В статье описан опыт проведения лабораторной работы по дисциплине ОП.05 «Метрология, стандартизация, сертификация» при обучении студентов специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателя. Целью работы является изучение методов измерения отклонений формы и расположения поверхностей. При этом используются операции, входящие в технологию дефектации деталей автомобиля и перед студентами ставится ряд профессиональных задач.
Ключевые слова: технические измерения, радиальное биение, отклонение от плоскостности, распределительный вал, работа в малой группе, анализ данных.
Эта работа является практикоориентированной, интегрирована в дисциплину МДК «ремонт автомобилей и двигателей». Организация занятия основана на принципах системно-деятельного подхода в соответствии с ФГОС.
Цели работы:
- Осуществления межпредметной связи с МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Фактически занятие является интегрированным.
- Изучить приемы измерения биения и соответствующее оборудование;
- Изучить приемы измерения отклонения от плоскости и соответствующее оборудование;
- Актуализировать знания по устройству автомобиля и ремонту двигателя;
- Развивать и актуализировать технико-экономическое мышление;
- Способствовать развитию логического мышления, умения сопоставлять и анализировать;
- Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
- Показать студентам неоднозначный подход к поиску дефектов и рационально использовать место и оборудование.
- Умение работать в команде.
Задачи:
- Измерить радиальное биение распределительного вала в постелях ГБЦ и сравнить его с нормативным;
- Измерить радиальное биение распредвала в биениемере и сравнить его с нормативным;
- Измерить отклонение от плоскостности привалочной плоскости ГБЦ и сравнить его с нормативным.
- Сделать вывод о необходимости ремонта (какого) или (и) замены этих деталей и аргументировать свое решение на основании результатов измерений и состояния изношенных поверхностей.
Оборудование:
- ГБЦ (головка блока цилиндров с распределительными валами (ВАЗ) в разной степени износа – 3 шт.
- Биениемер с роликовыми опорами;
- Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. ГОСТ 577-68 – 3шт;
- Стойки индикаторные магнитные – 3 шт.
- Наборы щупов (ГОСТ 882-75) – 3шт.
- Слесарный металлический стол-верстак – 2шт.
Характер выполнения работы в значительной мере зависит от наличия оборудования. В полном объеме, без ущерба качеству, ее можно провести, имея в наличии минимум 3 ГБЦ с распредвалами в разной степени износа и деформации, 3 индикаторных стойки с индикаторами и хотя бы 2 биенимера (пары призм). Единственный пост для измерения биения валов приводит к потерям времени на ожидание. В ближайшее время будет изготовлено еще два рабочих места для измерения биения (две пары опор уже приобретены) и эта проблема решится.
Работу студенты выполняют бригадами по 3-4 человека (в зависимости от численности учебной группы).
Методы работы
- Анализ теоретической информации;
- Технические измерения (сбор и систематизация результатов);
- Анализ результатов и обобщение, принятие решений.
Работа с аудиторией происходит в 3 формах:
- Фронтальная (постановка целей, задач, инструкции и т.п.) на начальном этапе и формулировка промежуточных задач и обобщение.
- Работа в малых группах, самостоятельная, часто – методом мозгового штурма;
- Самостоятельная работа, в том числе с Интернетом.
Ход занятия
1. Оргмомент, постановка задачи
Преподаватель показывает приемы измерения.
Первые 3 бригады проводят измерения, пока остальные выполняют необходимые записи.
Студенты измеряют биение распредвалов в ГБЦ, затем они переходят к измерению биения в биениемере, сравнивают их с нормативными, делают выводы. Затем они измеряют отклонение от плоскостности плоскости разъема ГБЦ с блоком цилиндров, сравнивают их с нормативными.
Другие бригады в это время действуют в обратной последовательности: сначала измеряют отклонение от плоскостности плоскости разъема ГБЦ с блоком цилиндров, затем – распредвал в ГБЦ, затем – на призмах. (По мере освобождения деталей и оборудования).
На основании этих результатов, сопоставив их, делается окончательный вывод о причинах деформации, виде, возможности и необходимости ремонта.
Подведение итогов, обсуждение результатов, защита.
Оценка выставляется на основании наблюдений за ходом работы и по результатам защиты.
2. Результаты проведения занятия
Объединение изучения разных методов измерения различных отклонений формы и расположения в одну лабораторную работу оказалось на удивление эффективно.
Постановка перед студентами проблемной задачи «Проанализировать состояние деталей и сделать вывод о необходимости и возможности ремонта» как задачи более высокого порядка по сравнению с непосредственными задачами, поставленными изучением дисциплины ОП 0.5 «Метрология, стандартизация, сертификация» привели к высокому уровню мотивации и вовлеченности студентов в выполнение учебной задачи. Междисциплинарный характер работы особенно ценен для наиболее профессионально ориентированных студентов.
Необходимость анализировать, принимать решение на основании полученных результатов автоматически переводит формирующийся навык выполнения измерений из цели работы в средство достижения цели высшего порядка. Работа становится интересной для студентов так, как она является одновременно и сложной (в области неопределенности задачи и необходимости анализа) и выполнимой (так, как навык измерения несложен и приобретается буквально на глазах). К тому же, задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.
Соответственно, студенты развивают способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, а также принимать решение на основе ее анализа. Задача не является полностью определенной, возможные решения тоже не вполне однозначны.
