Цели урока:
- Образовательные: обучение работе с текстом как единицей языка; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов разных стилей речи, научных сведений о природе грозы как физического явления.
- Воспитательные: способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
- Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя научную терминологию; развитие умения аргументировать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
- Провести исследование на основе научного текста электрической природы молнии.
- Проанализировать поэтическую миниатюру А.И. Солженицына «Молния» с точки зрения «физиков» и «лириков», а именно:
- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
- использовать информацию из текста в измененной ситуации;
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
- Сформулировать признаки речевой ситуации и основную мысль представленных текстов.
- Формировать языковую компетентность:
- готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
- способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
- Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
- Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
- Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
- Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
- Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Замечания по подготовке и проведению урока
Данный урок готовит учащихся к выполнению заданий ОГЭ (ГВЭ) и является звеном в системной, целенаправленной работе с текстом, направленной на формирование умений выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах научной и художественной литературы, строить собственное высказывание разных стилей речи.
Оборудование: мультимедийный проектор, 3 текста (шрифт Arial, учёт тифлотребований), напечатанные на листах разного цвета, 3 текста для обучающихся по системе Брайля, памятка «Как определить стиль речи?», памятка «Правила работы в группе», бумага для письма.
Ход урока
Слайд 1 титульный
Учитель физики:
- Сегодня у нас бинарный урок русского языка и физики.
Учитель русского языка: А что значит «бинарный»? Как вы понимаете значение этого слова? Слайд 2 «Что это значит?» = Это слово имеет латинский корень и означает сдвоенный.
Учитель физики: Для урока мы приготовили раздаточный материал из 3-х заданий, напечатанных на листах разного цвета, этот же материал продублирован для ребят, обучающихся по системе Брайля, также у вас на столах памятки и бумага для письма.
Учитель русского языка:
- Чтобы определить тему и задачи урока, выполним задание 1 на листе голубого цвета.
- Прочитайте задание вслух (только само задание).
- Что вы будете делать? /Определять стиль речи./
- Какие стили вы знаете?
Слайд 3 «Стили речи»
У вас есть памятка, которой вы можете воспользоваться для характеристики стиля речи, на ней и записать свой ответ.
Слайд 4 «Памятка»
1. Самостоятельная работа с текстом «Гроза».
Гроза - это природное физическое явление, сопровождаемое электрическими разрядами, именуемыми молниями, а также звуковыми раскатами, называемыми громом. Ненастье сопровождается сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом.
Гроза возникает в мощных кучево-дождевых облаках, имеющих сравнительно небольшую высоту, основание которых выглядит темным свинцовым полотном.
Причинами грозовых явлений, по данным метеорологов, становится атмосферное давление, которое за час-два до грозы начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.
Обычно гроза бывает в теплый период года, редко зимой. Чаще возникает между 15 и 18 часами, хотя начинаться может и утром. Средняя продолжительность около 2 часов, наибольшая 18-19 часов.
Учитель русского языка:
- К какому стилю относится текст? - Есть другие ответы?
- Докажите.
/Ответ ученика: Данный текст научного стиля, так как применяется в условиях общения (с кем?) со многими людьми (где?) в официальной обстановке, а именно: учебнике по физике, энциклопедии, научно-популярной литературе и т.п. Задача речи (зачем?) - сообщение научных сведений о природе такого физического явления, как гроза. (воздействие, сообщение, общение). Используется (какая?) специальная лексика, термины (электрический разряд, грозовые раскаты, кучево-дождевые облака, ливневые осадки, шквал, град, атмосферное давление), а также нейтральные слова.
/какие средства? /
Слайды 5, 6 «Характеристика стиля» (примерный ответ)
Целеполагание и оргмомент
Учитель русского языка:- Как часто вы встречаетесь с текстами научного стиля? (Постоянно на уроках)
- Именно текст чаще всего является источником информации в той или иной области знаний. В этом и заключается функция текстов научного стиля.
- С текстами каких ещё стилей вы сталкиваетесь регулярно в учебной деятельности?
(С художественным, публицистическим - на уроках русского языка и литературы, истории; с деловым - это различные инструкции, документы).
- Кроме того задания ОГЭ и ГВЭ, какой бы предмет вы не сдавали, содержат работу с текстом, и именно выполнение этих заданий оценивается выше других.
- Актуальна работа с текстом для вас сегодня? Почему? / Важно уметь выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание. /
Слайд 7
- Тема нашего урока - работа с текстом при подготовке к экзаменам на примере физического явления, о котором вы прочитали.
Учитель физики:
- Для организации работы разделимся на 2 группы, представляющих научно-технические и гуманитарные интересы: «физиков» и «лириков».
