Цель: Познакомить обучающихся с профессиями области «Энергетика и электротехника».
Задачи:
Обучающая:
- расширить знания обучающихся о многообразии профессий области «Энергетика»;
- познакомить обучающихся с частью требований, предъявляемым к специалистам данной отрасли;
Развивающая:
- развитие у обучающихся технического мышления, внимания и смекалки;
Воспитательная:
- воспитание дисциплинированности, уважения друг к другу, умения работать в группе.
Характеристика участников: возраст участников: 7–10 лет, младшие воспитанники МБОУ ДО ДДЮТ.
Время проведения: 90 мин.
Структура занятия:
- Организационный момент, представление команд.
- Первый этап. «Знаток».
- Второй этап. «Взгляд в будущее».
- Третий этап. «Мастер».
- Подведение итогов.
Оформление: На экране показана презентация с ходом игры и текстами заданий, столы и стулья для команд, жюри, отдельные столы для работы. Реквизит: набор чистых карточек для записей, раздаточный материал
Педагог: Здравствуйте, ребята! Через несколько лет каждый из вас задумается, какую профессию выбрать, будет ли его специальность востребована в будущем, сможет ли он найти престижную, высокооплачиваемую работу. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях сферы «Энергетика», узнаем, какие требования выдвигаются к таким специалистам и какими навыками они должны обладать.
Именно этим вопросам и посвящено наше занятие.
Первый этап. «Знаток»
Конкурс 1. (Разминка). Назови профессию*
За каждый правильный ответ команда получает балл. Отвечает любой член команды, при нескольких ответах учитывается первый. Время выполнения 1–1,5 минуты. Команда соперников в это время собирает из отдельных букв слово «Электричество».
Вопросы для первой команды.
_____________
* Методическая копилка [Электронный ресурс]
- Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером)
- Кто познаётся в беде? (Спасатели)
- «Зверский» доктор – это…? (Ветеринар)
- Человек, работающий с напряжением, – это ...? (Электрик)
- Клёвый профессионал – это…? (Рыбак)
- Как называют профессионала, который пойдёт с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то, что всегда хотел купить себе? (Стилист)
- Для какого врача устраивают показуху? (Показ-уха – для врача «ухо-горло-нос», т.е. ЛОРа, отоларинголога)
- Носильщик в ресторане – это…? (Официант)
- Кто живёт и работает «припеваючи»? (Певцы)
- Кто работает со вкусом? (Дегустаторы)
Вопросы для второй команды
- Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Шофёр)
- Кто может взять в тиски? (Столяр)
- Овечий телохранитель – это…? (Чабан)
- Без кого может наступить конец света? (Электрик)
- Кто дарёному коню в зубы смотрит? (Ветеринар, коновал)
- Какие работники транспорта обладают волчьим нюхом? (Контролёры)
- «Многоликий» профессионал – это...? (Сто-рож – сторож)
- Какой специалист мягко стелет? (Горничная)
- Звёздный бухгалтер – это...? (Астроном)
- Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители)
Педагог: Профессий, связанных с электричеством и энергией очень много, какие-то из них очень известны, другие являются редкостью, а их представители высоко ценятся. Перед вами карточки, где указаны профессии из самых разных областей. Определите те, которые относятся к области «Энергетика».
Конкурс 2. Выберите профессию
Выберите те карточки, на которых указаны профессии из области «Энергетика». За каждый правильный ответ команда получает балл.
- Директор нефтебазы
- Технолог общественного питания
- Пиццмейкер
- Обвальщик
- Инженер-проектировщик тепловых сетей
- Электромеханик
- Машинист паровых турбин
- Машинист тепловоза и электровоза
- Водитель электромобиля
- Специалист по безопасности лекарственных средств
- Специалист по безопасности электроприборов
- Аудитор
- Инженер-атомщик
Второй этап. «Взгляд в будущее»
Педагог: Представьте, что прошло десять лет, изменилось общество, претерпели изменения и профессии. Определение нужных для страны специальностей зависит от многих факторов, например, экономической и политической ситуации, развития технологических процессов. Сегодня у вас есть возможность «заглянуть» в будущее и узнать, специалистами в каких новых профессиях вы можете стать.
Учащиеся знакомятся с атласом новых профессий** и несколькими профессиями области «Энергосети и управление энергопотреблением», такими как: электрозаправщик, разработчик систем энергопотребления и др.
__________
** Атлас новых профессий [Электронный ресурс].
Третий этап. «Мастер»
Педагог: Для каждой профессии важны профессиональные навыки, для специалистов – энергетиков они связаны с электрическими схемами и электрическими цепями.
Конкурс 3. Профессиональные знания
Разложите карточки по группам: слово, символ на электрической схеме, изображение + дополнительный балл за не указанный элемент
Два человека из команды собирают электрическую цепь по предложенной схеме, за верно выполненное задание они получают десять баллов.
оманда в это время каждому изображению находит слово и символ электрической схемы. За каждую правильно собранную группу (изображение, слово, символ) команда получает три балла. Дополнительный балл можно получить за не указанный элемент, записанный на чистом листе.
Внимание! В раздаточном материале присутствуют лишние карточки.
Конкурс 4. Решите анаграмму
Разбирается педагогом в качестве примера:
менее + рэкет + итог = метеоэнергетик
1. Эклер + кит
Ответ: эклер + кит= электрик
2. Десерт + чип
Ответ: десерт + чип = диспетчер
3. клеенка + мирт + эхо
Ответ: клеенка + мирт + эхо = электромеханик
4. техник + полет
Ответ: техник + полет = теплотехник
Педагог: Специальность электрик подразумевает обладание хорошими знаниями в области математики, физики и черчения. Также очень важно знать прикладную механику и основы электроники. Электрик, осуществляя свою деятельность, должен быть наделен следующими качествами:
- техническое мышление***;
- внимательность;
- аккуратность;
- острота зрения.
Задания подбираются в зависимости от возраста и знаний обучающихся.
______________
*** Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников [Электронный ресурс].
Конкурс 5 (дополнительный)
Укажите среди перечисленных инструментов (картинок) лишний.
Команда 1. Амперметр, насос, плоскогубцы, рулетка измерительная.
Команда 2. Мультиметр, настольный вентилятор, отвертка, нож.
Конкурс 6.
Собрать электронную цепь по схеме, измерить силу тока и напряжение. Внести изменения в сборку так, чтобы полученные измерения соответствовали заявленным.
Подведение итогов
Подсчитывается количество баллов, набранных каждой командой. Обучающимся предлагается вспомнить ход игры и обсудить. Что вам больше всего понравилось? Почему? Педагог отдельно (не проговаривая) отмечает работу каждого обучающегося.
Список использованной литературы.
1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://atlas100.ru/ (06.12.2017)
2. Методическая копилка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_3.htm (06.12.2017)
3. Методы диагностики познавательных процессов дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infopedia.su/14xf2f4.html (06.12.2017)