Химия – наука, диапазон отношений которой с обществом всегда находился на противоположных полюсах – от восхищения и слепой веры до столь же слепого отрицания и хемофобии.
В рамках данного урока ученики смогут обсудить противоречия между пользой в жизни людей и вредом, который наносит это направление человеческой деятельности окружающей среде и самому человеку.
9-11 классы
Цели урока:
- оценить положительную и отрицательную роль химии в жизни человека;
- выявить, есть ли пути разрешения противоречий между пользой и вредом химии;
- познакомиться с принципами и достижениями «Зелёной химии».
Подходы к обучению и изучению материала
- В ходе урока учащиеся должны провести интернет-исследование и сформулировать и озвучить для всех тезисы по изучаемому вопросу.
Класс делится на четыре группы:
- Сторонники положительной роли химии;
- Оппоненты приводят контрпримеры;
- Эксперты анализируют тезисы и контраргументы, выявляют более убедительные ответы;
- Исследователи «Зелёной химии» знакомят всех с новым направлением в науке.
Распределение заданий по группам, внутри каждой группы учащиеся работают в паре или по три человека.
Проведение исследования в Интернете
- Старшеклассники осуществляют поиск самостоятельно, напоминаем, что более верной будет информация на сайтах вузов, научно-популярных журналов, советуем фиксировать источники информации.
Необходимые материалы
Для всего класса:
- доступ к Интернету для поиска информации или распечатки статей о роли химии;
для каждой группы:
- 10 кубиков определённого цвета, например, красные и зелёные.
- На демонстрационном столе большие лабораторные весы с чашками или изображение весов на плакате, к которому будут прикрепляться цветные стикеры при отсутствии весов.
Проведение занятия
Этап и цель |
Ход урока |
Начало урока Слово «химия»… |
Для одних людей химия великая наука, для других профессия, а для кого-то почти ругательное слово и страх. |
Основная часть | |
1. Ученики разбиваются на группы и ищут информацию в Интернете о положительной и отрицательной роли химии, составляют тезисы и готовятся к выступлению перед классом. | Первая группа находит и записывает положительные направления: - химия для здоровья и медицины; - пищевая промышленность (безопасные консерванты, упаковка пищи, методы очистки и обеззараживания воды); - химия для сельского хозяйства (удобрения, средства защиты растений); - топливо и энергетика; - материалы и товары; - тесты на чистоту воздуха, воды и другие. |
2. Выступления учащихся 1 и 2 групп | Вторая группа приводит контрпримеры: По ходу выступлений на чашки весов помещаются кубики определённого цвета с плюсом, на другую - с минусом. |
3. Анализ выступлений | Группа экспертов отмечает более убедительных выступающих. |
4. Выступление группы «зелёных химиков» |
Рассказывают о 12 принципах «зелёной химии» (приложение), об учёных и направлениях их исследований. Среди них профессор Ноттингемского университета Мартин Полякофф, его технологии с использованием сверхкритических сред. В этом же направлении работы ученых МГУ, Томского политехнического университета под руководством заведующего кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов ТПУ Мехмана Юсубова, Российской компании «ФосАгро», выпускающей экологически чистую продукцию и другие. |
Заключительная часть Ученики отвечают на вопрос: «В химии больше пользы или вреда?» |
Ученики приходят к выводу, что такая постановка вопроса не правомерна. В её законах нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно новое лекарство или новый строительный материал. Заключительный слоган урока: «Химия для жизни, для устойчивого развития!» |
Подведение итогов урока |
|