Деление на группы.
Слайд 8 «Правила работы в группе».
Вспомним правила работы в группе (акцент на участие всех членов группы).
Часть заданий будут одинаковыми для обеих групп, но в конце занятия каждая группа должна будет выделить главное по теме, исходя из своей роли.
Слайд 9 Учитель физики: - О каком физическом явлении вы прочитали в тексте 1 задания. (ответы учащихся)
- А какие ассоциации у вас вызывает это явление? (ответы учащихся)
«Ассоциативный куст» (объединение отдельных слов-«веточек»одной темой).
Какие из слов, которые вы назвали, являются понятиями, а какие выражают эмоциональное отношение к явлению.
(Т.о., ассоциативная лексика отражает ваше восприятие мира, возможно, ваши интересы и также определяет стиль речи).
Итак, гроза ассоциируется у многих с молнией.
- А что такое молния?
Слайд 10 «Молния» (определение)
- Какова же электрическая природа молнии? По этому вопросу вам предстоит провести исследование в группах.
Обсудите предложенные вопросы и сделайте предположение (выдвиньте гипотезу), занесите ответ в таблицу.
• Работа с таблицей в группах.
Теперь познакомьтесь с текстом «Молния» на листе розового цвета самостоятельно и подтвердите или опровергните свои предположения.
Поиск информации в тексте «Молния» по вопросам.
- Подтвердились ваши предварительные ответы?
- Прокомментируйте ответы, которые у вас не совпали до и после чтения текста (или представьте комментарий ответа по одному из вопросов на свой выбор)
- Представление ответов групп. Вывод учителя физики.
Учитель русского языка:
- После работы с текстами снимем напряжение глаз, проведем пальминг под звуки грозы, вспомним свои ощущения. Ведь вы, конечно, не раз видели или слышали грозу.
Слайд 11 Пальминг под музыку «Гроза»
- Разогрейте ладони, плотно закройте глаза, представьте черные-черные тучи и приятную прохладу, свежесть воздуха после зноя. Дыхание свободное, мышцы расслаблены.
Выходим из пальминга: сели прямо, под ладошками закрытые глазки слегка зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили. Ладошки сняли, с закрытыми глазами слегка помотали головой, восстановили кровоснабжение мозга. Мягко потерли глаза кулачками, вдохнули, выдохнули. И открываем глаза, быстро-быстро моргая.
Учитель русского языка: Вы рассмотрели молнию как физическое явление, а сейчас обратимся к тексту художественного стиля. Это поэтическая миниатюра А.И. Солженицына - крохотка «Молния».
Слайд 12 «А.И. Солженицын»
- Что вы о нем знаете?
Прослушайте текст, по которому вам предстоит составить вопросы от лица «физиков» и «лириков».
Чтение текста учителем.
Слайд 13 «дерево»
- Приступайте к работе: подготовьте вопросы (3-5) по тексту, учитывая свою роль - «физика» или «лирика».
- Составление вопросов по тексту «Молния» А.И. Солженицына.
- Представление вопросов групп. (Примерные вопросы лириков:
- Что поразило писателя?
- О чем заставляет задуматься миниатюра?
- Какой вывод делает Солженицын?)
Оценка выполнения задания друг друга.
Учитель русского языка:
- Вопрос «физикам»: - Как, на ваш взгляд, соответствуют вопросы «лириков» поставленной задаче?
Комментарии учителя русского языка: Вопросы лириков направлены на анализ подтекста.
(Примерные вопросы физиков:
- Куда чаще всего попадает молния?
- Почему именно в липу ударила молния?
- Что произошло с почвой после раскола дерева?)
Учитель физики:
Вопрос «лирикам»: -Как, на ваш взгляд, соответствую вопросы «физиков» поставленной задаче?
Комментарии учителя физики: Да, вопросы физиков основаны на фактах.
Учитель русского языка: В чем же главное отличие двух текстов с одним названием?
(1-й дает информацию о природе данного явления, а 2-й обращен к чувствам читателей и заставляет задуматься над поступками людей, об ударах кары-совести).
Рефлексия. Слайд 14
Учитель физики: - В заключение нашего урока составьте синквейн по теме «Молния»: «Физики» используют научную и нейтральную лексику.
«Лирики» - средства художественной выразительности и нейтральную лексику.
Слайд 15
Учитель русского языка:
Домашнее задание
1. Составить инструкцию «Поведение во время грозы в городе, на природе (в лесу, около водоема)» (письменно).
- В каком стиле будет ваше высказывание?
2. Ответить на вопросы, подготовленные группами (устно).