Из опыта работы с незрячим ребенком

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Постановка звуков у дошкольников, является одним из важных компонентов формирования и развития речи. Зачастую в работе логопеда, родители и, к сожалению, нередко другие педагоги видят ее суть. И они по-своему правы, в первую очередь бросается в глаза и режет слух обывателю, то, что к определенному возрасту ребенок не выговаривает ряд звуков, или заменяет их. При условии полноценного формирования речи, ее грамматический строй, смысловая нагрузка, наполняемость словарного запаса вопросов не вызывает.

И мало кто, кроме специалистов, учителей-предметников и лингвистов в современном косноязыком мире гаджетов обращает пристальное внимание на развитие всех ее компонентов. А ведь выпадение одной из составляющих, несомненно тянет за собой целую цепочку последующих проблем.

Ребенок, про которого пойдет речь в данной статье, является скорее исключение в этой закономерности. Так как имея достаточно серьезный диагноз (слепота) развитие и формирование ее речи, хоть и отличалось от развития речи ее зрячих сверстников, но все эти этапы она освоила довольно успешно. Сколько трудов и терпения вложили родители и педагоги, известно только им, но результат стоил того однозначно. В свои неполные пять лет девочка отлично общается со взрослыми и детьми, поет в хоре, принимает участие в концертах, играет и учиться каждый день чему-то новому. Надо сказать, что тяга к знаниям и открытиям у нее развита довольно сильно и постоянно поддерживается родителями.

Да, есть на ее пути и сложности, и одна из них, это постановка нарушенных звуков. Все неравнодушные родственники учили ее правильно говорить, «ставили» звуки по своему представлению, уча свистеть или шипеть, там, где это делать категорически нельзя. Неправильно закрепившаяся артикуляционная поза, только усугубила проблему.

То, что ребенок со зрением может попытаться воспроизвести по подражанию, незрячий ребенок сделать не в состоянии. И переучить произносить тот или иной звук серьезная задача, требующая ежедневных усилий как от педагога, так и от самого ребенка. В современных реалиях образовательной системы, практически все педагоги перегружены сверх норм, и при всем желании просто не в состоянии физически ежедневно проводить индивидуальную работу. А это необходимо, как воздух. Замечу, что ситуация с каждым годом только усугубляется, и количество детей с речевой патологией, со сложной структурой дефекта растет с геометрической прогрессией. Зачастую, жизнь и родителей ставит в положение, когда они вынуждены работать и нет возможности уделять достаточного количества времени детям.

На педагога ложиться двойная нагрузка, он выполняет не только свои профессиональные обязанности, но еще и пытается компенсировать нехватку родительской любви и ласки.

С любовью к детям, пониманием их проблем, принятием всех недостатков и особенностей получается сделать порой кажущееся невозможным.

Итак, к практической стороне:

  • Первая особенность: почти у всех детей со схожим нарушением, это значительное отставание (своеобразие) мимико-артикуляционных движений, она же есть у детей с нарушением слуха.
  • Вторая особенность: артикуляционные позы часто вызывают недоумение, т.к. они очень своеобразны и непохожи на артикуляционные позы в норме для того или иного звука. Здесь как раз приходится много работать и переучивать, и формировать правильный артикуляционный уклад заново.
  • Третья особенность: правильный по звучанию звук, или почти правильный, иногда формируется при помощи иных звукопроизводящих органов, чем у видящих детей.

Существенно страдает формирование речедвигательных образов, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей. У данного ребенка есть следующий ряд нарушений: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, ш, ч); ламбдацизм — неправильное произношение звука л; ротацизм — недостатки произношения звука р.

Работа логопеда с незрячим ребенком отличается следующими приемами:

  • Она основывается преимущественно на слухе, осязании и кинестетическом чувстве. На занятиях используется множество пособий, через осязание которых ребенок осваивает нужные движения. И главное, ощупывает движение педагога и повторяет его, проверяя так же ощупыванием себя (самоконтроль);
  • Время на постановку и формирование правильного звучания затрачивается гораздо больше;
  • Привлечение родителей и проведение консультаций (демонстраций), предоставление видеоматериалов и постоянная связь с ними позволяет достигнуть лучших и скорейших результатов;
  • Детальное и повторяющееся описание заданных движений, т.к. слепой с рождения ребенок никогда их не видел. На помощь приходят разного рода уловки: зондозаменители, игрушки, бумажки, дающие результат при правильном действии (использование модели языка).

При отсутствии пособий всегда можно использовать руку, как образец, что часто мы делаем со зрячими детьми. Объяснив ребенку, чтобы он представил свою кисть в качестве языка, и для начала проделывать все движения с ним вместе (рука в руке) сверяя с движением языка, ощупывая. Важно не забывать про гигиену и соблюдать нормы санитарных требований. Когда ребенок понял артикуляционную позу и сам правильно воспроизвел ее рукой, переходим к языку. И проделываем тоже, уже во рту. Исправления и замечания делаются сразу по ходу формирования движения, с использованием зонда или руки, но в данном случае мы все сначала проговариваем и даем ребенку все ощупать, чтобы не напугать его.

Для помощи ребенку, мы используем сказки, мультфильмы о непокорных звуках, над которыми работаем в данный момент. Даем ощупать букву, рисуем ее, чтобы как можно полнее дать картину этого звука. Например, в работе над звуком [р], нам помог мультфильм про трактор, который научился выговаривать букву р. Упражнения с приклеиванием к кончику языка бумажной полоски, на которую дул ребенок и мог тактильно ручкой ощутить ее трепещущее движение. Вызывание вибрации от движения мотора на губах и далее. Со звуком [с] действенным оказалась речедвигательная ритмика по методике А. Я. Мухиной. Начиная работу над тем или иным звуком не знаешь, что именно окажется наиболее действенным, поэтому использовать следует как можно больше разнообразных методик и средств в работе со слепым ребенком.

Так как представления у таких детей иногда недостаточно сформированы, и мыслить абстрактно им довольно сложно, стоит использовать больше параллелей с реальным миром. Логопед может воспользоваться своей фонотекой записей звуков природы, животных, проводя аналогии в звучании того или иного звука. А может выйти к ребенку на прогулку и послушать как под ногами шелестит листва, попытаться вместе изобразить этот шорох, подключить других ребят и организовать целую игру.

Для того чтобы работа приносила результат и удовлетворение стоит раздвигать рамки и границы, искать новые пути решения сложных задач, комплексно воздействовать через все возможные сохранные анализаторы, подключать семью.

В моем случае работа с незрячим ребенком принесла видимый результат, на сегодняшний день поддерживается взаимосвязь и отслеживается дальнейшее продвижение. Хочу пожелать всем ребятам и их родителям преодолеть все препятствия на своем пути и быть счастливыми.

Литература.

1. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения.//ж. «Дефектология», №1, 2000, С.14-19.

2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др..; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия».

3. Кирилова Л., Юганова И. Советы офтальмолога. // ж. «Дошкольное воспитание», №9, 1998, С32-36.

4. Лапп Е.А. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.// ж. «Логопед», «4, 2005, С9-12.

5. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Факультета пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 книгах. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - книга 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи; Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

7. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. 2001.