Открытое подгрупповое логопедическое занятие «Звонкие и глухие парные согласные». 1-й класс

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: 1


Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о парных согласных звуках; закреплять знание языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических функций.

Оборудование:

  • плакат Алфавит, магнитные карточки для обозначения звуков;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • предметные картинки с изображением предметов, необходимых для отгадывания загадок;
  • альбомы для индивидуальной работы;
  • цветные карандаши;
  • тетради;
  • мячики су-джок по количеству детей;
  • зеркала для индивидуальной работы;
  • песочница Dusyma.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети приветствуют учителя стоя около своих стульчиков.

Логопед: Здравствуйте, ребята, садитесь.

1. Развитие фонематического восприятия

Сегодня наше занятие мы начнём с загадок. Будьте внимательны, загадки прослушиваем до конца, думаем и отвечаем.

1.

Крылья есть, но я не птица,
Ем пыльцу, но не пчела,
Мотыльку гожусь в сестрицы,
Я легка и весела!
(Бабочка)

Ответы детей.

Логопед: Выставляется картинка с изображением бабочки. Бабочка – назовите первый звук в слове. Каждый звук записывается определённой буквой. (На доске логопед записывает букву Б).

2.

Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный.
(Волк)

Логопед: Выставляется картинка с изображением волка.

Волк – назовите первый звук в слове. Каждый звук записывается определённой буквой, а каждая буква обозначает определённый звук. (На доске логопед записывает букву В).

3.

Сизокрылый почтальон
Прилетел на наш балкон.
Утром, вечером и днём
Он воркует под окном.
(Голубь)

Логопед: Выставляется картинка с изображением голубя.

Голубь - назовите первый звук в слове. (На доске логопед записывает букву Г)

4.

Из кирпичей он из бетона,
На каждом этаже балконы.
Ну а в деревне мы найдём
Уютный деревянный …
(Дом)

Логопед: Выставляется картинка с изображением дома.

Дом - назовите первый звук в слове. (На доске логопед записывает букву Д)

5.

Мы рогатые ребята,
Брюшки с лапами мохнаты,
Летом мы жужжим в саду,
Ищем на цветках еду.
(Жук)

Логопед: Выставляется картинка с изображением жука.

Жук - назовите первый звук в слове. (На доске логопед записывает букву Ж)

6.

В сумочке лежит вещица
Та, что в дождик пригодится,
Мы её достанем,
Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой …
(Зонт)

Логопед: Выставляется картинка с изображением зонта.

Зонт - назовите первый звук в слове. (На доске логопед записывает букву З).

Логопед: Ребята, мы поработали, а сейчас нам пора отдохнуть.

Встали около своих стульчиков, ноги на ширине плеч. Руки вдоль туловища, спинки прямые.

2. Физминутка «Буратино»

Буратино подтянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся
Руки в стороны развёл, ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик наш достать, надо на носочки встать.

3. Сравнительная характеристика звуков. Соотнесение буквы со звуками

Логопед: Молодцы, а сейчас сели на места, приготовили зеркала. Ребята, внимательно! Ладошку поднесли к горлышку, посмотрели на доску и вместе произнесли звук Б (логопед указкой показывает на букву Б). Что произошло с горлышком?

Ответы детей. Правильно ребята, горлышко дрожит. А если горлышко дрожит, значит это какой звук?

Ответы детей. (Звонкий согласный звук). Если у звонкого согласного звука Б, парный звук? Назовите его.

Ответы детей. Как вы определили, глухой это звук или звонкий?

Ответы детей. (Горлышко «молчит», поэтому глухой.)

4. Развитие фонематического анализа и синтеза

Логопед: На доске записывает глухой парный согласный П. Назовите слово на звук П. Назовите первый звук в слове; назовите последний звук в слове; назовите гласный звук в слове.

Аналогичная работа проводится со всеми парными согласными звуками.

Б – п
В – ф
Г – к
Д – т
Ж – ш
З – с

Логопед: Ребята, не забываем про наш плакат Алфавит. Если кто-то забыл написание буквы, вы всегда сможете поднять глазки и увидеть подсказку!

5. Сформулировать тему занятия

Логопед: Мы сейчас с вами вспоминали парные согласные звуки и буквы, значит тема нашего занятия: парные согласные звуки. А какие ещё звуки у нас есть?

Ответы детей.

Давайте вспомним нашу песенку гласных звуков.

6. Песенка гласных звуков

Встали около своих стульчиков. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, спина прямая. Поётся песенка гласных звуков (каждое движение обозначает определённый гласный звук).

II. Основная часть

Логопед: Сели ребятки, открыли тетради и записали: число, классная работа. (Запись на доске)

1. Дифференциация звуков в словах

Логопед: Открываем наши альбомы на стр.21, задание №4.

(Работа в тетрадях)

Рассмотрите картинки, назовите и определите первый звук в слове. Если слово начинается со звонкого парного согласного, записываем соответствующую букву, на строку где нарисован колокольчик. Если слово начинается с глухого парного согласного, записываем соответствующую букву, на строку, где нарисованы наушники.

Картинки: шуба, сыр, помидор, карандаш, зонт, кот, дом, жук, крот, бусы.

2. Физминутка

(Здоровьесберегающие технологии)

Ребята, мы немного поработали, а сейчас время отдохнуть.

Взяли мячики Су-джок, положили на левую ладошку, накрыли правой, пальчики вместе! Проговариваем дружно стихотворение и передвигаем  наш мячик по часовой стрелке.

Шла большая черепаха,
И кусала всех от страха
Кусь, кусь, кусь,
Кусь, кусь, кусь,
Никого я не боюсь.

Пальчики наши отдохнули, а сейчас отдохнут и наши глазки.

3. Зрительная гимнастика

Ребята, выпрямили спины, головы не поворачиваем, работают только глазки.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
И опять их открываем.
Смело можем показать
Как умеем мы моргать!
Раз – налево, два – направо. (показ зеркально!)

Упражнение на славу.
Три - наверх, Четыре - вниз,
Поработай, не ленись!
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир!
Поморгаем глазками, часто, часто.

Наши глазки отдохнули и мы, можем продолжить наше занятие.

4. Работа по звуко-буквенному анализу и синтезу

Ребята, у каждого из вас в верхнем углу стола, лежит конверт, в нём картинки. Вы выкладываете картинки, записываете название каждого предмета в тетрадь. А сейчас сделаем звуко-буквенный анализ записанных слов. (Проверка тетрадей по ходу занятия)

Работа у доски.

Учащийся на доске записывает слова, название предмета. Ставит ударение, делит слова на слоги и делает звуко-буквенный анализ слов. Аналогичная, самостоятельная работа в тетрадях.

5. Итог занятия

Логопед: Вы отлично справились с заданием. Ну, а сейчас встаём и подходим к нашей песочнице.

Ребята, о каких звуках мы с вами вспоминали на нашем занятии? Какие это звуки? Подберите слова на заданный звук и запишите его в нашей песочнице. Определите первый звук в слове, последний звук в слове, гласный звук в слове. (Работа проводится с каждым учащимся. Звук называется учащимся подгруппы, а парный звук определяет следующий участник, называет слово, делает звуко-буквенный анализ слова.)

Молодцы! Наше занятие подошло к концу, но мы обязательно с вами встретимся! А сейчас, нам пора в класс.