В жизни каждого ребёнка огромную роль играет учёба в начальной школе, а именно, учитель начальных классов.
В наши дни всё более актуальной становится глубокая гуманная идея педагогики В.А Сухомлинского: «Больше, чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать о том, что вкладываем в душу человека». По мнению В.А.Сухомлинского, одно из ценных качеств воспитателя – это человечность, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Он писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [3].
Сложна и многообразна работа учителя начальных классов. Сколько надо знать и уметь ему, чтобы найти подход к каждому ученику, воспитать человека, индивидуальность! Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста в них легче всего заложить нравственность и духовность, которые усваиваются на всю жизнь.
Обучение и воспитание – это единое целое образовательного процесса. Для меня важным является: воспитанность, максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциального таланта и создание условий для духовно-нравственного, умственного и физического совершенствования. Воспитанность проявляется в повседневном поведении человека, в его отношениях с другими людьми. В основе этих отношений - уважение и доброжелательность к каждому человеку.
В ранние школьные годы закладывается направленность личности, её интересы, склонности. Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к окружающему миру. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: впечатлительность, желание быть лучше, детскую непосредственность, внушаемость и подражательность, активный интерес ко всему новому, стремление использовать новые знания. Важно осознавать необходимость внимания к становлению «Я» ребёнка [1].
Учащиеся начальных классов очень эмоциональны, особенно в 1-2 классах. Положительные эмоции, испытываемые ребёнком, при обращении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают дальнейшую школьную жизнь. Педагогический оптимизм, принцип «каждый ученик талантлив» выступает как основа формирования высоких нравственных качеств у детей. Для меня важна личность ученика. Огромную роль играет умение учителя поощрять любознательность ребёнка. Улыбка, ласковый взгляд, слова «Молодец!», «Умница!», «Замечательно!», «Отлично!», «Ты сегодня отлично потрудился!», аплодисменты товарищей и т.д. вдохновляют ребят. От этого глаза и лица детей счастливо блестят. Это надо видеть! Ведь ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное для себя. Он надеется на успех, одобрение и поддержку учителя, одноклассников. И эти детские ожидания должны оправдаться. Учебный день начинается всегда с «Гимнастики успеха» (их множество). Вот одна из них:
- «Я улыбаюсь утру!» (показывают на окно);
- «Я люблю себя!» (обнимают себя);
- «Я люблю весь мир!» (разводят руками);
- «Я люблю всех вас!» (показывают на детей). Данная гимнастика поднимает не только настроение, но и работоспособность обучающихся. А роль положительных эмоций в процессе познания огромна.
Стараюсь сочетать разумную требовательность с педагогической зоркостью, чтобы помочь ребёнку, при необходимости, оказать поддержку. Так окружаем вниманием долго болевшего товарища, ободряем неуверенного в себе, стараемся помочь участием тому, у кого в семье возникли временные трудности. Например, Гузель А., у которой папа попал в аварию и долго лежал в больнице. Все в классе старались окружить девочку вниманием и заботой. Помогали ей в учёбе, старались делиться лучшим, что у них есть. Справлялись о здоровье папы, провожали её домой. Приносили книги, подарки и угощения.
Особое участие дети стали проявлять после прочтения и обсуждения рассказа В.А. Сухомлинского «Как на свете жить?». Вниманием и заботой был окружён и Слава С., у которого папа уходил из семьи. Маленькие рассказы В.А. Сухомлинского, В. Осеевой, Е. Пермяка, сказки и были Л.Н. Толстого очень просты, легки для чтения. Они доступны для понимания, но в них заложен большой нравственный смысл [2].
Путь от формирования знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен. Успех приходит только в результате кропотливой, постоянной работы педагога, совместно с родителями, над развитием нравственного сознания детей. Необходимо создавать ситуации, способствующие эмоциональному восприятию полученных знаний, их осознанию и применению на практике. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать.
Так, во время беседы по теме «Сопереживание в радости и горе товарищам»(2 класс), акцентирую внимание на то, что рядом живут люди, которые нуждаются в отзывчивости, в чутком отношении к ним, и ценность человека заключается в умении замечать, кому и в каких ситуациях необходима помощь. Рассказ В.А. Сухомлинского «Как на свете жить?» – это в высшей степени урок нравственности для малышей.
