Логопедическое занятие "Дифференциация рукописных букв "п" и "т" в слогах, словах и словосочетаниях"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель занятия: научить дифференцировать и правильно обозначать на письме буквы «п» и «т» в слогах, словах и  словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • тренировка умений дифференцировать звуки п - т  изолированно, в слогах и в словах
  • развитие навыка  быстрого соотнесения букв п - т с мнестическими опорами и звуками
  • формирование чётких  зрительно-моторных координаций букв п - т
  • формирование умения проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов

Коррекционно-развивающие:

  • развитие чётких оптико-пространственных представлений
  • развитие зрительного и слухового внимания  и памяти
  • развитие мелкой моторики

 Коррекционно-воспитательные:

  • формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия
  • воспитание навыков самоконтроля.

Формируемые УУД

  • Познавательные УУД - осмысление особенностей звуков и их свойств, осмысление связи между словом и знаком (буквой).
  • Регулятивные УУД – освоение способов ориентировки в пространстве, закрепление навыков моделирования, закрепление образа буквы через кинестетические ощущения, формирование умения объяснять свои действия (способ написания). Формирование формирующей самооценки.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и слышать других, умение вступать в проблемный диалог.
  • Личностные УУД - осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран
  • презентация  в PowerPoint
  • пластилиновые карточки, крупа 
  • индивидуальные карточки-шифровки
  • индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Развитие пространственных представлений.

(Детям предлагается посмотреть на экран  и предлагается ответить на вопросы)

Логопед:  Назовите номер квадрата, в котором нарисованы:

  • звезда под флагом
  • шар под флагом
  • звезда справа от шара
  • флаг слева от звезды

 Логопед: Скажите, ребята, что нарисовано:

  • под звездой
  • над флагом
  • справа от шара
  • слева от шара

3. Объявление темы занятия.

Логопед:  Ребята, тему сегодняшнего нашего занятия вы узнаете из сказки.

Чтение сказки «Торопыжкина беда».

Первого сентября Торопыжка вместе с другими малышами пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.

Из-за вечной своей торопливости,  не хватило ему терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает: «Пойдем гуляпь».Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка у него спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни, что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!» – говорит Знайка.

Логопед:  Сегодня на занятии мы будем помогать Торопыжке не путать буквы  п -  т, да и сами потренируемся. Давайте определим  цель  занятия. Мы должны:

Научиться…… потренироваться……..

4. Закрепление фонем и артикулем  п-т.

Логопед: Ребята,  какие звуки обозначаются буквой П? ([п] - [п’]).

А какие звуки обозначаются буквой Т? ([т] - [т’]).

Возьмите зеркала, давайте рассмотрим  артикуляцию этих  звуков.

Произнесите звуки,  которые обозначает  буква П. Посмотрите,  воздушная струя  сразу выходит изо рта или  спотыкается? (Да, спотыкается.)

Какая преграда у воздушной струи  при произнесении звуков ([п] - [п’])? (губы), а произнесении звуков ([т] - [т’])? (язык).

Давайте дадим полную характеристику звукам ([п] - [т]).

Что общее есть у этих звуков? (глухие парные согласные). А в чём же их различия? (в преграде которая возникает при выдохе ([п] - [п’] – губы, а звуков ([т] - [т’]) – язык).

5. Анализ рукописных букв «п» и «т», определение их сходства и различия.

а) Уточнение количества элементов букв. Моделирование букв.

Логопед: Ребята, давайте рассмотрим печатные буквы п – т. Как вы считаете можно ли их перепутать? Верно, буквы выглядят по-разному,  и таких ошибок у детей почти никогда не бывает. Даже Торопыжка печатные буквы п-т  не путал. Читал их всегда правильно. А путал он письменные буквы. Почему?

