Цель: продолжать знакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения свойств различных камней.
Задачи:
- «Познавательное развитие»: расширять кругозор детей о камнях и их свойствах, используя опыты и эксперименты; развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность;
- «Социально-коммуникативное развитие»: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; закрепить навыки взаимодействия в коллективе.
- «Речевое развитие»: активизировать и обогащать словарь детей,
Предварительная работа: цикл занятий по теме «Камни и их свойства», сбор камешков и оформление коллекции.
Оборудование:
- картинка с темой исследования – камни,
- карточки с символическим изображением «методов исследования»,
подумать самостоятельно |
посмотреть в книге |
понаблюдать |
задать вопрос взрослому |
посмотреть в Интернете |
провести эксперимент |
- коллекции различных камней, собранные детьми и родителями,
- энциклопедия,
- емкости с водой на каждого ребенка,
- гранит и морской камешек на каждого ребенка,
- монеты на каждого ребенка,
- лупы.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Темой нашего исследования будет предмет, который нам хорошо знаком. Послушайте загадку:
Его в горах полным-полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твердый, маленький, большой.
По форме разный он бывает.
Его с дороги убирают.
Правильно, это камень. (Карточка с изображением камней закрепляется на доске)
Затем воспитатель рассказывает о том, что их задача – получить как можно больше сведений о камнях и подготовить о них рассказ. А информацию добыть можно разными способами. Необходимо вспомнить с детьми о методах получения информации и продемонстрировать их на доске картинками.
Итак, план исследования готов:
1. Подумаем и вспомним, что мы знаем.
2. Посмотреть в книге.
3. Спросить у другого человека.
4. Понаблюдать.
5. Провести опыт и эксперимент.
Основной этап занятия – это конечно сбор материала. Его необходимо фиксировать на листочках в виде элементарных рисунков, значков, символов,отдельных букв или слов – пиктограмм, а затем размещать их на доске.
Итак, подумав самостоятельно, дети приходят к выводу, камни можно встретить везде и относятся они к неживой природе. Первая пиктограмма располагается на доске.
Для второго метода нам понадобятся книги, детские энциклопедии. Из них дети узнают, что камни бывают разные: природные (гранит, кремень, мрамор, мел, каменный уголь, известняк), искусственные (керамзит, кусочки кафеля, кусочки кирпича, асфальта, бетона) и декоративные, поделочные (малахит, яшма, змеевик, родонит). Очень важно сопровождение этого метода исследования иллюстрациями и наглядным материалом.
Игра «Чудесный мешочек» помогает познакомиться со свойствами камней на ощупь. Какой камень? (Гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.) Результаты фиксируются на листочках и помещаются на доске.
Наблюдение. Возьмем в руки гранит и морской камешек и рассмотрим их по форме и цвету. Гранит шероховатый, неровный. А морской камешек ровный без острых углов. Почему? Выслушиваются предположения детей и приходим к выводу, что морской камень отшлифовался о морской песок, так как его постоянно двигают волны. При рассматривании камней через лупу замечаем на них кристаллики, трещины, узоры.
А одинаковые ли камни по прочности?
Возьмем монету и попробуем поцарапать гранит и морской камешек. Рассмотрим в лупу. На граните следа царапин не остается, так как он очень крепкий и прочный. А вот на морском камешке видны царапины. Он более мягкий. Заполненные листочки помещаем на доску.
Самый интересный метод – опыт.
Воспитатель задает детям вопрос: «Как вы думаете, что произойдет, если камень положить в воду. Он утонет или нет? » Дети выдвигают различные мнения. Для выяснения истины проведем эксперимент. Возьмем стеклянный сосуд, наполненный водой, и погрузим в него камни. Камни тонут, образуя на воде круги. Предложить детям достать из воды камни и посмотреть, какими они стали. Как изменился их цвет. Вывод Камни в воде тонут. После воды становятся мокрыми и более темными по цвету. Заполняем пиктограммы.
Продолжаем сбор информации и спросим у взрослого. Как человек использует камни? Воспитатель может рассказать, что из декоративных камне делают украшения, вазы, подставки и другие красивые поделки. Из камней строят дома, мосты, выкладывают дороги. Следует рассказать детям о брусчатке Красной площади, которая выдерживает даже парады военной техники. Мрамором и гранитом отделаны станции метро. Это очень красивый и крепкий материал. Камни хорошо сохраняют тепло. Их используют при кладке печей. Камень графит есть внутри каждого простого карандаша. Кремень использовали для разжигания огня. Каменный уголь прекрасно горит и дает тепло. Каменную соль мы употребляем в пищу. Заполняем пиктограммы.
Заключительный этап – обобщение. Можно доверить эту роль активному ребёнку при активной поддержке и помощи воспитателя и детей. Начинаем вспоминать, что полезного и важного мы узнали. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы.
Вывод: Камни мы встречаем повсюду и относятся они к неживой природе. Камни бывают разными. Ни отличаются по величине, форме и цвету. Есть камни природные, искусственные и декоративные. Бывают камни шершавые и ровные. Камни, в основном твердые и тонут в воде. При намокании меняют свой цвет. Человеком используются: в строительстве, в отоплении, при изготовлении различных поделок и украшений и даже в пищу.
После занятия. Попросить родителей дома просмотреть с детьми мультфильмы «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка».