Авторы учебника: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- Образовательные: помочь обучающимся сформировать знания об анализаторах, значении зрения в жизни человека; дать представление о строении и функциях глазного яблока, вспомогательного зрительного аппарата, зрительной зоне коры больших полушарий, познакомиться с дефектами зрения и способами его коррекции; гигиене зрения.
- Развивающие: способствовать развитию у учащихся умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду.
- Воспитательные: способствовать формированию навыков гигиены зрения, навыков работы в группах
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Одной из главных целей организации групповой работы является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Далее каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. В групповой работе учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование).
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;
- возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- меняется характер взаимоотношений между детьми( исчезают безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность);
- возрастает сплочённость класса;
- дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся с большим уважением к чужому труду;
- в то же время растёт самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся;
- учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы;
- давать группам задания, дифференцированные по сложности.
Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.