Социализацию можно определить как процесс овладения индивидом набором программ деятельности и поведения, характерных для культурных традиций, существующих в актуальном для него жизненном пространстве, а также усвоение им (интериоризация) выражающих эти традиции знаний, ценностей и норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с носителями иных традиций на основе толерантности и межкультурного диалога.
Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей. Значимость данной проблемы обусловлена активными инновационными процессами в социальной и политической жизни страны, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности ребенка, его разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. Естественно, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и успешным.
Процесс модернизации образования, по словам В.М. Розина, доктора философских наук, профессора, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, невозможен без «локальных педагогических новшеств и усилий на местах, в ходе которых будет сформирован локальный контролируемый педагогический опыт...»
С точки зрения коллектива нашей школы, таким локальным педагогическим опытом является положительный результат внеурочной деятельности по направлению социального образования детей на начальном этапе обучения в 1–4-х классах в рамках международного проекта АФЛАТУН.
С 2014 года наш лицей является пилотной площадкой ГБОУ ВО МО «Академия социального образования» по теме «Реализация международного проекта АФЛАТУН. Социальное и финансовое образование детей».
Основной концепцией программы АФЛАТУН является обучение основам социальной ответственности и финансовой грамотности детей и молодежи. Исходя из опыта работы педагогов в современных условиях мы посчитали первостепенной образовательной задачей – социализацию ребенка, особенно на начальном этапе обучения. Это обусловлено тем, что в школу приходят дети из разных слоев общества, разных конфессий и традиций, разного уровня подготовленности физически и психологически. И проблема адаптации в образовательном пространстве встает достаточно остро.
Была разработана программа внеурочной деятельности с 1 по 4 классы по направлению социальное образование детей. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Педагоги, участвующие в проекте, прошли обучение в ГБОУ ВО МО «Академия социального образования».
В результате трехлетней работы показатели социально-эмоционального развития обучающихся на момент окончания начальной школы составили положительную динамику по следующим критериям: соблюдение учащимися норм и правил поведения, умение работать в команде и уважать другое мнение, формирование ситуации успеха, самостоятельности, мотивация к обучению, стремление проявить свои способности и возможности, желание расширить кругозор.
Отмечаются положительные изменения в учениках: они стали более спокойными, у многих выработалось умение управлять собой, своим поведением, сформировалась способность к эмпатии. Заметно выросла социальная активность: ежегодно увеличивается количество участников олимпиад и конкурсов, спортивных соревнований.
Об успешной социализации младших школьников говорит и тот факт, что 90% обучающихся хорошо адаптируются в основной школе.
Причем в классах, где занятия по данному курсу проводились три года, отмечалось гораздо меньшее количество агрессивных детей и гораздо выше показатель общей дисциплины на уроках, более высокое качество знаний, по сравнению с классами, где занятия проводились один год.
Эти факты свидетельствуют о способности обучающихся в дальнейшем сделать осознанный выбор последующего образования, самоопределения и социальной адаптации в обществе.
С 1 сентября 2016 года курс внеурочной деятельности АФЛАТУН ведется во всех классах начальной школы. В 5–8-х классах АФЛАТУН проводится в рамках кружковой работы. Учителя делятся опытом с педагогическим сообществом: статьи и методические разработки занятий напечатаны в различных изданиях и сети Интернет. Учителя принимают участие в научно-практических конференциях и обучающих семинарах муниципального и регионального уровня; участвуют в профессиональных конкурсах. Повысилась активность родительской общественности в образовательном процессе: участие в совместные проектах «Цените дружбу», «Права и обязанности ребенка», «Семейный бюджет», «Подарок для мамы».
Исходя из успешной работы в рамках проекта АФЛАТУН в начальных классах у педагогического коллектива возникла идея необходимости социализации детей еще до обучения в школе. Тем более что первоклассниками становятся разные дети, в том числе находящиеся в семьях с разным уровнем социализации и не посещающие детские сады.
В лицее организована Школа дошкольника, в которой наряду с предметным обучением, социальная направленность представлена через внедрение игр и упражнений для овладения коммуникативными умениями и навыками, так как на этом этапе жизни ведущей деятельностью для ребенка является игровая.
Система социализации личности ребенка в условиях преемственности детский сад - школа будет происходить в тесном контакте обучающегося с педагогами и родителями при своевременной психолого-педагогической поддержке.