Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3-м классе. Тема урока по русскому языку «Развитие речи учащихся», по окружающему миру «Дикие животные зимой»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить кругозор учащихся о жизни диких животных зимой, опираясь на материал нашего края;
  • работать над развитием словарного запаса;
  • отрабатывать формы речи: рассказ, диалог;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • упражнять по развитию письменной и устной речи учащихся;
  • вспомнить правила на изученные орфограммы.

Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры, сигнальные карточки красный, зелёный и синий, презентация «Дикие животные нашего края» и «Красная книга».

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка из передачи «В мире животных».

─ Догадайтесь о ком сегодня пойдёт речь? (о животных)

─ Да, правильно, речь пойдёт о животных нашего края и о том, как они живут зимой.

─ Давайте представим себе, что мы с вами собираемся в зимний лес на экскурсию.

─ Что мы с вами оденем на себя, чтобы нам было тепло? (ребята перечисляют)

─ Умеем ли мы писать слова?

II. Актуализация знаний. (Работа по карточкам)

Слова:

  • шу...ка
  • ша...ка
  • шар...
  • варе...ки
  • лыж...

Объясняют правописание слов, правила если нужно подбирают проверочное слово.

Теперь взяли лыжи, пошли в лес. (показываю слайды «Зимний лес»).

Холодно зимой в лесу. А деревья принакрылись теплыми шубками.

- Ребята, какие деревья встречаются у нас на пути? (ребята перечисляют)

III. Работа в тетради

Показываю карточки со словами, записывают слово и вставляют пропущенную букву:

  • c...сна,
  • р...бина,
  • ...льха,
  • ч...рёмуха,
  • б...рёза.

Поставить ударение в словах. Проверить. Эти деревья являются лекарственными. Ещё раз про себя прочитайте название этих деревьев.

IV. Развитие речи. (включаю музыку, звучит музыка «Зайчик», показываю слайды)

- Кто это прыгает и оставил следы?

- Расскажите, что вы знаете про зайца? (дети рассказывают)

- Кого ещё мы можем встретить на своём пути? (ребята называют животных и рассказывают)

- А теперь посмотрим на них. (смотрим к /ф «Звери зимой»)

V. Работа по теме

Беседа после просмотра к/фильма.

Вопросы:

1. Каким мы увидели зайчика на снегу?

2. Кто ещё меняет шубу на зимнюю? (колонок)

3. Кто знает родственника белочки, но зимой он спит? (бурундук)

А ещё в наших лесах есть такой зверёк, ценный, красивый. (соболь)

А дальним родственником является горностай. (горностай)

Поговорим о белке, что вы о ней знаете? (Ребята рассказывают)

VI. Работа по карточкам

Белочка угостила вас грибочком, на нём задание. (выполняют задание).

Вставить пропущенные буквы.

  • гр...ки,
  • ш…шки,
  • к…ра,
  • яго…ки,
  • тра…ка,
  • с…мена,
  • морко…ка.

Физминутка

Белка шла, шла
И грибок нашла.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.

VII. Знакомство с Красной книгой

Вот Красная книга, в неё занесены редкие, исчезающие животные нашего края. (Показываю слайды.)

─ Ребята, а как люди заботятся о лесных животных?

─ Как называют людей, которые заботятся о лесных животных? (Лесник)

(рассказывают ребята).

VIII. Работа над деформированным текстом (таблица)

  • Г_лодают, З_мой, звери, л_сные.
  • Пом_щь, Оказывают, л_сники, зв_рям.
  • Развеш_вают ветки, Они, сено, морковь
  • К_ртоф_ль, соль, кладут, к_пусту.

а) Составляем предложения коллективно.

б) Разбираем слова с пропущенными буквами.

в) Пишут самостоятельно.

г) Проверяем: (читают 2-3 ученика)

д) Задание:
1) Найти родственные слова.
2) Первое предложение разбираем по членам предложения.

IX. Творческая работа

Нам осталось вспомнить о каких животных мы с вами говорили и написать небольшой рассказик по плану:

1. Где живёт?

2.Чем питается?

(включаю лёгкую музыку)

Проверка - читают 2-3 рассказа.

X. Итог урока

– Наше путешествие подошло к концу. С какими животными мы познакомились?

XI. Рефлексия

– Что больше всего понравилось на уроке?

– За что можете себя похвалить?

– У вас на партах лежат кружочки красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что

  • работал на “отлично”– покажите красный кружочек - ,
  • кто работал на “хорошо” – покажите зелёный кружочек - ,
  • кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синий кружочек - .