Предлагаю вопросы для обсуждения:
- Взаимопонимание друг друга (состояния товарища, его настроения, самочувствия, душевных переживаний).
- Сочувствие товарищу в его бедах и горе, умение жить его радостями.
- Готовность помочь товарищу, выручить из беды.
- Недопустимость отрицательных проявлений – зависти, чёрствости, бездушия, бессердечности.
Дети должны приобрести опыт сопереживания товарищам в их бедах и умение разделить с ними радости. Надо показать, что неумение радоваться радости другого приводит к злому чувству зависти. А зависть уродует личность и взаимоотношения людей. Вследствие зависти может появиться желание, чтобы кто-то потерпел неудачу. Зависть порою может толкнуть и на неправильный, бесчестный поступок.
Дружба может быть постоянной и радостной для детей только тогда, когда они внимательно относятся друг к другу, умеют тонко наблюдать за настроением, душевным состоянием друга, разделяют его радости и огорчения. Воспитание душевной способности к сопереживанию – одна из тончайших и труднейших задач. Сопереживанию – умению мысленно перевоплотиться в другого человека, поставить себя на место другого надо учить ребёнка с первых шагов его сознательной жизни.
Например, беседа по содержанию.
- Почему у Кати большая радость?
- Сколько лет болел отец девочки?
- Сколько операций он перенёс?
- Что сказала Катя во дворе мальчикам?
- Как они посмотрели на Катю?
- К кому пошла девочка потом?
- Что спросила Надя?
- Почему Катя заплакала?
- Какими оказались друзья Кати?
- А как вам хотелось бы закончить этот текст?
Дети: Огромная радость и счастье оттого, что папа выздоровел и плакать не стоит.
- Чему учит рассказ В.А.Сухомлинского?
- Что автор считает злом в этом рассказе? Согласны ли вы с ним?
В.А. Сухомлинский назвал его «Как на свете жить»? Как вы думаете почему?
Совместный вывод.
- Самое маленькое человеческое участие: похвала, ласка, разделённая радость с товарищем, поднимает хорошее настроение, жизнь снова расцветает перед маленьким человеком, а от равнодушия товарищей, одноклассников становится не только одиноко и тоскливо, но, даже, страшно. Поэтому нужно проявлять заботу и внимание к тем, кто живет рядом и нуждается в нашем участии и моральной поддержке.
В беседе дети приходят к выводу, что очень важно замечать, чувствовать настроение и состояние товарища, умении поддержать друга, одноклассника в трудную минуту, радоваться с ним, быть чуткими. Вот в чём видится милосердие, сострадание, дружба. Человек начинается с добра. Так мы учимся жить в мире и согласии.
С первых дней учёбы дети знакомятся с правилами дружбы и товарищества. Это помогает им общаться, дружить, быть воспитанными.
Стараюсь воспитать, выработать требовательное, самокритичное отношение к себе. Они учатся анализировать свои действия и поступки: «Как сам оцениваешь свой поступок?». Индивидуальные, доверительные беседы способствуют формированию у ребёнка начала самооценки и самовоспитания.
Ответьте себе и про себя: какими качествами личности вы обладаете? Умеете ли вы дружить? Постарайтесь в себе воспитывать качества, о которых мы говорили.
Хочется остановиться на том, какое большое значение оказывает природа на настроение людей, особенно детей.
Природа – вечный источник мыслей и добрых чувств. Эстетическое чувство природы важно и нужно развивать, когда складывается духовный мир младшего школьника, когда для него особенно важными являются эмоциональные переживания, связанные с объектами природы. Если ребёнок не испытывает восторга перед многообразием природного окружения, то сможет ли он относиться к нему бережно, понимать, что и он сам – часть природы. Поэтому очень важно использовать возможности общения с природой.
В учебном процессе никогда не упускаю возможности воспитательного момента. Например, увидеть красоту окружающей жизни: «Посмотрим в окно, как там красиво!» И все, изумлённые красотой, сидят очарованные. А некоторые дети подбегают к окну, посмотреть поближе. Это обычно бывают скоропроходящие явления природы: утром на ярко-голубом фоне дерево в ослепительном инее, блестящие капли дождя на фоне жёлтых листьев, медленно падающие крупные первые снежинки, метель, первые капли дождя после долгой зимы…
Увиденная красота способствует вдохновению, эмоциональному настрою, одухотворённости и весь учебный день продолжается легко и радостно, хочется учиться лучше и делать что-то хорошее.