Логопед:  Ребята, у вас на столах лежат элементы букв. Выложите из них слева от себя букву П: заглавную и строчную. А справа от себя букву Т: заглавную и строчную. Давайте посчитаем ножки. Сколько ножек у заглавной буквы П? А сколько ножек у заглавной буквы Т? Сколько ножек у строчной буквы П? Сколько ножек у строчной буквы Т? Сколько ножек у букв П и Т? Чем отличается буква П от буквы Т? (Количеством ножек). А теперь возьмите карточки с пластилином и выложите горохом строчную букву П и рядом фасолью строчную букву Т.

б) Зрительное закрепление графем. Работа со слоговой таблицей  (рукописный шрифт).

Логопед:  Давайте прочитаем слоговую таблицу (по цепочке, затем хором).

та – та – па     

    пё – пё – тё

пу – пу – ту       

    пю – тю – пю

то – по – по      

    ти - пи- ти

тэ – тэ – пэ    

    тя – пя - тя

ыт – ат – от   

    ят – ип – ут

ит - ет – юп    

    еп – оп – ап

в) закрепление  мнестических опор для букв.

Логопед: Возьмите красный  карандаш. Напишите строчную букву  П, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (2). Возьмите  карандаш и на следующей строчке напишите з строчную букву Т, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (3). Для чего мы это сделали?

Логопед: Сейчас по моей команде вы будите записывать буквы. Если я скажу слово «пара» вы запишите букву п, если я скажу слово «три», вы должны записать букву т. Логопед в быстром темпе диктует, дети записываю в тетрадь строку букв.

Логопед:  На карточках в первой строке  написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2

2

3

2

3

3

2

3

3

2

2

3

п

п

т

п

т

т

п

т

т

п

п

т

Логопед: Ребята, я думаю, что мы с вами разобрались в различиях между буквами П и Т. И можем выполнять задания, которые давал  Знайка  Торопыжке.

7. Закрепление правильного написания букв в словах:

а) Работа с зашифрованной  таблицей (слоги и слова).

2а-3а              

      2ы-3ы

2о-3о            

      2у-3у

3я-2я            

      3е-2е

2э-2э-3э       

      3ю-3ю-2ю

2и-2и-3и        

      3я-3я-3я

Логопед:  Давайте прочитаем зашифрованные слоги (по цепочке, затем хором).

А теперь зашифрованные слова.

Запишите зашифрованные слова себе в тетрадь. Давайте будем писать буквы п и т разным цветом.

3ворог,  2авлин,  салю3,  жел3ок,  3а2ки,  2ла3ок,  а23ека

б) Выборочный буквенный диктант.

Логопед: Сейчас я буду произносить слова, если вы услышите в слове  звук [п] или [т], то записываете соответствующую букву, проговаривая при этом слова- опоры: п – пара, т – три.

Папка, капуста, поворот,  платок, тапочки, планета, степи, автомат, пират, простор, сироп, заплатка

Давайте  проверим сколько у вас букв п и сколько т? Похвалит себя  п -12, т-11.

в) Посмотрите на слайде много разных предметов.

Давайте запишем их в два столбика. В одном будут слова с буквой п, а в другом столбике слова с буквой т.

цапля     

   дятел

пчела       

   столик

площадь    

   ласточка

сапоги        

   бутылка

апельсин     

   метла

8. Закрепление правильного написания букв в словосочетаниях.

(Детям раздаются карточки со словосочетаниями). Ребята,  вы должны вставить в словосочетания нужную букву.

__ошёл    _огуля__ь,  мо__ок  ни__ок,   мес__о  ку__ания,   __равый   бо__инок,  __омахала  __латком,   __лохая   __огода,   __ус__ ой __аке___.

Коллективная проверка. Читаем словосочетания по цепочке.

9. Итог урока.

  • Какие буквы мы учились различать сегодня на занятии? (Рукописные «п» и «т»).
  • Что у них общего? (В буквах одинаковые элементы)
  • Чем буквы «п» и «т» отличаются? (количеством элементов).
  • Какие   опоры мы выбрали для запоминания написания букв? (пара ног, три ноги)
  • Как вы считаете, ребята достигли мы целей, которые себе поставили в начале занятия?

Выберите и приклейте смайлик, своего настроения в тетрадь.

Давайте, ребята, поблагодарим друг друга за дружную работу на уроке.