Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
  •  показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции и её влияние на мировую культуру;
  •  помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;
  • учить презентовать результаты своего творческого труда.

Развивающие:

  • развивать творческие способности в поисково–исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;  
  • развивать общеучебные умения: работать в заданном темпе; работать в группах;
  • развивать умения работать с различными источниками информации;
  •  развивать коммуникативную культуру, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  •  учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим;
  • воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
  • творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил.

Ожидаемые результаты

После этого урока учащиеся смогут:

  • осознать вклад эллинов в развитие культуры народов;
  • соотносить даты и события;
  • раскрывать смысл понятий и терминов;
  • презентовать результаты групповой и индивидуальной деятельности;
  • формулировать оценочные суждения, обосновывая и защищая свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с изображением богов и памятниками архитектуры Древней Греции, разрезанная картинка, на которой написаны термины.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: игра-путешествие «Виртуальная экскурсия».

Литература:

Учебник:

  1. Всеобщая история.  История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова. - М.: Просвещение, 2012г.

Дидактический материал:

  1. Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.- М.: Творческий центр «Сфера», 2003 г.
  2. Бренд М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс.- М.: Дрофа, 2005 г.

Методическая литература:

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др.- М.: ВАКО, 2008г.
  2. Ф.А. Михайловский  История Древнего мира. Книга для учителя. – М.:Русское слово, 1990 г.
  3. Гаспаров Михаил. "Занимательная Греция".- М.: Терра, 2009 г.
  4. http:// ellada/spl.ru/  История Древней Греции

Содержание учебного материала к уроку базируется на учебнике:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. Искендерова.- М.: Просвещение, 2012г.

Ход урока

1. Организационное начало урока

2. Мотивация учебной деятельности

(звучит греческая музыка)

Слово учителя

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего ж знаменитый народ!
(музыка заканчивается)

3. Сообщение темы и целей урока

- На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока – «Повторение и обобщение знаний по Древней Греции». Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим? (мнения ребят).

 - Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации.

Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно-историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а также выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

Сегодня мы совершим экскурсию, путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на две команды. Первая «Одиссея», вторая «Илиада». Почему я решила выбрать такие названия? Выберем капитанов команд и начнём урок.

Оценка игры: (жюри)

  • За каждый правильный ответ вы получаете: 1 балл,
  • За неправильный ответ: 0 баллов.
  • За правильный ответ на вопрос команды соперников: 2 балла.

И мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения и поддержки своего товарища по команде и своим соперникам. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.

 - Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно.

Презентация

Приложение

Конкурсы, которые вас сегодня ожидают.

  1. Разминка.
  2. Историческая «путаница».
  3. «Переводчик»
  4. «История на карте».
  5. Конкурс капитанов.
  6. Легенды и мифы.
  7. Гора Олимп.
  8. Лента времени.

4. Разминка для команд

Капитаны рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы.

Вопросы для 1 команды:

  1. Бог земли и неба, царь богов и людей? (Зевс).
  2. Школа в Афинах, где занимались гимнастикой? (Палестра).
  3. Царь, совершивший завоевательный поход в Азию? (А. Македонский).
  4. Название военного судна у греков? (Триера)
  5. Высший орган, выражающий волю народа в Афинах? (Народное собрание).
  6. Поселение греков за морем? (Колония).

Вопросы для 2 команды:

  1. Создатель поэмы "Одиссея"? (Гомер).
  2. Храм богини Афины (Парфенон)
  3. Богиня плодородия? (Деметра).
  4. Сосуд для вина и масла? (Амфора).
  5. Власть народа в Древней Греции? (Демократия).
  6. Построение войск у македонской пехоты? (Фаланга)

5. Историческая «путаница»

Учитель показывает неправильный текст. От команды приглашаются по 2 учащихся. Учащиеся работают с текстом и исправляют ошибки.

Цель: Вы должны найти и исправить ошибки в тексте. За каждую правильно исправленную ошибку вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить _  баллов.

Вопрос для двух команд: Найти в тексте ошибки и исправить их.

