Цель: дать детям представление о народных традициях через знакомство с народной тряпичной куклой.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми обрядами и праздниками.
- Через театрализованную деятельность вызвать интерес детей к русским традициям и народной кукле.
- Познакомить детей с народной тряпичной куклой
- Обучать детей способам изготовления простых куколок из ткани.
- Развивать интерес к народной культуре через русский фольклор и хороводные игры.
Ход мероприятия
Ведущая в народном костюме входит в зал (или комнату). В интерьере русской избы – макет печки, стол, лавки, на столе стоит сундучок, рядом с сундучком сидят три девочки в народных костюмах и завязывают ленточки.
- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами собрались на посиделки, как в старину. Да посиделки не простые, а кукольные. Ведь вы любите в куклы играть? Кто в куклы не играл, тот счастья не видал. В куклы играют не только девочки, но и мальчики, а знаете ли вы, что раньше, много лет назад кукла не была только лишь игрушкой. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не жил человек, кукла неизменный его спутник, она проста, в этой простоте таится загадка. Кукла была оберегом, то есть охраняла, оберегала людей. Кукла сопровождала человека всю жизнь. Люди очень верили в чудодейственную силу кукол. Куклы использовались для проведения праздничных обрядов. Куклы бережно хранились сундуках, и передавались из поколения в поколение.
А давайте посмотрим с вами, что это там девицы делают.
Ведущая: - Здравствуйте, девицы! Что делаете?
1-я девочка: - А мы куколок делаем, желания загадываем. А что еще делать? Январь — перелом зимы, темная зорька года. С января солнце на лето поворачивает.
Ведущая: Да, день потихоньку прибавляется. Но пока еще зима.
А что бывает зимой, я вас сейчас загадками спрошу:
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
Летит — молчит, лежит — молчит,
Когда умрет, тогда ревет.
(Снег)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
(Санки)В огне не горит и в воде не тонет.
(Лед)Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
Ведущая: - Ну молодцы ребята. А вы хотите узнать что в сундучке у наших девиц девиц-мастериц. Уж точно не снег и не лед.
- Девицы, а что в сундучке у вас?
2-я девочка - Куколки. И сундучок у нас не простой, а кукольный. В сундучках наши предки, прапрабабушки хранили куколок.
Ведущая: девицы, а вы что ж, в куклы-то не играете?
3-я девочка - да не во все куклы играли. Куклы были не простые, а обережные, помощники. Куклы делались не из пластмассы, как сейчас, а из ткани, их скручивали и перевязывали нитками. И хранить их надо было бережно.
1-я девочка: Кукла сопровождала человека всю жизнь, и также кукла делалась на всякую работу. Рукодельничали - делали куклу, работали в поле - делали куклу. С куклами справляли календарные обряды, такие куклы назывались обрядовыми. И были просто куклы помощники, куклы от болезней и куклы для игр и подарков.
Ведущая: дети, а вы знаете, какой был самый первый обряд в жизни человека?
Обряд появления на свет! И по этому случаю делалась куколка.
А вот она у вас в сундучке! (показывает) Девочки тоже показывают кувадок.
2-я девочка - это кукла Кувадка - часть обряда рождения ребенка. Ее делала мама и вешала над кроваткой, чтоб злые духи не похитили его.
А когда ребенок рождался, рядом клали другую куколку - Пеленашку, чтоб уберечь ребенка от болезней разных и бессонницы. А когда ребенок немного подрастал, он играл этими куколками. Девочки показывают куколок – пеланашек.
Девочки поют колыбельную «Баю баюшки баю».
Ведущая. Да, ребята, это самые первые куколки, которые ребенок видел.
Поворачивается к девочкам. А можно я вот эту куколку посмотрю? - Такая толстенькая куколка.
