Решение задач на нахождение угла между плоскостями. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми методами решения задач на нахождение угла между плоскостями.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые методы решения задач на нахождение угла между плоскостями.

а) Устные упражнения.

- Давайте повторим определения и формулировки теорем, которые нам понадобятся для нахождения углов между двумя пересекающимися плоскостями:

1. Прямоугольный параллелепипед.

2. Призма;

3. Прямая призма;

4. Правильная призма.

5. Угол между плоскостями двумя плоскостями.

6. Сформулируете теорему о трех перпендикулярах.

В кубе ABCDA1B1C1D1 найдите угол между плоскостями:

  1. (ABC) и (CDD1);
  2. (ABC) и (CDA1);
  3. (ABC) и (BDD1);
  4. (ACC1) и (BDD1).

3. Изучение нового материала.

Решение задачи на нахождение угла между двумя плоскостями с оформлением решения на доске.

Задача.

В правильной четырехугольной призме ABCDA1B1C1D1 стороны основания равны 6 см, а боковые ребра равны 10 см. На ребре AA1 отмечена точка K так, что AK:KA1=3:2. Найдите угол между плоскостями (ABC) и (BKD1).

При нахождении угла между двумя пересекающимися плоскостями сначала необходимо выполнить дополнительные построения, чтобы увидеть пересекающиеся прямые, угол между которыми равен искомому углу между заданными плоскостями, и после этого связывать этот угол с исходными данными.

Построим сечение данной призмы плоскостью, проходящей через точки B, K, D1.

  1. Прямая D1,K пересекает прямую AD в точке N.
  2. Прямая NB пересекает прямую CD в точке L.
  3. Прямая D1L пересекает прямую CC1 в точке M.
  4. KD1MB – искомое сечение.

Решение.

Выполним дополнительные построения, чтобы «увидеть» угол между плоскостями (ABC) и (BKD1).

1. Прямая NB – общая прямая плоскостей (ABC) и (BKD1).

2. Построим высоту DH в ∆NDB.

3. DD1⊥(ABC) и DH⊥NB, следовательно, по теореме о трех перпендикулярах D1H⊥NB.

4. Следовательно, ∠(ABC; BKD1) = ∠DHD1; ∠DHD1 – линейный угол двугранного угла KNBD.

5. AK:KA1=2:3 ⇒ AK=3x и KA1= 2х.
AK+KA1=AA1 ⇒3x+2x=10, x=2,
AK=6 см и KA1=4 см.

6. ∆NKA подобен ∆ND1D (∠D1ND – общий угол, ∠KAN=∠D1DN), следовательно, KA/NA=D1D/ND ⇒ NA=9 см.

7. Рассмотрим прямоугольный ∆NAB:

2 способ решения данной задачи.

Мы уже построили сечение KD1MB данной призмы плоскостью, проходящей через точки B, K, D1.

Решение.

Выполним дополнительные построения, чтобы «увидеть» угол между плоскостями (ABC) и (BKD1).

1. Прямая NB – общая прямая плоскостей (ABC) и (BKD1).

2. Построим высоту AG в прямоугольном треугольнике ∆ ANB, ∠NAB=90°.

3. KA⊥(ABC) и AG⊥NB, следовательно, по теореме о трех перпендикулярах KG⊥NB.

4. Следовательно, ∠(ABC; BKD1) = ∠KGA.

∠KGA – линейный угол двугранного угла KNBA.

5. AK:KA1=2:3 ⇒ AK=3x и KA1=2х.
AK+KA1=AA1 ⇒3x+2x=10, x=2,
AK=6 см и KA1=4 см.

6. ∆NKA подобен ∆ND1D (∠D1ND – общий угол, ∠KAN=∠D1DN), следовательно, KA/NA=D1D/ND ⇒ NA=9 см.

7. Рассмотрим прямоугольный ∆NAB:

3 способ решения данной задачи

1. Мы уже построили сечение KD1MB данной призмы плоскостью, проходящей через точки B, K, D1.

2. KD1MB – параллелограмм (KD1‖BM, KB‖D1M).

3. ∆KD1A1 = ∆BCM (∠KA1D1 = ∠BCM=90°, ∠A1D1K =∠MBC, A1D1= BC), следовательно

7. Ортогональной проекцией KBMD1 на плоскость (ABC) является квадрат ABCD. Значит, имеет место соотношение SABCD=SKBMD1*cos(∠(ABC; BKD1))

8. SABCD=AB2=36 см2.

4. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы рассмотрели три способа решения одной задачи и узнали, как находить углы между двумя пересекающимися плоскостями.

5. Домашнего задания.

Учащимся необходимо решить задачу из ЕГЭ по математике за 2012 год, в которой нужно найти угол между двумя пересекающимися плоскостями.

В правильной четырехугольной призме ABСDA1B1C1D1 стороны основания равны 2, а боковые ребра равны 5.

На ребре АА1 отмечена точка Е так, что АЕ:ЕА1 =3:2. Найдите угол между плоскостями (АВС) и (ВЕD1).