«От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей, травой…»
Актуальность
Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной работы МГБОУ ЦРО № 4 и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно-воспитательном процессе. Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны… Знать свои корни - это главное условие формирования гражданственности, патриотизма.
«Основной долг всех последующих поколений нашей страны - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Нынешние школьники не успели пообщаться со своими прадедами, вернувшимися с войны. Но именно этим детям жить в 21 веке, именно они должны сохранить память о войне. Поэтому так важно, чтобы ребята узнали, запомнили как можно больше о фронтовиках в своей семье, в семье товарища. Увидели историю в лицах и конкретных человеческих судьбах.
Проблема
Знать свои корни - это главное условие формирования гражданственности, патриотизма, которое закладывается в семье. Время показывает, что учащиеся не знают о своих прадедах, которые сражались на войне, кто жил в оккупации, кто работал в тылу. Ратные дела и трудовые подвиги наших земляков изучают в школах не так активно. Рассказы и воспоминания, которые еще остались в памяти ветеранов и в памяти родственников, должны быть навеки запечатлены в документальных источниках, чтобы быть переданными потомкам. И тогда ни у кого не возникнет искушения «переписывать историю».
Цели проекта:
- формирование у учащихся ЦРО № 4 патриотических, духовно-нравственных ценностей и активной жизненной позиции на основе поисково-исследовательской деятельности, направленной на изучение великих событий прошлого Родины, героических поступков наших соотечественников, прадедов и близких родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- изучение биографии участников Великой Отечественной войны;
- патриотическое воспитание детей посредством изобразительного искусства – создание творческих работ на темы Великой Отечественной войны, героев одержавших победу на фронте и в тылу;
- художественное оформление новых стендов и экспозиций для музея ЦРО № 4;
- создание подарков для ветеранов Великой Отечественной войны;
- Создание презентации проекта «Бессмертный полк»
- почтить память обо всех наших соотечественниках – участниках самой страшной войны в истории человечества;
- участие в акции «Бессмертный полк»;
Задачи:
- Формирование у обучающихся интереса к истории страны, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи, биографии родственников-героев;
- формирование у школьников гражданской ответственности и активной жизненной позиции, воспитывать чувство гордости за своих прадедов;
- сохранение памяти о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, преклонение перед личным подвигом каждого солдата Великой Отечественной войны, погибшего на полях сражений или ушедшего из жизни в послевоенное время;
- развитие тесного взаимодействия школы, семьи и окружающего социума, направленного на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка;
- развитие у детей творческих способностей, развития стремления к самостоятельному получению знаний, умению синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач, способности к продуктивной интеллектуальной деятельности, умения презентовать свой творческий труд;
- формирование эстетического вкуса, овладение умениями и навыками художественной деятельности, формами изображения на плоскости и в объеме;
- сохранение в каждой семье личной памяти о родных и близких, принимавших участие в военных событиях 1941-1945 годов;
- увековечить память участников Великой Отечественной, открытием новой экспозиции из трех стендов в музее ЦРО;
Участники проекта:
- Учащиеся ГБОУ ЦРО №4;
- учителя и классные руководители;
- руководитель музея;
- родители учащихся школы, члены их семей;
- Совет ветеранов пос. Быково
Основные формы реализации проекта:
- составление военной истории семьи;
- выставки в фойе и зимнем саду ЦРО на темы Великой Отечественной войны, героев одержавших победу на фронте и в тылу;
- участие в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне;
- Экспозиция макетов;
- Оформление экспонатов;
- Проведение экскурсий в музее ЦРО;
