Дошкольное детство – благоприятный период, когда закладываются основные качества личности, идет активное накопление нравственного опыта и начинается обращение к духовной жизни. Без знания своих корней, духовно-нравственных основ своей Родины, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с национальными традициями, обычаями, помогает воспитывать любовь к истории и культуре русского народа. Приобщение детей к искусству, фольклору положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Мы решили приобщить наших детей к русским национальным традициям через ознакомление с весенними православным праздниками. Надеемся, что внесение в различные виды детской деятельности духовно-нравственных элементов, взятых из лучших традиций русского народа и православия, поможет посеять в душах наших воспитанников зернышки любви к ближнему. Через воспитание уважения к культуре русского народа мы стараемся подвести детей к мысли об уважении традиций других народов, населяющих нашу большую страну.
Цель: Воспитание у дошкольников интереса и любви к русской национальной культуре через знакомство с весенними православными праздниками.
Задачи:
- познакомить детей с содержанием весенних православных праздников и связанными с ними народными традициями, обрядами;
- познакомить детей с русским народным фольклором, особенностями русского народного творчества;
- приобщить детей к произведениям художественной и музыкальной культуры, связанным с празднованием православных праздников;
- воспитывать уважение к традициям, культуре, нравственным ценностям русского народа;
- приблизить детей к пониманию взаимосвязи природных изменений и обрядовой календарно-праздничной культуры русского народа;
- развивать творческое воображение детей, формировать и повышать культурный уровень, художественный вкус дошкольников.
Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, учителя-логопеды, воспитатели групп, родители воспитанников.
Срок реализации: один месяц.
Основные виды деятельности по реализации проекта:
1. Проведение интерактивного досуга «Сороки» с демонстрацией презентации.
1.1. Эмоционально-значимая часть досуга – угощение детей печеньями-жаворонками.
2. Проведение интерактивного досуга «Благовещение» с демонстрацией презентации.
2.1. Эмоционально-значимая часть досуга – выпускание воздушных шаров с бумажными птичками.
3. Подготовка, организация и проведение выставки детских творческих работ «Пасхальный дар».
4. Показ презентации «Светлое Христово Воскресение».
5. Музыкально-литературный праздник «Пасхальная радость»
6. Физкультурный досуг «Веселые игры на Светлой седмице»
7. Квест-игра «Пасхальное приключение».
Специально организованная образовательная деятельность:
1. Беседы о весенних православных праздниках и связанных с ними народных традициях.
2. Чтение произведений А.Пушкина "Птичка", "Гонимы вешними лучами", А.Майкова "Христос воскрес!", А.Плещеева "Уж тает снег", А.Фета "Уж верба вся пушистая", Ф. Тютчева "Зима недаром злится", "Весенние воды", В.Жуковский "Жаворонок", Н.Некрасов "Дед Мазай и зайцы", Н.Сладкова "Медведь и солнце", В.Бианки "Молодая ворона", М.Пришвина "Весна звука", И.Соколова-Микитова "Звуки весны" и др.
3. Знакомство и объяснение смысла пословиц и поговорок о весне, солнышке, весенних приметах, маме, разучивание закличек, приговорок, весенних хороводных игр.
4. Знакомство с иконами "Благовещение Пресвятой Богородице", "Воскресение Христово", с произведениями русских художников П. Александрова "Катание на деревянных качелях. Пасха", В.Бакшеева "Голубая весна", А.Венецианова "На пашне. Весна", Б. Кустодиева "Крестный ход", И.Левитана "Солнечный день", "Весна", В.Маковского "Молебен на Пасху", К.Савицкого "Встреча иконы", А.Саврасова "Грачи прилетели" и др.
5. Слушание колокольных звонов в аудиозаписи, тропарей православных праздников Благовещения и Христово Воскресения, В.Филатова "Воскресение Христово", И. Кошмина "Пасхальный благовест", голосов птиц (аудиозапись), различных авторских песен о весне, произведений П.Чайковского "Весна", "Март. Песня жаворонка", "Апрель. Подснежник", "Мама", "Сладкая греза", А. Вивальди "Весна", "Приход весны", "Песня птиц", "Ручьи разливаются", "Гром", Н. Римского-Корсакого из оперы "Снегурочка", Э. Грига "Весной", Г.Свиридова "Звонили звоны", музыки неизвестного автора на стихи М.Лермонтова "Молитва" и др.
