Мы живем в обществе, где главной ценностью является информация, условием успешного развития нашего общества является качественное общение, которое невозможно представить без коммуникаций, которые стирают границы между странами и культурами.
В новых социально-экономических и политических условиях, когда свободное владение иностранным языком стало потребностью большого количества людей, обучение иностранному языку с раннего возраста становится все более актуальным.
Обучение иностранному языку ребенка-дошкольника может проходить в различной форме. В стандартных современных городских условиях предоставляется возможность обучать ребенка прежде всего на специально организованных занятиях, руководствуясь тем или иным методом обучения.
В настоящее время престиж учебного заведения во многом определяется тем, ведется ли в нем обучение иностранному языку, и если да, сколько иностранных языков изучается и с какого возраста. Это относится не только к школам, но и к дошкольным учреждениям. Среди иностранных языков, предлагаемых малышам, наиболее распространенным является английский язык, но ведется также обучение немецкому, французскому и испанскому языкам. Часто одновременно дети изучают не один, а несколько иностранных языков.
На овладение иностранным языком оказывает влияние аффективно-личностная составляющая: воспринимается педагогическое содержание, окрашенное положительным образом или соответствующее внутренней установке учащегося. Исследования в области формирования и роли установки стали особенно интенсивными в последнее время. Это связано, в частности, с пониманием роли субъективных факторов в овладении языком.
Эмоциональность является важной не только для детей, но и для взрослых. Но выясняется, что отношение к возможному успеху учеников прямым образом связано с качеством преподавания, на которое отваживается преподаватель: если он верит в правильность своего подхода, в действенность обучения, в нужность своего дела, то и у учеников результаты оказываются выше.
Поэтому учителю необходимо предварительно проводить автотренинг, добиваясь положительной установки, а учеников следует специальным образом готовить к процессу обучения, показывая им способы поддержания в себе позитивного отношения к изучаемому предмету, приемы преодоления возникающих трудностей, применения полученных знаний на практике, формирования нового мировоззрения, а также использования эффективных уловок для выхода на новые уровни во владении языком.
Обычно учащиеся испытывают трудности, когда:
- им приходится говорить перед группой, сравнивать свои успехи с результатами других;
- они боятся не понять каких-то языковых явлений или не одолеть всей грамматики, словаря и фразеологии;
- им кажется, что они не смогут найти время или возможность, чтобы выучить язык в достаточном объеме или не сумеют воспользоваться им впоследствии, что означает, что они зря потратят время и силы на обучение;
- им не вполне нравится преподаватель или товарищи по группе кажутся слишком сильными, слабыми, невоспитанными, чересчур изысканными и так далее;
- они разочарованы в скорости и результатах обучения и не знают, как добиться более высоких достижений, и так далее.
Целями овладения иностранным языком могут быть правильность, беглость речи, которые часто противопоставляются друг другу. Вероятно, что первые этапы обучения должны быть ориентированы на правильность, а более продвинутые – на беглость речи, хотя некоторые взрослые могут достигнуть только беглости, но не правильности в использовании языка. В качестве стратегий овладения иностранным языком перечисляют стратегии достижения построения целостного высказывания или его понимания, избегания, заимствования, обобщения, коммуникации, обучающего говорения, парафраза, запроса помощи, мимики и жестов, проб и ошибок.
В преподавании иностранного языка используют обучение грамматике, исправление ошибок: аудиолингвальную зубрежку и тренировку (хором, индивидуально, без смысла и осмысленно, повторение, замена и так далее); применяется также трехшаговая техника «презентация – практика – продукция», базирующаяся на повторении.