Задание для 1 команды:

Восточное побережье Греции омывается Ионическим, а западное Эгейским. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой остров - Пелопоннес.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к подъёму хозяйства и культуры.

Юга - западная части Пелопоннеса называлась Мессения. В Мессении находиться греческое государство Спарта. Спартанцы занимались ремеслом. В городе был район Керамик. Здесь работали искусные ремесленники. Они делали разные сосуды.

В Спарту приезжали чужеземцы. За соблюдением всех законов зорко следило Народное собрание.

Ответ: Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, а западное побережье Ионическим. Эгейское море усеяно многими островами. В южной части Греции находится самый большой - остров Крит.

В конце второго тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена - дорийцев, что привело к падению хозяйства и культуры Греции.

Юга - восточной части Пелопоннеса называлась Лаконика. В Лаконике находится греческое государство Спарта. Спартанцы были умелыми воинами. Район Керамик был в Афинах. Все другие занятия им запрещал закон. Чужеземцы в Спарту не приезжали - там нечего было смотреть. За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин.

Задание для 2 команды:

Древний город Северной Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет Старейшин и 10 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ", в переводе с греческого означает - свободный человек. Все жители Аттики считались гражданами.

Обработка земли в Греции не требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом пшеницу. В 500-м году до н.э. знать избрала архонтом Солона. Он провёл преобразования в сельском хозяйстве, так как там больше всего использовали труд рабов. Положение их было тяжёлым. Рабов в Спарте называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция, приходив в упадок и попадает под власть Персии.

Ответ: Древний город Средней Греции - Афины. В 8 в. до н. э. городом правили Совет старейшин и 9 правителей. Власть в Афинах того времени принадлежала аристократам. Слово "аристократ" означает - знатный человек. Все жители Аттики, кроме женщин и приезжих, считались гражданами.
Обработка земли в Греции требовала тяжёлого труда. Греки сеяли главным образом ячмень. В 594 -м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Он провёл преобразования в положении демоса и управлении и государством. В сельском хозяйстве меньше всего использовали труд рабов. Положение рабов не улучшилось. Рабов в Афинах называли илотами.

В IV веке до н.э. Греция приходив в упадок и попадает под власть Македонии.

Подведём итог: Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей команды первые очки.

6. «Переводчик»

Цель: - На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.

Учитель: Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. 

Следующий наш конкурс называется «Переводчик».  Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции. У меня в конвертах находятся разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.

Демос

Простой народ

Архонты

Правители

Театр

Место для  зрелищ

Демократия

Власть народа

Илоты

Рабы

Полис

Город – государство

Ипподром

Место для проведения конных соревнований

Стратег

Военачальник

Амфора

Сосуд для вина с маслом или вином

Педагог

Сопровождающий ребёнка

Триера

Мелкосидящий военный корабль с тремя рядами вёсел

Оратор

Человек, умеющий произносить речь

Подведём итог: - Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, исторические термины. Переходим к следующему заданию, которое называется

7. «История на карте» 

Учитель раздает конверты с картой и иллюстрацию к ней, дети определяют события и рассказывают о нём. Работает вся команда. Учащиеся сидят за круглым столом.

Вопросы для двух команд: Определить. Какое событие изображено на карте? Расскажите о нём.

Примечание: Можно другие иллюстрации, например, Марафонской битвы и др.

Физкультминутка.

Немного отдохнем, сейчас я попрошу всех встать около парты. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

8. «Конкурс капитанов»

От команды капитаном назначаются два участника: один задаёт вопросы, другой отвечает от имени героя. Помогать отвечать может вся команда.

Общие вопросы для двух команд:

  1. Ответьте на вопросы от первого лица?
  2. Определите, кто изображён на скульптуре?

Вопросы для 1 команды:

  1. Кто изображён на бюсте? (Мильтиад)
  2. Какую должность вы занимали в Афинах? (стратега).
  3. Почему вас избрали на эту должность? (я опытный воин, знаю привычки персов).
  4. В каком сражении вы принимали участие и против кого? (Марафонской битве, в 490г. до н.э.).
  5. Кто возглавлял войско персов? (Дарий I).
  6. Чем в военном отношении вас превосходили персы? (у них была конница и лучники).
  7. Почему вы решились на сражение? (персы отплыли на кораблях в беззащитные Афины).
  8. Какую тактику вы использовали, чем закончилась битва? (сражение фалангой, греки победили).

