё вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы «Патриот», рассчитанной на реализацию в младших классах современной школы. Необходимость создания такой программы объясняется тем, что для начальной школы нет программы по  патриотическому  воспитанию, а вопрос этот важен как никогда ранее, ведь воспитание маленьких патриотов, чем раньше начнётся, тем выше будет результат.

Патриотическое воспитание.

Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели  решаю следующие задачи:

-стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;

-формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,

-развиваю творческие  способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;

-воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

-учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;

-учу бережному отношению к общественному достоянию;

-прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;

-прививаю чувство любви к своему Отечеству.

-развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.

-воспитываю у детей неприятие  агрессии, насилия и войны.

-способствую физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой.

«России славные сыны» - направлен на изучение героического прошлого нашей страны, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, который знакомит учащихся с людьми, которые прославили нашу Родину, о которых знают не только в нашей стране, но и за её пределами.

«История моей страны» - отвечает задачам изучения истории родной страны, сохранения народных традиций, знакомство с особенностями быта, исследовательско - поисковой деятельности.

«Природа родной земли», этот раздел знакомит детей с природой родного края, страны. Мероприятия этого раздела нацелены на воспитание бережного отношения к природе, привитие любви к окружающему миру, поиску материала о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.

«Наша армия родная» - темы этого раздела направлены  на изучение учащимися  истории  родной армии, героического прошлого, воспитание   чувства уважения к традициям российской армии.

«Моя семья» - подборка мероприятий направленных на изучение и сохранение народных традиций, знакомство с историей других национальностей, укрепление связи разных поколений ,воспитание уважения к старшему поколению.

«Ежели вы вежливы», мероприятия этого раздела помогут учащимся лучше понять правила этикета, сформировать понимание важности вежливого отношения к окружающим, старшему поколению, научат понимать самого себя, общаться в коллективе.

«Растём патриотами» - обобщающий раздел, мероприятия которого направлены на воспитание чувства жизненной цели, призвания-способности ответить на вопрос, что я могу и хочу сделать в своей жизни, каковы моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, родиной.

Предполагаемый результат: по окончании начальной школы у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.

Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести поисковую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.

Учащиеся должны знать народные традиции края, страны.

У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.

Формы работы

Для решения этих задач использую в своей работе разнообразные и интересные формы по патриотическому воспитанию учащихся.
В моём классе проходят классные часы, главная цель которых, познакомить учащихся с событиями и объектами, историческими и героическими личностями страны, знаменательными событиями. Стараюсь, чтобы классные часы и общешкольные мероприятия были эмоционально насыщенными, вызывали у ребят гордость за принадлежность к великой стране, великому народу, скорбь по павшим воинам, желание изучать историю, природу родного края, и ответственность за судьбу семьи, страны.

В зависимости от направления патриотической работы обозначаю и тематику классных часов, содержание которых подбирается с учётом возраста учащихся. В первом и втором классах особенно удачно прошли классные часы: «Этот праздник со слезами на глазах», «Вы в битве Родину спасли».

В третьем и четвёртом классах особенно запомнились ребятам и родителям классные часы: «Жизнь дана на добрые дела», «Письма, опалённые войной», «Пионеры-герои»  и многие другие.

Имели  большой познавательный и воспитательный эффект  интеллектуальные викторины, форму проведения и содержание которых я  выбирала в зависимости от возраста участников. Любят ребята турниры «Что? Где? Когда?», брейн-ринги. Они хороши тем, что предлагаемые вопросы могут относиться к разным областям знаний, отражающих общую тему «Мое Отечество».

Конкурсы «Знатоков природы» (исторических событий, истории армии и т.д.) проводили в ходе предметных недель

Большое эмоциональное воздействие на школьников оказывают литературные или литературно-музыкальные композиции. Мы старались их проводить  качественно. Хорошее исполнение ребятами композиции, выдержанная тематика музыкальных произведений, художественное оформление  класса, неизбитый, доходчивый, и в то же время высоконравственный и патриотический текст композиции — все важно для достижения максимального воспитательного эффекта таких мероприятий. Композиции могут проводиться не только как отдельно взятая форма, но и дополнять другие мероприятия патриотической направленности. Особую роль они играют при проведении встреч с ветеранами. А если учесть, что ветеранов Великой Отечественной осталось совсем немного, то зачастую композиции, составленные по воспоминаниям участников войны или тружеников тыла, кадры кинохроник могут заменить живое общение со свидетелями событий тех лет.