Большую роль в воспитании дружбы, товарищества в общении детей играют экскурсии. Традицией являются экскурсии в природу (Короткие Ложки, парк Победы, «Берендей», совместно с родителями на озеро Шамсутдин, городской музей).
Ребята учатся общаться между собой. Они учатся видеть красоту окружающего мира, учатся правилам поведения в природе, в общественных местах. А чтение и обсуждение до экскурсии прекрасного рассказа по книжке-малышке «Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинского (1-й класс) не позволяет оставлять на полянке после себя ни малейшей соринки. Это стало главным правилом поведения в природе.
Хочется привести фрагмент беседы по этому произведению, которое глубоко впечатлило малышей. Думаю, бережное отношение к природе у них сохранится на всю жизнь. По мере взросления очень много будет бесед (и не только!) о бережном отношении к природе, но то, что малыши услышали этот рассказ в первом классе, в первые дни пребывания в школе – это останется с ними на всю жизнь!
- О чём думали во время чтения?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Ребята, почему Лиде было стыдно перед соловушкой?
- Чему учит данное произведение? (Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой).
- Как бы поступили вы? Как вы думаете, что такое стыд?
- В словаре С.И.Ожегова, объясняется значение слова: «Стыд – это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка» (смущение от неправильного поступка).
- Знакомо ли вам это чувство?
- Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- О любви к природе и бережном отношении к ней.
- Куда пошли девочки?
- Что они решили сделать после утомительной дороги?
- Чем были очарованы девочки? Что значит, очарованы? (были поражены красивым пением соловья).
- «Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку».
- «Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля».
- «Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит».
- Что сказала Лида?
- Оля считает, что их никто не видит и можно мусор бросить под куст. Значит, правильно вести себя в лесу надо только ради кого-то?
- Лиде стыдно за поступок Оли. Из каких слов это видно? (стыдно перед соловушкой)
Перед тем как сделать вывод, показываю видеофрагмент - пение соловья.
Совместный вывод: соловей своим пением доставляет окружающим радость. Нельзя загрязнять лес, природу. Этот маленький рассказ учит беречь и охранять природу, учит доброте к окружающему миру, учит осуждать людей, которые поступают плохо.
При подготовке к беседам стараюсь всегда рассматривать воспитательные и развивающие возможности текстов, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это помогает самопониманию, самоосознанию личности, становлению отдельных ценностей, что способствует развитию когнитивной и личностно – смысловой сфер школьников. Это такие рассказы, где обучающихся привлекают жизненные ситуации и персонажи – ровесники (с которыми хочется дружить, общаться или, наоборот, объяснить их неправоту). Для этого в содержании выделяю главное, что должно затронуть чувства детей, что в последующем окажет влияние на их поступки. При прочтении или прослушивании рассказов В.А. Сухомлинского (например, ещё один прекрасный рассказ «Совесть») основная цель – предоставить обучающимся возможности выявить качества главных действующих лиц, оценить их поступки, осмыслить проблемы и мотивы поведения, которые движут их поступками, поставить себя на их место. Сопереживание, сострадание, милосердие или осуждение какого-то поступка и его оценка являются основой формирования нравственных качеств и убеждений личности младшего школьника. Нравственно - этическое оценивание поступков героев рассказа помогает ребёнку соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Всё это, по мере взросления, является основой для активного прояснения младшим школьником своей позиции, собственного отношения к событию, поступку, явлению, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.
Говоря о воспитанности, мы часто употребляем слово «уважение»: уважение к чужой личности, к правам другого человека, уважение к себе самому, к старшим по возрасту. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся с уважением и чаще всего по-доброму. Вежливость и умение вести себя зависят от общего развития человека, от его нравственного поведения.
Обучая и воспитывая младших школьников, не надо забывать об этом. А ещё о том, что и сами когда-то были детьми.
Литература.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пос. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – С. 117.
- И.В. Кошкина Идеи В.А. Сухомлинского в современном процессе обучения младших школьников // Начальная школа. – №2. – 2012 – С. 7-10.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М.: «Педагогика», 1974.