6. Рисование на весеннюю тему, роспись пасхальных яиц, изготовление корзиночек и подставочек , изготовление подарков, пасхальных открыток, используя разнообразные, в т.ч. природные материалы, лепка птичек из глины и соленого теста, изготовление птичек-веснянок из бумаги, изготовление бумажных цветов для украшения куличей, создание коллективных работ на весеннюю тему, оформление интерьера групп к празднику Пасхи и др.
Литература
1. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
2. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011
6. Картушина М. Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М.,ТЦ Сфера, 2005.
7. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
8. Куприна Л. С. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. С-Пб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
9. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
10. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. 1998.
Сценарий интегрированного досуга для детей подготовительных групп «Сороки»
Задачи:
- воспитывать интерес к русской культуре;
- знакомить детей с народными обычаями, играми, приметами, связанными с ожиданием и приходом весны;
- закреплять знания о птицах, о весенних явлениях природы; развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- знакомить детей с народными обычаями, играми, приметами, связанными ожиданием и приходом весны;
- приобщать детей к творчеству русских поэтов, композиторов и художников.
Предварительная работа:
- беседы с детьми по темам "Весна", "Природа весной", "Весна в деревне",
- изготовление птичек-веснянок из бумаги.
Инвентарь и пособия:
- Магнитола
- Мультимедийная установка, презентация к досугу
- Колокольчики
- Бумажные птички-веснянки
- Печенья-жаворонки
Ход досуга
Дети входят в музыкальный зал, садятся на места. Слайд 1
Фонограмма "Звуки весеннего леса". Слайды 2-4
Ведущий:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Эти красивыми словами поэт рассказывает нам о долгожданной весне.
Зимой ночи и вечера были длинными, солнышко поздно вставало, рано садилось, плохо грело землю. С приближением лета дни становятся длиннее, а ночи короче. Сегодня, 22 марта, - особенный день, день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Наши предки говорили, что 22 марта зима кончается, весна начинается. Православные христиане в этот день чтят память сорока мучеников. Давным-давно в этот день сорок воинов отдали свои жизни за Христа. Равноденствие и христианский праздник слились в один праздничный день, встречу весны, который наши предки называли "Сороки".
Весну после долгой суровой зимы ждали с нетерпением. Весну закликали, зазывали песнями-веснянками. Слайды 5-7
Дети встают в круг. Ведущий произносит слова заклички, сопровождая их движениями, дети повторяют.
Приди, весна,
Приди, красна!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С сохой, с бороной,
С лошадкой вороной,С шелковой травой,
Водой ключевой,
Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки-малы.Мы весняночку поём,
Весну красную зовём!
Ведущий: Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать, весну в гости зазывать.
Игра «Золотые ворота».
Ходит матушка – весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается,
А на третий раз пойдете.
Сами в клетку попадете.
Ходит матушка-весна
Ищет детушек она.
Первый раз прощается
Другой раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас.
После игры дети возвращаются на свои места.
Ведущий: Слайд 8. В старину люди верили, что 22 марта в праздник "Сороки" прилетают из теплых краев сорок птиц, приносят на крыльях весну. Давайте вспомним, какие птицы возвращаются к нам из дальних стран.
Ведущий показывает слайды презентации с изображением птиц. Дети с помощью воспитателей называют птиц. Слайды 9-16
Ведущий: Наши предки были очень внимательными, наблюдательными, и поведение пернатых помогало им определить, какая будет погода.
Слайд 17. Вот какие есть "птичьи" приметы:
- Увидел скворца – весна у крыльца.
- Чайки прилетели - скоро лёд сойдёт.
- Жаворонки вернулись - к теплу, а зяблик - к стуже.
- Ласточки и стрижи летают низко над землёй - к дождю.
- Воробьи в пыли купаются - к дождю.
