Цель занятия: научить дифференцировать и правильно обозначать на письме буквы «п» и «т» в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- тренировка умений дифференцировать звуки п - т изолированно, в слогах и в словах
- развитие навыка быстрого соотнесения букв п - т с мнестическими опорами и звуками
- формирование чётких зрительно-моторных координаций букв п - т
- формирование умения проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов
Коррекционно-развивающие:
- развитие чётких оптико-пространственных представлений
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти
- развитие мелкой моторики
Коррекционно-воспитательные:
- формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия
- воспитание навыков самоконтроля.
Формируемые УУД
- Познавательные УУД - осмысление особенностей звуков и их свойств, осмысление связи между словом и знаком (буквой).
- Регулятивные УУД – освоение способов ориентировки в пространстве, закрепление навыков моделирования, закрепление образа буквы через кинестетические ощущения, формирование умения объяснять свои действия (способ написания). Формирование формирующей самооценки.
- Коммуникативные УУД – умение слушать и слышать других, умение вступать в проблемный диалог.
- Личностные УУД - осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- презентация в PowerPoint
- пластилиновые карточки, крупа
- индивидуальные карточки-шифровки
- индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Развитие пространственных представлений.
(Детям предлагается посмотреть на экран и предлагается ответить на вопросы)
Логопед: Назовите номер квадрата, в котором нарисованы:
- звезда под флагом
- шар под флагом
- звезда справа от шара
- флаг слева от звезды
Логопед: Скажите, ребята, что нарисовано:
- под звездой
- над флагом
- справа от шара
- слева от шара
3. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, тему сегодняшнего нашего занятия вы узнаете из сказки.
Чтение сказки «Торопыжкина беда».
Первого сентября Торопыжка вместе с другими малышами пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости, не хватило ему терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу: «Пойдем гулять», а друг читает: «Пойдем гуляпь».Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал о своей беде. А Знайка у него спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот, запомни, что у буквы т три ножки. Слово «три» поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п, у которой только две ножки. Помни об этом и перестань торопиться!» – говорит Знайка.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем помогать Торопыжке не путать буквы п - т, да и сами потренируемся. Давайте определим цель занятия. Мы должны:
Научиться…… потренироваться……..
4. Закрепление фонем и артикулем п-т.
Логопед: Ребята, какие звуки обозначаются буквой П? ([п] - [п’]).
А какие звуки обозначаются буквой Т? ([т] - [т’]).
Возьмите зеркала, давайте рассмотрим артикуляцию этих звуков.
Произнесите звуки, которые обозначает буква П. Посмотрите, воздушная струя сразу выходит изо рта или спотыкается? (Да, спотыкается.)
Какая преграда у воздушной струи при произнесении звуков ([п] - [п’])? (губы), а произнесении звуков ([т] - [т’])? (язык).
Давайте дадим полную характеристику звукам ([п] - [т]).
Что общее есть у этих звуков? (глухие парные согласные). А в чём же их различия? (в преграде которая возникает при выдохе ([п] - [п’] – губы, а звуков ([т] - [т’]) – язык).
5. Анализ рукописных букв «п» и «т», определение их сходства и различия.
а) Уточнение количества элементов букв. Моделирование букв.
Логопед: Ребята, давайте рассмотрим печатные буквы п – т. Как вы считаете можно ли их перепутать? Верно, буквы выглядят по-разному, и таких ошибок у детей почти никогда не бывает. Даже Торопыжка печатные буквы п-т не путал. Читал их всегда правильно. А путал он письменные буквы. Почему?
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат элементы букв. Выложите из них слева от себя букву П: заглавную и строчную. А справа от себя букву Т: заглавную и строчную. Давайте посчитаем ножки. Сколько ножек у заглавной буквы П? А сколько ножек у заглавной буквы Т? Сколько ножек у строчной буквы П? Сколько ножек у строчной буквы Т? Сколько ножек у букв П и Т? Чем отличается буква П от буквы Т? (Количеством ножек). А теперь возьмите карточки с пластилином и выложите горохом строчную букву П и рядом фасолью строчную букву Т.
