Цели урока:
- расширить кругозор учащихся о жизни диких животных зимой, опираясь на материал нашего края;
- работать над развитием словарного запаса;
- отрабатывать формы речи: рассказ, диалог;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- упражнять по развитию письменной и устной речи учащихся;
- вспомнить правила на изученные орфограммы.
Оборудование: картинки диких животных, демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки, поощрительные сувениры, сигнальные карточки красный, зелёный и синий, презентация «Дикие животные нашего края» и «Красная книга».
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит музыка из передачи «В мире животных».
─ Догадайтесь о ком сегодня пойдёт речь? (о животных)
─ Да, правильно, речь пойдёт о животных нашего края и о том, как они живут зимой.
─ Давайте представим себе, что мы с вами собираемся в зимний лес на экскурсию.
─ Что мы с вами оденем на себя, чтобы нам было тепло? (ребята перечисляют)
─ Умеем ли мы писать слова?
II. Актуализация знаний. (Работа по карточкам)
Слова:
- шу...ка
- ша...ка
- шар...
- варе...ки
- лыж...
Объясняют правописание слов, правила если нужно подбирают проверочное слово.
Теперь взяли лыжи, пошли в лес. (показываю слайды «Зимний лес»).
Холодно зимой в лесу. А деревья принакрылись теплыми шубками.
- Ребята, какие деревья встречаются у нас на пути? (ребята перечисляют)
III. Работа в тетради
Показываю карточки со словами, записывают слово и вставляют пропущенную букву:
- c...сна,
- р...бина,
- ...льха,
- ч...рёмуха,
- б...рёза.
Поставить ударение в словах. Проверить. Эти деревья являются лекарственными. Ещё раз про себя прочитайте название этих деревьев.
IV. Развитие речи. (включаю музыку, звучит музыка «Зайчик», показываю слайды)
- Кто это прыгает и оставил следы?
- Расскажите, что вы знаете про зайца? (дети рассказывают)
- Кого ещё мы можем встретить на своём пути? (ребята называют животных и рассказывают)
- А теперь посмотрим на них. (смотрим к /ф «Звери зимой»)
V. Работа по теме
Беседа после просмотра к/фильма.
Вопросы:
1. Каким мы увидели зайчика на снегу?
2. Кто ещё меняет шубу на зимнюю? (колонок)
3. Кто знает родственника белочки, но зимой он спит? (бурундук)
А ещё в наших лесах есть такой зверёк, ценный, красивый. (соболь)
А дальним родственником является горностай. (горностай)
Поговорим о белке, что вы о ней знаете? (Ребята рассказывают)
VI. Работа по карточкам
Белочка угостила вас грибочком, на нём задание. (выполняют задание).
Вставить пропущенные буквы.
- гр...ки,
- ш…шки,
- к…ра,
- яго…ки,
- тра…ка,
- с…мена,
- морко…ка.
Физминутка
Белка шла, шла
И грибок нашла.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
VII. Знакомство с Красной книгой
Вот Красная книга, в неё занесены редкие, исчезающие животные нашего края. (Показываю слайды.)
─ Ребята, а как люди заботятся о лесных животных?
─ Как называют людей, которые заботятся о лесных животных? (Лесник)
(рассказывают ребята).
VIII. Работа над деформированным текстом (таблица)
- Г_лодают, З_мой, звери, л_сные.
- Пом_щь, Оказывают, л_сники, зв_рям.
- Развеш_вают ветки, Они, сено, морковь
- К_ртоф_ль, соль, кладут, к_пусту.
а) Составляем предложения коллективно.
б) Разбираем слова с пропущенными буквами.
в) Пишут самостоятельно.
г) Проверяем: (читают 2-3 ученика)
д) Задание:
1) Найти родственные слова.
2) Первое предложение разбираем по членам предложения.
IX. Творческая работа
Нам осталось вспомнить о каких животных мы с вами говорили и написать небольшой рассказик по плану:
1. Где живёт?
2.Чем питается?
(включаю лёгкую музыку)
Проверка - читают 2-3 рассказа.
X. Итог урока
– Наше путешествие подошло к концу. С какими животными мы познакомились?
XI. Рефлексия
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат кружочки красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что
- работал на “отлично”– покажите красный кружочек - ,
- кто работал на “хорошо” – покажите зелёный кружочек - ,
- кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синий кружочек - .