- Галки вечером собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Возвращаясь из далеких теплых стран, слабые пичужки преодолевают громадные расстояния. Летят они стаями, так безопаснее. Слайд 18.
Ласточки-сестрички,
Чечетки-тетки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите.
Игра "Собирайтесь, птицы, в стайки".
Дети делятся на 3 подгруппы. Бегают врассыпную, по сигналу собираются по подгруппам, образуя строй, соответствующий рисунку на карточке, которую показывает ведущий: круг, или шеренга или колонна.
Ведущий: Ребята, вы запомнили, какие птицы прилетают весной? Сейчас проверим ваши знания.
Игра "Прилетели птицы"
Дети встают врассыпную. Ведущий читает стихотворение, игроки поднимают руки, когда услышат название птицы. Кто ошибся - выбывает из игры.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Чибисы, чижи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.Прилетели птицы:
Голуби, лисицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и ежи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
После игры дети возвращаются на свои места.
Слайд 19. Множество разных птиц прилетают весной, но особенно любили русские люди маленькую, неприметную птичку с нежным звонким голоском - жаворонка. Прилетев, жаворонки поют высоко в небе, так, что не видно птичек, только слышны их веселые трели. О жаворонках говорили: «Высоко летают, песни воспевают, Христа прославляют».
Русские поэты и композиторы посвящали этой неприметной серенькой птичке свои чудесные произведения.
Аудиозапись песни «Жаворонок». Слайд 20.
Двое детей читают стихотворение: Слайд 21.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны».
(В.Жуковский)
Ведущий: На Руси возникла замечательная традиция выпекать на "Сороки" печенье в виде птичек, которые назывались "жаворонками". Слайды 22, 23. Дети, взяв испеченных птичек, собирались на пригорках. Бывало, жаворонков просто подбрасывали или же, взяв их за крылышки, качали, изображая полёт птиц. Слайд 24. Свои действия ребятишки сопровождали приговорками-закличками: Слайд 25.
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Часто испеченных жаворонков давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям и приговаривали:
Ой вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Весна - радостное время. Слайд 26. Детишки, молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:
Дети встают в круг. Ведущий поет, сопровождая слова песни движениями, дети повторяют.
Вот зима суровая проходит,
Белоснежная проходит.
Люли-люли, проходит.
Люли-люли, проходит.Встает красно солнышко пораньше,
Светит красно солнышко подольше.
Люли-люли, подольше.
Люли-люли, подольше.Солнце снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Люли-люли, приводит.
Люли-люли, приводит.Вот и малы птички прилетают,
Гнезда птички строят-завивают,
Люли-люли, завивают.
Люли-люли, завивают.
Игра "Жаворонки:
С помощью считалки выбираются несколько водящих - «жаворонков».
Прилетели три грача,
Принесли нам три ключа,
Зиму замыкайте,
Весну выпускайте.
Раз, два, три
Поскорее выходи.
В руках у водящих колокольчики. Они входят в круг, который образует играющие, и бегают в нём, звеня колокольчиками. Дети произносят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Потом игроки, стоящие в кругу, закрывают глаза. Под музыку «жаворонки» выбегают за круг, бегают сзади стоящих игроков и звенят в колокольчик. По окончании музыки кладут его за спиной любого игрока. У кого за спиной лежит колокольчик, тот становится «жаворонком».
Ведущий: Дорогие ребята, мы рассказали вам о том, как встречали на Руси день весеннего равноденствия, день прилета птиц, а ваши мамы испекли для вас "жаворонков". Слайд 27. Вы, ребята, приготовили свои родным подарки, сделали из бумаги птичек-веснянок. Поздравьте своих мам и пап. Пусть эти птички принесут вам радость, пусть скорее приходит к нам долгожданная весна.
Воспитатели раздают детям выпеченных из теста жаворонков.
Ведущий: Слайд 28.
Вот пришла весна красна!
Будит землю ото сна,
Наполняет соком почки,
На лугу растит цветочки.
Прогоняет с речек лёд,
Светлым делает восход.
Всюду радость нам несет.