Например, в одной бригаде решили, что ГБЦ и распредвал еще поработают, так как биение вала в постели в пределах нормы, и только в одной шейке – в пределах допустимого, тем более, что они хорошо приработались. Другая бригада разглядела трещину в месте повышенного биения (в той же самой ГБЦ) и предложила отремонтировать ее полимерным составом, а возможно - поставить ремонтные вкладыши и отшлифовать шейки вала. Обе этих бригады предложили отшлифовать плоскость, а вот третья … Третья – сочла эту же трещину недопустимой, обнаружив, что что она хорошо видимая, но не единственная, предположив, что образовалась из-за больших внутренних напряжений. И, после затяжки по перешлифованной плоскости, микротрещины увеличатся, что приведет к попаданию антифриза в масло. И каждая из трех бригад апеллировала к себестоимости конкретных запасных частей и ресурсу двигателей ВАЗ, к особенностям ремонта в реалиях нашего города.
Работа в малых группах способствует совершенствованию умения взаимодействовать в совместной деятельности, приобретению опыта эффективно организовывать и распределять работу. В ней проявляются умение и желание брать на себя ответственность за свой труд, лидерские и организационные качества будущих работников.
Более того, вынужденная организация выполнения работы по очереди, фактически в две смены, так же оказалась для некоторых плодотворной.
Так, в числе первых идут наиболее сильные, уверенные в себе, студенты. Остальные имеют возможность присмотреться к их действиям. Последними, иногда – нехотя, идут самые незаинтересованные, слабые и неуверенные в себе. Можно попросить помочь им того, кто уже все сделал – помогают с гордостью, помощь товарища принимают легко и с благодарностью.
Важно! Преподавателю надо присматриваться к стилю работы и постоянно ненавязчиво помогать организовать труд и взаимопомощь, следить за тем, чтобы каждый принял полноценное участие и получил положительный опыт.
3. Наши проблемы
Оборудование
Измерение биения на опорах с роликами возможно, но это не самый распространенный вариант. Кроме того, для приобретения действительно профессиональных навыков надо было бы контролировать коленчатые валы. Увы, у нас просто нет поверочных плит и подходящих призм. А на роликовой опоре тяжелый коленчатый вал надежно не базируется. Вследствие этого задача, поставленная перед ребятами, несколько искусственная – но лучше так, чем только в теории, на видео или глядя на преподавателя.
Работа в малых группах
Оптимальный размер бригады – 3 человека. Четвертый, как правило, не задействован. Надо обеспечить больше рабочих постов?
Но по опыту работы установлено, что при измерениях сравнительно высокой сложности больше 3 одновременно работающих бригад организовать невозможно – при большем количестве один преподаватель физически не может проследить за работой всех и уделить достаточное внимание каждому, своевременно помогать и отвечать на вопросы. Приходится планировать такую работу остальных студентов, которой они могут быть заняты в процессе ожидания. В течении учебного занятия полностью выполнить задание успевают в две смены 6, максимум – 7 бригад. Именно поэтому я вынуждена была отказаться от использования ранее разработанной рабочей тетради: студенты, ожидающие своей очереди, изучают процесс измерения, зарисовывают схемы и таблицы для занесения данных, оформляют большую часть будущей работы.
3. Анализ результатов и обобщение, принятие решений
Проблемы с этим возникают среди некоторых, «школярски» настроенных студентов. Увы, редко, но порой ребята действуют по отработанному где-то и кем-то образцу. Вывод: «Я ознакомился с устройством и принципом работы биениемера», «Я измерил отклонение от плоскостности…». Беда не в том, что они прослушали или не поняли то, что от них требуется. Беда в другом: из последующего разговора со студентом видно, что ему не очень хочется принимать решение. Сопоставить то, что он получил с нормативами и сделать вывод – страшновато: а вдруг не так? При том, что я не раз повторила, что единственно правильного ответа нет, при том, что одни и те же результаты на той же самой лабораторной работе разные люди интерпретируют по-своему и делают разные, причем аргументированные, выводы. И получают «отлично».
Студенты, выводы которых меня не устраивают, формально действуют правильно: они действительно только «ознакомились», даже «научиться» после одного раза сложно. Да, они недостаточно компетентны для принятия таких решений. Ребята пишут гладкие, отработанные фразы. Наверное, их учили подобной «рефлексии» еще в школе? Но получается, что они просто участвовали в работе, не сделав шаг вперед и опасливо отказываясь от него.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Электронный ресурс) URL: https://sites.google.com/site/fedgosobstndt/sistemno-deatelnostnyj-podhod-kak-metodologiceskaa-osnova-fgos, дата обращения 20.05.2018
- Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междун. заоч. конф. СПб.: Реноме, 2012 – с. 23-26.
- Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Лабораторный практикум. М.Академия 2012 г. С. 160
- Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [И. А. Иванов, С.В.Урушев, А.А. Воробьев, Д.П. Кононов]. —3-еизд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 336 с.
- Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. В 2-х частях. М. Академия 2013 386с.
- Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011 – №4 – с.13-27.
- Корешкова М.Д. Лабораторный практикум по дисциплине "Метрология стандартизация, сертификация" Профобразование (Электронный ресурс) URL: http://проф-обр.рф/publ/22-1-0-1428, дата обращения 20.05.2018
- Маргвелашвили Л. В. Метрология, стандартизация и сертификация на транс-
- порте : лабораторно-практические работы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. В. Маргвелашвили. — 3-е изд., стер.– М. : Издатель ский центр «Академия»,2013 – 208 с.
- Михай Чиксентмихай. Правильный бизнес. Лидерство, состояние потока и создание смысла ISBN: 978-5-00074-029-3 Год издания: 2014 Издательство: Карьера Пресс 464 с.
- Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ (Электронный ресурс) URL: http://sinref.ru/avtomobili/VAZ/011_vaz_2110_lada_1996/017.htm, дата обращения 0.05.2018