Больше всего литературно-музыкальные композиции используются при проведении мероприятий героико-патриотического направления. Особо удачными стали следующие мероприятия:

«Люди Земли, помните!» — основой этой композиции служит «Реквием» Р.Рождественского.

«Этот День Победы порохом пропах...» — к празднованию Дня Победы, включало в себя стихи и песни о великом событии, воспоминания очевидцев.

«У войны не женское лицо...» — по стихотворениям поэтесс — участниц войны, о нелегких судьбах женщин фронта и тыла.
«Книга Памяти» — общешкольное мероприятие, композиция которого была построена на материалах о героических событиях,  Великой Отечественной войны.

Отличный развивающий и воспитывающий эффект имели творческие конкурсы патриотической тематики. Их форма была самой разнообразной. Ребята демонстрировали литературные и писательские способности в  конкурсах сочинений, стихов, статей.

    

Участвовали мои ребята в конкурсах декламаторов, инсценированных песен, смотре песни и строя. А их просмотр превратился в настоящий творческий праздник для ребят.

Также мои ученики являются активными участниками различных акций: «Подарок ветеранам». Кроме подготовки подарков очень важной составляющей  является и само поздравление. Подарки  вручаются ребятами лично ветеранам.

Особое эмоциональное воздействие на формирование чувства патриотизма всех  моих питомцев оказывают праздники, посвященные «красным» датам для страны, посёлка, края и школы.

Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовимся заранее, в его сценарий включаем, как правило, литературные композиции,  концертные номера, викторины, и конкурсы песен, сценических миниатюр.

Ко Дню защитника Отечества мы проводим  праздники «Непобедимая и легендарная», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Праздник доблести и чести». Композиции краеведческого направления формируют эмоциональное отношение к стране в целом и к своему родному краю, городу. Поэтому к таким мероприятиям в нашем классе особенное отношение.

Эффективной исследовательской формой является поисковая и исследовательская работа, которую проводят ребята.

Любят мои ребята готовить устные журналы — небольшие сообщения на заданную тему.  Странички таких журналов мы постоянно включаем в классные часы: «Семейные традиции», «Знакомимся с народными традициями», «Народный календарь», «Новости нашего края», «Великая Отечественная: день за днем», «Великие люди великой страны», «Герои Советского Союза — наши земляки».

Очень большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционные Масленица, Рождественские посиделки связанные с национальными традициями, характерными для родного уголка России.

С народными традициями связано проведение праздника «Ярмарка талантов».

Не забываем мы  о такой важной форме работы, как походы и экскурсии.

Здесь и выставка  изготовленных своими руками и руками родителей поделок под названием «Наши таланты».

«Чистые улицы» — участвуем постоянно в  субботниках по уборке школьной территории и  наиболее загрязненных улиц посёлка.  В таких акциях ребята принимают участие добровольно, только в таком случае данная нравственная деятельность будет носить воспитательный эффект.

В начальных классах  дети знакомятся с тем, что все они живут в Российской Федерации. Чтобы учащиеся наглядно увидели, какая наша страна большая и очень красивая  мы совершаем увлекательные путешествия по родному посёлку, городу Биробиджану и краю,  ходим в музей, посещаем выставки, а по итогам пишем творческие работы.

Результативность работы.

Библиографический список.

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания: 1-4 классы: Практическое пособие для педагогов/Н.И. Дереклёва. М.: Вако, 2006.-250с.- (Серия «Педагогика. Психология. Управление»)
  2. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе : Методическое пособие/ Е.А. Воронова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288с. (Серия «Сердце отдаю детям»)
  3. «Завуч начальной школы», научно-практический журнал №5. М.: Центр «Педагогический  поиск», 2002.-144с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: Практическое пособие для педагогов/ В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая М.: Вако, 2006-224с. - (Серия «Педагогика. Психология. Управление»)
  5.  «Классный Руководитель», научно-методический журнал №5. М.: Центр «Педагогический  поиск», 1998.-112с.
  6. «Начальная школа», журнал №10 (2001), №2 (2005).
  7. «Практика образования», журнал №3, 2003г.