- участие в торжественной акции «Бессмертный полк» 9 мая 2018 года
Сроки и этапы реализации проекта
№ |
этап |
содержание |
Форма |
Сроки |
результат |
1. |
Диагностический |
Выявление проблем и обоснование ее актуальности |
Планирование |
15.09. |
Сообщение о проблеме |
2. |
Организационный |
Подготовка проекта. |
Проектирование заданий для всех участников |
07.11. 2017г. |
Определение проекта, выбор участников, начало деятельности |
3. |
Установочный |
Запуск проекта |
Исследовательские работы |
15.01. 2018 |
Отобраны материалы фотографии, информация об участнике ВОВ |
4. |
Практический |
Работа с фотографией в программе Adobe Potoshop, коррекция, создание рамки, набор текста |
Фотопортреты в формате JPEG |
22.01 – 26.02. 2018 |
Печать фотопортретов на принтере, |
5. |
Практический |
Создание тематических композиций на темы войны в технике живописи и графики |
Выставка-конкурс |
02.02. 2018 |
Выставка детских работ «Я помню! Я горжусь!» в фойе ЦРО № 4 |
6. |
Практический |
Изготовление макетов военной техники (танки и самолеты) из гофрированного картона |
Экспозиция |
02.02. 2018 |
Экспозиция макетов военной техники в актовом зале ЦРО. |
7. |
Практический |
Изготовление объемных цветов мака из цветной бумаги с использованием техники квиллига, для экспозиции букета на стенде |
Изделие декоративно-прикладного искусства |
06.03.2018 |
Изготовлены цветы-маки |
8. |
Практический |
Изготовление из картона вазы в полуобъеме для крепления на стенд |
Декоративно-прикладное изделие ваза |
15.03. 2018 |
Изготовлена ваза в материале |
9. |
Практический |
Отбор лучших детских работ для оформления стенда |
Детские работы |
22.03. |
Отобрано и оформлено в паспарту 10 детских работ для стенда |
10. |
Практический |
Размещение материалов на стендах, закрепление. |
Художественное оформление стендов |
10.04. |
Оформлено три стенда для музея ЦРО |
11. |
Практический |
Размещение стендов, монтаж в музее ЦРО |
Экспозиция |
17.04. 2018 |
Открыта новая экспозиция «Я помню! Я горжусь!» в музее ЦРО |
12. |
Практический |
Подготовка экскурсоводов-воспитанников ЦРО |
Экскурсия в музей ЦРО № 4 |
19.04. |
Проведена экскурсия |
13. |
Итоговый |
Создание презентации |
Презентация на тему «Я помню! Я горжусь!». |
21.04. |
Создана презентация на тему «Я помню! Я горжусь!» |
14. |
Итоговый |
Описание полученного опыта по патриотическому воспитанию |
Отчет о результатах. |
24.04. 2018 |
Публикации на сайте ЦРО |
Результаты проекта.
Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в социально-гражданском и духовном и творческом развитии личности детей, в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Тесное взаимодействие школы, семьи и окружающего социума, направлено на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка. Сохранение в каждой семье личной памяти о родных и близких, принимавших участие в военных событиях 1941-1945 годов.
Закреплены навыки составления письменных текстов об истории своей семьи в годы ВОВ.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Закреплены навыки продуктивной деятельности при оформлении результатов исследования.
Сформировано уважительное отношение к ветеранам и участникам войны, труженикам тыла, к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты, письма и др).
Сформировано умение организовывать командную работу, сплотить детский коллектив.
По итогам каждого мероприятия подводятся итоги, вручаются дипломы и благодарственные письма.
Авторские художественные композиции, созданные учащимися на темы Великой Отечественной войны - это не только проявление творчества, но проявление чувства любви к Родине, ее народу, своей семье и чувства уважения к другим народам и странам, объединившимся в борьбе с фашизмом.
Открытие новой экспозиции в краеведческом музее ЦРО № 4, помогло увековечить героический подвиг участников Великой Отечественной войны.
Размещена информация на сайте ГБОУ ЦРО № 4, пос. Быково Раменского района Московской области.
А значит, и память должна жить в каждой семье, объединяя поколения.
Материально-технические ресурсы
1. Подбор наглядного материала (фотографии).
2. Подготовка изобразительного материала.
3. Ноутбук.
4. Принтер.
5. Ламинатор.
6. Фотоаппарат.
7. Художественные материалы.