1-я девочка: У нее внутри крупа. И называется она ласково: Крупеничка. Ее делали, когда собирали урожай. Немного крупы насыпали в мешочек. И одевали по настоящему, как взрослую женщину.. Такую куколку ставили в красный уголок. С пожеланиями благополучия и достатка своей семье. А когда наступала весна, то эту крупу могли снова высыпать из мешочка и посеять.
Ведущая: Да, новый год начинался с окончанием полевых работ, со сбора урожая. Ну а мы с вами тоже будем урожай собирать: капустку завивать!
Проводится народная игра: «Завивайся капустка».
Ведущая: Хорошо мы поиграли, капусту завивали, урожай богатый собрали.
Спрашивает у девочек. А что у вас еще в сундучке?
2-я девочка: Вот эта куколка – Богач! Если есть Крупеничка и Богач, то добрым будет дом и достаток будет в нем. Дарю его тебе, подружка, там внутри монетка зашита, и мешочек зерном набит.
1-я девочка: благодарю! А на твой подарок у меня есть отдарок. Кукла – Отдарок на подарок, это маленькая куколка, которую перевязывали одной ниткой и дарили в ответ на подарок, выражали свою благодарность.
Ведущая: Часто такую куклу дарили дети в ответ на подарки родителей, а также благодарили гостей, которые приходят в дом по праздникам и приносят подарки.
Ребята, а какие зимние праздники вы знаете? Дети называют.
1-я девочка:. К празднику Рождества делали ангелов и вешали в комнате. Ангел принес людям добрую весть – родился Сын Божий.
2-я девочка: А еще на Рождество пели колядки – песенки, был обычай ходить по домам и угощение выпрашивать. И куколку делали – Колядушку. Ее дарили на Рождество и использовали как оберег.
Ведущая: После Рождества следовали Святки – светлые дни, люди радовались и веселились, были святочные гуляния. По дворам ходили толпы ряженых. А давайте и мы споем с вами колядку.
«Колядка» Группа детей исполняет колядку, с игрой на детских музыкальных инструментах.
3я девочка: А вот еще кукла добрых вестей - Колокольчик она называется. И похожа на колокольчик. Такую куколку брали в дорогу или делали тогда, когда хотели получить добрую весть.
Ведущая: Куколка предлагает и нам поиграть.
«Игра с колокольчиком». Дети встают в круг. Ребенок с колокольчиком с центре – движется противоходом и поет:
«С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу. Колокольчик золотой, Кто плясать пойдет со мной?» Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг и они танцуют под плясовую мелодию.
Ведущая: уж мы и пели и плясали и куколками любоваться не забывали!
Но не все время пели и плясали, люди много работали и все успевали.
1-я девочка: а помогала им в этом кукла Десятиручка. У нее десять рук и длинная коса. Эта кукла – подарок для хозяйки!
Ведущая: Ведь женщине надо было все успеть: и обед приготовить и за детьми смотреть и шить и пряжу прясть и в доме прибрать. Женщины были рукодельницами. А какие вы знаете женские занятия?
Проводится конкурс девочек. Нужно достать из корзины все, что нужно для рукоделия (пяльца, нитки, клубок, ножницы, ткань и т.п. перемешано с другими предметами)
Ведущая: Ребята, а наши девицы желания загадывали и ленточки завязывали, что за куколка у них вышла?
2-я девочка: Желанница. Эту куклу делали в феврале – последнем месяце зимы. Кукла эта помогает исполнить задуманное. Ленточки – это желания, которые непременно сбудутся!
Ведущая: да, действительно, куклы помогали людям, они были волшебниками для наших предков и они их очень любили. Вот какие замечательные куколки у нас получились. (Все куклы выкладываются из сундучка и в конце мероприятия оказываются на столе).
А сейчас и мы попробуем сделать простую куклу из ткани. Отдарок на подарок и подарим ее самому любимому человеку, кто делает нам больше всего подарков. Кто это? Конечно, наша мама!
Далее в группах проводится мастер-класс по тряпичной кукле. «Отдарок на подарок».