Цель: Формировать умение дифференцировать близкие по артикуляционным и акустическим признакам звонкие и глухие согласные звуки [З-С] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Продолжать учить детей дифференцировать звуки [З-С] в слогах, словах.
- Закреплять звукобуквенную связь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать пальцевую и артикуляционную моторику.
- Формировать фонематическое восприятие и представление.
- Работать над звукобуквенным анализом и синтезом.
- Формировать слоговой анализ и синтез.
- Корригировать мышление путём отработки операции сравнения.
- Развивать целостность восприятия предметов.
- Формирование навыки переключаемости внимания.
- Проводить комплексную оздоровительную работу: общеразвивающую физ. паузу, пальчиковую гимнастику, чередование различных видов деятельности, создание благоприятного эмоционально-психологического климата.
Коммуникативно-воспитательные:
- Развивать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме, работать над её осуществлением.
- Продолжать работать над формированием умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии.
- Продолжать учить детей адекватно оценивать результаты своей деятельности.
- Формировать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: комбинированный.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технология уровневой дифференциации, игровые технологии.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепляют ученики в ходе занятия.
Предметные умения:
Учащиеся научатся:
- дифференцировать звуки [З-С] в слогах, словах в устной и письменной речи;
- устанавливать сходство и различие в артикуляционной и фонетической характеристике свистящих звуков;
- чёткому проговариванию звуков [З-С] в слоговых цепочках.
Личностные УУД:
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к логопедическим занятиям;
- интереса к изучаемой теме;
- рефлексии на личностном уровне, как способа осмысления своих действий.
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения ставить учебную задачу и решать её;
- умения оценивать самостоятельно и совместно с учителем результаты своих действий;
- умения исправлять ошибки в устной и письменной речи.
Познавательные УУД:
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения использования приобретённых знаний при выполнении учебного задания;
- умения пользоваться символами с опорой на положение губ, языка;
- умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
Коммуникативные УУД:
Учащиеся получат возможность для формирования:
- навыка построения понятных для партнёра речевых высказываний;
- умения учитывать разные мнения;
- навыка построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: ПК, мультимедиа-проектор, презентация PowerPoint (29 слайдов), схема артикуляционной характеристики звука, схема фонетической характеристики звука.
- Раздаточный материал: Зеркала, сигнальные карточки с буквами З, С.
Ход занятия
I. Вводная часть
1. Организационный момент. Слайды 2-3. Действия по щелчку мыши [1].
Логопед: – Ответьте предложением на вопрос «Чего не хватает?».
2. Артикуляционная гимнастика. Слайды 4-10. Действия по щелчку мыши. В каждый слайд встроен звук [3, 4, 5, 6].
Ученики выполняют движения согласно речевому сопровождению. Каждое упражнение по 5 сек. 3-4 раза.
Логопед: – Приготовим наши язычки к работе.
а) Это Язычок пришел, Вправо он сейчас пошел. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть язык к левому уху. |
г) Он окно не закрывает, |
б) Все, что нужно увидал, |
д) Язычок не устает, |
в) Он окно не закрывает, |
е) Поиграл он с вами в прятки |
Логопед: – Как вы думаете, зачем мы делаем гимнастику для язычка?
3. Работа с правилом речи. Слайд 11. Действия по щелчку мыши [7].
Совместное проговаривание стихотворения:
Говорим красиво, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Логопед: – Язычки мы приготовили к работе на уроке, теперь приготовим пальчики.
4. Работа с палочками. Слайд 12.>Действия по щелчку мыши [8].
Логопед: – Отгадайте загадку:
Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет. Что же это? (самолёт)
Выкладывание самолёта из палочек. Самостоятельное оценивание детьми результатов своей деятельности.
Ученики: – У меня получился красивый самолёт, потому что…
Логопед: – Как вы думаете, зачем мы делаем гимнастику для пальчиков?
5. Актуализация пройденного материала. Слайд 13. Действия по щелчку мыши.
Логопед: – С какими буквами мы работали на прошлом занятии? Что вы можете сказать о звуках этих букв?
II. Основная часть
6. Формулирование темы занятия. Слайды 14-16. Действия по щелчку мыши [9, 10, 11, 12, 13, 14].
Логопед: – Назовите предметы и определите первый звук в названии предмета.
– Как вы думаете, с какими буквами мы будем работать?
– Почему вы так думаете?
– Назовите звуки этих букв.
– Сформулируйте цель нашего занятия.
7. Работа на уровне звука: артикуляционная характеристика. Слайд 17. Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация. Встроенный в слайд звук летящего комара и кипящего чайника [15,16].
Логопед: – Возьмите зеркала.
– Кто это? Как звенит комар? Произнесите [З], глядя в зеркало.
– Как свистит пар, выходя из носика кипящего чайника? Произнесите [С], глядя в зеркало.
– Гласные или согласные звуки вы произнесли? Докажите. Где преграда?
Сообщаю, что звук переднеязычный, поскольку преграда находится в передней части язычка.
– Чем звуки отличаются друг от друга? Как мы можем это проверить?
Вывод: [З] звонкий, а [С] глухой.
8. Работа на уровне звука: фонетическая характеристика. Слайд 18.
Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация.
Логопед: – Запишем все то, о чём мы говорили (запись символами).
Ученики: – Звук [З] – согласный, твёрдый, звонкий, парный, губы в улыбке, кончик языка смотрит вниз.
– Звук [З] обозначается буквой З.
– Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой, парный, губы в улыбке, кончик языка смотрит вниз.
– Звук [С] обозначается буквой С.
9. Работа на уровне буквы. Слайд 19. Действия по щелчку мыши.
Логопед: (показывая сигнальные карточки): – Как вы думаете, какая работа нам предстоит?
Ученики: – Если в слове слышим звук [З], поднимаем карточку с буквой З, если в слове слышим звук [С], поднимаем карточку с буквой С.
Слова: заяц, слоги, звуки, сыр, Зоя, роза, миска, лиса, ваза, гроза, масло.
Оценивание логопедом результатов деятельности учеников.
10. Динамическая пауза «Стрекоза». Слайд 20. Действия по щелчку мыши. Встроенный в слайд звук [17].
Стихотворное сопровождение |
Действия |
Вот какая стрекоза, |
Исходное положение: ноги на ширине плеч, пальцы изображают очки. |
А сама, как вертолёт |
Исходное положение: руки в стороны. |
Влево, вправо, назад, вперёд. |
Исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч. |
11. Работа на уровне слога. Слайд 21. Действия по щелчку мыши, последовательно настроенная анимация.
Запись под диктовку слогов. Обозначение гласных звуков, твёрдости-мягкости, звонкости-глухости согласных.
Логопед: – Поставьте под буквами гласных звуков точки красного цвета, «зажгите фонарики».
Самопроверка, ориентируясь на слайд презентации.
– Подчеркните твёрдые мягкие согласные одной полоской, мягкие – двумя.
Самопроверка, ориентируясь на слайд презентации.
– Над звонкими и глухими согласными поместите колокольчики.
Самопроверка и оценивание себя с помощью лесенки успеха.
12. Работа на уровне слова. Слайд 22-27. Действия по щелчку мыши, настроены гиперссылки, при щелчке на знак вопроса открывается слайд с загадкой [18, 19, 21, 22, 23, 24].
Отгадывание загадок и запись отгадок под диктовку у доски.
а) За ним – сидим, За ним – едим, Он всей семье Необходим (стол) |
г) На кустах в саду растёт, |
б) По лужайке целый час |
д) Не русалка – рыба я, |
в) Голос нежный и певучий |
|
13. Итог занятия. Слайд 28. Действия по щелчку мыши. На слайде поочерёдно появляются вопросы.
Ответы на вопросы:
- С какими буквами мы работали?
- Назовите звуки этих букв?
- Придумайте слово со звуком [З]?
- Придумайте слово со звуком [С]?
- Чем отличаются звуки [З С]?
14. Окончание занятия. Слайд 29. Анимация настроена, звук встроен в слайд.
Молодцы! Вы очень хорошо поработали.
Использованные источники.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 280с.: ил. http://logoped.name/2010/06/альбом-для-логопеда-о-б-иншакова/
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.
Картинки:
- солнышко - https://fotki.yandex.ru/users/filipuh1/album/231411/?&p=3
- спортсмены gif-картинки - http://justclickit.ru/other/sport.php?page=23
- собаки - https://99px.ru/avatari_vkontakte/48916/
- цветок - http://www.thelivingmoon.com/30Legends/03ports/mystsofavalon/02Tinaspages/index.html
- лектор - http://nekrasova.teach.obr55.ru/азбука-настоящего-воспитателя/
- самолёт - http://gifportal.ru/177.html
- забор - https://kco-nn.ru/catalog/dekoractii-dlya-ytrennikov/teatralnye-dekoractii-napolnye/dekoractii-zabory-lestnicty-mostiki/1800353-dekoratsiya-raznotsvetnyy-zabor.html
- зебра - https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/203633/market_wzZOQN6drNcqWsX32qWvUQ/orig
- зонт - https://clipartwork.com/clip-art/umbrella-clipart-2311
- серьги http://juwelir.ru/images/De%20Luna/big/ES2460.jpg
- слон - http://big5kayakchallenge.com/pictures-of-cartoon-elephants/new-pictures-of-cartoon-elephants-brown-baby-elephants-elephant-images/
- сумка - https://www.kakprosto.ru/kak-890315-s-chem-nosit-krasnuyu-sumku
- комар - http://54chita.detkin-club.ru/events/92214?special=1
- чайник - http://animo2.ucoz.ru/_ph/14/2/620029351.gif
- стрекоза - http://animo2.ucoz.ru/_ph/14/2/966558409.gif
- смайлик - https://pp.userapi.com/c604516/v604516300/34b6f/TnBzyGPVqks.jpg
- стол - http://89089262590.ru/sites/default/files/imagecache/productImageFull/product/1147-2197-thickbox.jpg
- зебра - https://c1.staticflickr.com/9/8476/8097371097_426e24d715_b.jpg
- скрипка - https://ru.pngtree.com/free-music-png/violin/19
- скрипач - http://alljapanesepass.xyz/risunki-skripka-igraet/
- роза - http://fullhdwall.com/wp-content/uploads/2016/06/Awesome-Rose-Flower.jpeg
- сом - http://zamryb.ru/zametka39-kalendar-kleva-soma.html