Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а также формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Проблема развития экологических представлений дошкольников занимает очень важное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Решается эта проблема в основном через планирование деятельности детей по систематизации и углублению знаний о живой и неживой природе, развитию ответственного и бережного отношения к домашним животным, к диким животным, обучению детей правильно взаимодействовать с природой, формированию трудовых навыков и умений по уходу за комнатными растениями. Данные задачи решаются воспитателями, через использование дидактических, сюжетно-ролевых игр, наблюдений, экскурсий, организацию труда в уголке природы.
Работа по развитию экологических представлений с детьми планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы».
Изучая уровень сформированности элементарных экологических представлений, мышления и экологически грамотного поведения детей, мы пришли к выводу, что у дошкольников преобладает средний уровень развития экологических представлений.
Данное исследование позволяет сделать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по ознакомлению с природой родного края у детей старшего дошкольного возраста, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.
Для решения поставленной цели был спланирован и проведен проект «Мое родное Подмосковье».
Цель – расширить представления детей о природе родного края Московской области посредством проектной деятельности.
I этап проекта
- Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель:
- Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
- Составление перспективно-творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «д.Бутово Ленинский район Московской области» (знания о географическом положении, водный ресурс, происхождение, климат).
2. Блок «Растения Московской области» (знания о растительном мире Московской области, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края» (знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу» (знания о научно-трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов.
- Беседы о Бутово Ленинский район (в гости к детям приходил персонаж Исторовед, знакомил детей с историей, рассказами, стихами о нашем крае).
- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
- Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
- Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
- Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о сирени, о березе, о зимующих птицах и др.)
2. Использование метод экспериментирования и моделирования.
- Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).
- Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты территории Ленинского района, составление маршрута для путешествия по Бутово).
- Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
- Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
3. Практические методы.
- Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
- Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники Московской области», «Цветы и травы Московской области».
- Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
- Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
4. Наглядные методы.
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту родного края.
- Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика («Животные Московской области», «Растения Московской области»).
5. Создание зон экологической среды.
- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, карта Московской области).
- Экологическая мини-лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
6. Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми о Ленинском районе Московской области и природе родного края.
- Помощь в составлении гербариев.
- Участие в оснащении мини-музея.
- Пополнение художественной и научной литературы.
- Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
- Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
- Анкетирование.
7 Ожидаемый результат.
- Знание детей приближаются к системным.
- Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию о природе родного края.
- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
- Проявляют чувства гордости и восхищения своим краем, малой Родиной.
- В данный момент проект находится на стадии оформлении результата деятельности.
Закончился педагогический эксперимент повторной диагностикой, показавшей, что в экспериментальной группе, которая участвовала в погружении в проект и организации деятельности, средний уровень развития экологических представлений дошкольников изменился и стал высоким. В контрольной группе показатели остались прежними - средний уровень.
Для педагогов ДОО подготовлено выступление на педсовете по теме «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края».