Цель: изучить в условиях зимы, основные приспособления организмов (растений и животных) к перенесению неблагоприятных условий.
Пояснение: На этом уроке-экскурсии можно использовать большое количество пословиц, поговорок, народных изречений и поэтических строк для создания эмоционального настроя и лучшего усвоения материала учащимися. В процессе оформления отчетов как нельзя лучше подойдут даты из народного календаря. Так как урок приходится на февраль, то и подбор материала соответствует этому месяцу. Для повторения или проверки знаний по предыдущему материалу, можно использовать дидактическую игру.
Оборудование: блокноты для записи, карандаши, градусник, лупы.
В качестве эпиграфа к работе может служить поэтическая строфа, например:
- «И одним цветом белым рисует зима». Н.В.Гоголь
- «Волшебницей зимой весь мир преобразован». П.Вяземский
- «Этот вечер еще не весенний,
Но такой уже и не зимний…
Что ж ты медлишь весна?» В.Ходасевич
Или одна из народных поговорок – «Лето бежит вприпрыжку, зима бредет, понурив голову».
А общим девизом для всех фенологических и метеорологических наблюдений могут служить слова А.С.Пушкина.
«Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду…»
В начале экскурсии фиксируем дату, время, погодные условия и особые явления природы (если они есть).
Учащиеся заносят записи в полевые дневники-блокноты. Наблюдения, можно занести в таблицу со следующими графами:
Дата | Время наблюдений |
Температура воздуха |
Ветер |
Облачность |
Осадки или другие явления природы |
|
|
|
|
|
|
Интересные данные и месяцеслов с народными приметами помогают разнообразить работу, помогают обратить внимание учащихся на опыт русского народа, который веками собирал эти данные, использовал их в земледелии, скотоводстве:
Название февраль произошло от имени древнеиталийского бога Фебра. Славяне называли февраль межень, снежень, бокогрей.
21 января - Емельян Зимний. "Емельян, накрути буран". Метель зиме за обычай. Судят о характере зимы окончательно. Если подует с юга - посулит грозовое лето.
23 января - Григорий Летоуказатель. Ежели иней на деревьях, стогах и скирдах - к мокрому и холодному лету.
24 января - Федосеево тепло. Если тепло, знать на раннюю весну пошло.
25 января - Татьянин день. Проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, снег - лето дождливое.
28 января - Петр-Павел дня прибавил. Коли ветер, будет год сырой.
29 января - Петр-полукорм, значит домашней живностью съедена половина зимнего корма.
30 января - Антон перезимний. Перезимник - обнадежит, обтеплит, а потом обманет - все морозом стянет. Не верь теплой погоде зимой.
31 января - Афанасий Ломонос. Афанасьевские морозы. Ломонос морозит нос. Вороны летают и кружат стаями - к морозу. Мороз шутить не любит. "Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а подожди Тимофея-полузимника (4 февраля) - тимофеевских морозцев".
1 февраля - Макарьев день. Коли капель - в весну раннюю верь. Какова погода первого числа, таков и весь февраль, коли ясно, то ранняя весна.
2 февраля - Ефим. "На Ефимия метель - вся Масленая неделя метельная". "На Ефимия в полдень солнце - будет ранняя весна". Завизжит метелица - всю неделю прометелится.
4 февраля – Тимофей – полузимник – начало метелей. Тимофей – полузимник славится сильными морозами, которые на Руси и называли тимофеевскими.
6 февраля – Аксинья – полузимница. Перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна.
15 февраля – Сретенье – зима с летом встретились.
«Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья потеет».
24 февраля – Власий – сшиби рог с зимы. Пришел Власьев день и пришли власьевы морозы. «Пришел Прохор да Влас, никак скоро весна у нас».
Интересны и задания для развития мышления - объясни народные изречения:
- Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.
- Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
- Февральская оттепель ничего не стоит.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют самостоятельные групповые задания.
Инструктаж по выполнению задания. Повторение правил работы в группе.
Для заданий учитель выбирает деревья: клен остролистный, дуб черешчатый, клен ясенелистный, каштан конский, рябину обыкновенную, черемуху обыкновенную и другие.
Кустарники: кизильник черноплодный, сирень обыкновенную или венгерскую, пузыреплодник калинослистный, калину гордовину (она интересна крупными открытыми почками).
1 группа: описание дерева на участке школы по схеме:
Название дерева | Примерная высота (м) |
Цвет коры, ее фактура |
Форма и вид почек |
Листораспо |
Количество почечных чешуек |
|
|
|
|
|
|
2 группа: описание кустарника на участке школы по схеме:
Название кустарника | Примерная высота (м) |
Количество стволиков |
Цвет коры, ее фактура |
Форма и вид почек |
Листораспо |
Количество почечных чешуек |
|
|
|
|
|
|
|
Внимательно рассматриваем деревья или кустарники. Отмечаем их приспособление к перенесению неблагоприятных условий. Рассматриваем с помощью лупы почечные чешуи, выясняем их значение. Срезаем несколько веточек для определения и фиксации на следующем уроке (фиксируем с помощью электронного микроскопа почечные чешуи, количество зародышевых листочков, чечевички, определяем видовое название растения с помощью электронного атласа-определителя).
Под снегом раскапываем небольшой травянистый участок. Делаем замеры температуры под снежным покровом и над ним. Выявляем разницу. Рассматриваем травянистые растения, отмечаем, что они зеленые. (Фотографируем для отчета.) Находим их почки и делаем вывод об их приспособлении к зиме. Обсуждаем, почему под снежным покровом сохраняются травянистые зеленые растения.
Вспоминаем животных, которые переносят неблагоприятные условия, избегая их (спячка, оцепенение).
Рассматриваем птиц (чаще всего это большая синица, домовый воробей или голубь-сизарь). Определяем их оперение и сравниваем с летним. (Фотографируем, если возможно для отчета.) Отмечаем различия, делаем выводы.
На этом уроке-экскурсии желательно подкормить птиц, вывесить кормушки с кормом, сделанные учащимися перед уроком.
Дидактическая игра.
1 этап. 3-5 учеников становятся в линию. На каждый шаг они называют дерево, которое переносит неблагоприятные условия, сбрасывая листья. Повторяться нельзя.
2 этап. Называют растения, не сбрасывающие листья на зиму.
3 этап. Можно называть животных, которые активны зимой или наоборот впадают в оцепенение. Попросить этих животных изобразить.
Проверку может проводить учитель, авторитетное жюри, избранное из числа учеников или отдельно выбранные учащиеся, которые показывают свое знание материала.
Итог урока-экскурсии на рефлексивной основе.
В завершение урока-экскурсии подводим итоги, делаем выводы о приспособлении живых организмов к перенесению неблагоприятных условий.
Предлагаем учащимся вспомнить пословицы, поговорки, поэтические строки, которые на уроке упоминались, и выбрать из них фразу, которая для них характеризует экскурсию, их впечатления о ней. Или предложить свою поговорку, возможно строку стихотворения о зиме и природе зимой.