Формирование ключевых компетентностей через химический эксперимент

Разделы: Химия, Дополнительное образование


Основной отличительной чертой современности являются высокие темпы развития и обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых во всех сферах жизнедеятельности человека.

Поэтому в школьной системе образования необходимо учить личность самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ей успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования всех ступеней школьного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Это невозможно сделать без интеграции общего и дополнительного школьного образования, которая позволяет создать единую образовательную среду и эффективно реализовать образовательный потенциал учреждений.

Стандарты второго поколения призваны обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, импульс к развитию способностей и ценностных установок личности. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности.

Учебные программы по химии на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, предусматривает развитие всех основных видов деятельности, сформулированных в программах начального образования, учитывая предметное содержание системы общего среднего образования и психолого-возрастные особенности учащихся основной школы. На этом этапе обучения учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, формируемой в процессе изучения химии.

В процессе освоения этих программ, ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. На этом этапе обучения происходит включение учащегося в исследовательскую и проектную деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умения ставить вопрос, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям, защищать свои идеи.

Самые сложные понятия химии формируются на основе наблюдения предметов, явлений или их моделей, т.е. непосредственных ощущений, которые складываются в восприятия, с помощью которых формируются представления.

В реализации стандартов второго поколения особая роль в преподавании химии отведена химическому эксперименту. Химический эксперимент обеспечивает уникальность химии как учебного предмета. В условиях химического эксперимента, значение чувственных восприятий, как основа формирования понятий, возрастает.

В процессе обучения химический эксперимент служит источником познания, выполняет функцию метода, средства воспитания и развития обучающегося.

Различают следующие типы школьного эксперимента:

  • Демонстрационный химический эксперимент
  • Лабораторный химический эксперимент
  • Лабораторная работа
  • Практическая работа
  • Лабораторный практикум
  • Домашний химический эксперимент

Ученический химический эксперимент как метод учебной работы, функционирует в форме демонстрационного эксперимента, лабораторных опытов, лабораторной работы, практической работы, лабораторного практикума и домашнего химического эксперимента. Каждая из этих форм имеет свои специфические образовательные цели и формирует разнообразные компетенции обучающегося.

Использование в преподавании химии различных видов химического эксперимента направлено на достижение учащимися следующих результатов:

Личностные результаты

  • Проявление творческого отношения к процессу химического эксперимента
  • Умение управлять свое познавательной деятельностью в ходе практической или лабораторной работы
  • Навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, знание языка химических символов
  • Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории

Метапредметные результаты

  • Использование знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  • Умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятных, статистических и иных методов познания
  • Умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графиками
  • Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать (в том числе и при помощи ИКТ) необходимую химическую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее

Предметные результаты

  • Иметь представление о химии, как о науке, тесно взаимодействующей с другими естественными науками.
  • Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.
  • Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических понятиях, способность говорить и думать на химическом языке.
  • Понимание роли химии в повседневной жизни, а также в решении глобальных проблем человечества.
  • Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.