б) Зрительное закрепление графем. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт).
Логопед: Давайте прочитаем слоговую таблицу (по цепочке, затем хором).
та – та – па | пё – пё – тё |
пу – пу – ту |
пю – тю – пю |
то – по – по |
ти - пи- ти |
тэ – тэ – пэ |
тя – пя - тя |
ыт – ат – от |
ят – ип – ут |
ит - ет – юп |
еп – оп – ап |
в) закрепление мнестических опор для букв.
Логопед: Возьмите красный карандаш. Напишите строчную букву П, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (2). Возьмите карандаш и на следующей строчке напишите з строчную букву Т, поставьте тире и напишите цифру, которая соответствует количеству ножек у этой буквы. (3). Для чего мы это сделали?
Логопед: Сейчас по моей команде вы будите записывать буквы. Если я скажу слово «пара» вы запишите букву п, если я скажу слово «три», вы должны записать букву т. Логопед в быстром темпе диктует, дети записываю в тетрадь строку букв.
Логопед: На карточках в первой строке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”
2 | 2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
п |
п |
т |
п |
т |
т |
п |
т |
т |
п |
п |
т |
Логопед: Ребята, я думаю, что мы с вами разобрались в различиях между буквами П и Т. И можем выполнять задания, которые давал Знайка Торопыжке.
7. Закрепление правильного написания букв в словах:
а) Работа с зашифрованной таблицей (слоги и слова).
2а-3а | 2ы-3ы |
2о-3о |
2у-3у |
3я-2я |
3е-2е |
2э-2э-3э |
3ю-3ю-2ю |
2и-2и-3и |
3я-3я-3я |
Логопед: Давайте прочитаем зашифрованные слоги (по цепочке, затем хором).
А теперь зашифрованные слова.
Запишите зашифрованные слова себе в тетрадь. Давайте будем писать буквы п и т разным цветом.
3ворог, 2авлин, салю3, жел3ок, 3а2ки, 2ла3ок, а23ека
б) Выборочный буквенный диктант.
Логопед: Сейчас я буду произносить слова, если вы услышите в слове звук [п] или [т], то записываете соответствующую букву, проговаривая при этом слова- опоры: п – пара, т – три.
Папка, капуста, поворот, платок, тапочки, планета, степи, автомат, пират, простор, сироп, заплатка
Давайте проверим сколько у вас букв п и сколько т? Похвалит себя п -12, т-11.
в) Посмотрите на слайде много разных предметов.
Давайте запишем их в два столбика. В одном будут слова с буквой п, а в другом столбике слова с буквой т.
цапля | дятел |
пчела |
столик |
площадь |
ласточка |
сапоги |
бутылка |
апельсин |
метла |
8. Закрепление правильного написания букв в словосочетаниях.
(Детям раздаются карточки со словосочетаниями). Ребята, вы должны вставить в словосочетания нужную букву.
__ошёл _огуля__ь, мо__ок ни__ок, мес__о ку__ания, __равый бо__инок, __омахала __латком, __лохая __огода, __ус__ ой __аке___.
Коллективная проверка. Читаем словосочетания по цепочке.
9. Итог урока.
- Какие буквы мы учились различать сегодня на занятии? (Рукописные «п» и «т»).
- Что у них общего? (В буквах одинаковые элементы)
- Чем буквы «п» и «т» отличаются? (количеством элементов).
- Какие опоры мы выбрали для запоминания написания букв? (пара ног, три ноги)
- Как вы считаете, ребята достигли мы целей, которые себе поставили в начале занятия?
Выберите и приклейте смайлик, своего настроения в тетрадь.
Давайте, ребята, поблагодарим друг друга за дружную работу на уроке.