Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.
Задачи:
- – продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
- – познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
- – продолжать знакомить детей с Москвой;
- – закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
- – обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
- – развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
- – продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине, семье.
Оборудование:
- презентация – иллюстрации (карта мира, карта Москвы);
- иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг);
- герб города Москвы;
- гербы других стран; портрет президента);
- рисунки детей по теме «Герб моей семьи».
Словарная работа:
- существительные: Родина, Отечество, материк, гражданин, герб, флаг;
- прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная;
- глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать.
Предшествующая работа:
- рассматривание иллюстраций по заданной теме;
- чтение художественной литературы о родной стране;
- заучивание стихотворений о родной Земле;
- рассматривание семейных фотографий;
- изготовление семейного герба (совместная работа детей и родителей);
- беседы по темам: «Моя Родина”, “Моя семья”, “Мой любимый город”, “Достопримечательности нашего города”, “Я русский Человек”;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель-экскурсовод встречает детей:
– Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю отправиться в путешествие, во время которого мы сможем проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…
Станция №1 “Адрес моей страны”
Воспитатель:
– Мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение “Наш дом”:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек.
Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
– Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)
– Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент)
Воспитатель показывает портрет президента.
Интересно, а как же это он стал президентом? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ)
Станция №2 «Знаки и символы»
Воспитатель: Вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…
Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Герб России”:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
– Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)
– Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение “Флаг России”:
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Станция№3 “Мой город”
– Следующая станция “Расскажи о своем городе”. Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки, слайды …вы узнаете этот город? (Москва).
А сейчас мы вместе расскажем о Москве. (физкультминутка)
– Ребята, а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб?
Ребята рассматривают герб города Москвы.
Станция №4 “Моя семья”
Воспитатель: – эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Москве? (москвичи).
– Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи.
Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями. Дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе.
Станция №5 “Финишная”
– Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- Как называется страна, в которой мы с вами живем?
- Как называется наш город?
- Что изображено на российском гербе?
- Как называет людей, которые живут в городе Москве?
- Кто управляет нашей страной?
- Назови столицу нашего государства?
Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель благодарит детей за интересное путешествие.