Вопросы (ответ) для 2 команды:

  1. Кто изображён на скульптуре? (Леонид.)
  2. Откуда вы и почему вас поставили во главе войска? (Я царь Спарты, а цари в Спарте командуют войском).
  3. В каком сражении вы и ваше войско завоевало славу? (у Фермопил)
  4. Кто возглавлял войско персов? (царь Ксеркс)
  5. Какое количество воинов было у греков возле Фермопил? (7 тыс.)
  6. Почему вы потерпели поражение? (нашелся предатель)
  7. Почему 300 спартанцев осталось сражаться зная, что сражение будет проиграно? (в Спарте, воин покинувший своё боевое место становился предметом насмешек и лишался всех прав).
  8. Чем закончилось сражение? (спартанцы все погибли).

9. Легенды и мифы

Цель: вспомнить мифы и легенды древней Греции.

- Сейчас вашему вниманию будут представлены предметы. Ваша задача по ним вспомнить миф, назвать героев и передать его содержание.

Миф 1. Клубок ниток. (миф о Тесее и Минотавре). Ариадна дала Тесею, чтобы он и его путники выбрались из лабиринта.

Миф 4. Яблоко. (миф о начале Троянской войны) "Яблоко раздора" - принадлежало богине ссоры. Эриде. Согласно мифу, она начала Троянскую войну.

Подведём итог: - Вы молодцы, вспомнили греческие мифы. Но путешествия по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги.

Гора Олимп.

Цель: По предметам определить кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.

 - Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся. За каждый правильно данный ответ вы получите по 2 балла. Вопросы будут заданы каждому участнику. Если ваш товарищ не знает ответа, то вы можете помочь ему. Если будет дана только одна характеристика, например назовёте только бога, но не вспомните, олицетворением чего он был, то команда получит только 1 балл.

1) Колесница, орёл, молния. (Зевс – бог грома и молнии)

2) Меч, шлем, копьё (Арес – бог войны)

3) Трезубец. Дельфин (Посейдон – бог моря)

4) Зеркальце, золотое яблоко (Афродита – богиня любви и красоты)

5) Олень, стрела, колчан со стрелами ( Артемида – богиня охоты)

6) Семейный очаг, корона, узы брака (Гера – покровительница семейного очага)

7) Трёхглавый пёс, колесница (Аид – бог подземного царства)

8) Кифара, лавровый венок (Аполлон – бог покровитель искусства)

9) Виноградная гроздь (Дионис – бог виноделия)

10) Колосок пшеницы (Деметра – богиня плодородия)

11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева (Афина – богиня мудрости и справедливости)

12) Волшебные сандалии (Гермес – вестник богов)

Подведём итог: - Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.

10. Лента времени

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем эти странные числа, которые размешены на воротах. 

Следующий наш конкурс «Лента времени». Какую цель мы поставим перед собой в этом конкурсе?

Цель: закрепить знания дат.

  • 776 г. н. э. – первые Олимпийские игры
  • 594 г. до н. э. – реформы Солона
  • 490 г. до н. э. - Марафонская битва
  • 480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу (Саламинское сражение)
  • 338 г. до н.э. – сражение близ города Хиронея
  • 334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник

- Подведём итог: Жюри подсчитывает баллы.

11. Заключительное слово учителя

(слайд 64)

- Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию. – Рим.

И в завершение урока хотелось узнать, понравился урок или нет. А раз, у нас сегодня была тема, связанная с Древней Греции, поэтому предлагаю голосовать. Если вам урок понравился, то вы берете белый камешек (фасоль) и опускаете в кувшин, ели нет, то черный и тоже опускаете в кувшин.(идет голосование, подсчет).

Учитель: Итак, наш урок завершен. Благодарю всех за внимание!