Концепция РИП «Формирование художественно-творческих способностей, обучающихся 5–9-х классов» в рамках деятельности литературного клуба» «Тропинка на Парнас»

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Концепция РИП «Формирование художественно-творческих способностей, обучающихся 5-9 классов» в рамках деятельности литературного клуба» определяется направленностью на реализацию содержания действующего Федерального государственного образовательного стандарта среднего (общего) полного образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

Действующий Стандарт, поставивший в центр образовательного процесса личность ученика и ее развитие, побуждает учителя осваивать и применять на практике новые технологии, направленные на развитие личности, ее способностей и формирование компетентностей, а значит и на достижение требуемых результатов освоения программы.

Реализация требований Стандарта станет возможным, если образовательный процесс на каждой ступени обучения будет выстроен в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В основе модернизации образования лежит весь накопленный педагогической и психологической науками XX столетия опыт, знания и научные открытия о ребенке, его психологических особенностях в разные возрастные периоды.

Учебная модель, контуры которой были намечены Л.С. Выготским, трактует образование как процесс «культурного развития», в котором сообразное возрасту обучение «присвоение индивидом культурных средств и способов действия» является необходимой составляющей, поскольку закладывает «зону ближайшего развития», т.е. провоцирует, направляет и поддерживает этот процесс*. Психологическая схема Д.Б. Эльконина дает определенные ориентиры для построения образовательного процесса. Целевые ориентиры каждой ступени образования определяются особенностями и ведущей деятельностью возраста.

______________

* Концепция развивающего обучения в основной школе. Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.- М.:Вита, 2009. -  с.7.

В основной школе на первый план в жизни ребенка выходит линия смыслобразования. Психологи определяют задачу возраста как «позиционирование**»: подросток позиционирует себя в мире, строит связь между своими действиями и полем возможностей. Образовательный процесс в основной школе должен оказать созвучие новой доминанте - личной инициативе и индивидуализации. Особенности возраста, а, следовательно, скрытые за ними задачи возраста, таким образом, связаны с проблемой полагания собственной личности в мир. Я, мое место в мире, мир и мое «Я», с миром вокруг. Осуществляя такой эксперимент, строя эти связи, меняя и перестраивая установившиеся связи, подросток решает задачу развития своего возраста.

______________

** К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – с.50

Литература - то необходимое предметное пространство, на котором становится возможным развитие творческой личности.  Содержание и структура предмета литературы в 5-9 классах направлены на формирование основных механизмов понимания литературного текста, что является залогом успешного развития полноценной личности читателя-подростка как творческого субъекта учения.

Пространством для развития художественно-творческих способностей учащихся в гимназии являются уроки литературы, а также создание литературного клуба «Тропинка на Парнас».

Зачем нужен литературный клуб? На какой жизненный и педагогический запрос он отвечает? Сегодня преимущественная интеллектуальная направленность школы приводит к тому, что всё, связанное с занятиями искусством, вытесняется в область так называемого дополнительного образования.

Что делать маленькому автору, желающему выразить себя через слово? Как сделать, чтобы это желание не исчезло? Как сделать, чтобы его «СЛОВО» стало образным, глубоким, волнующим другого? Как обнаружить этого маленького автора учителю, выделить его среди массы учеников? Поддержать его, найти ему единомышленников? Над этими и другими вопросами задумались учителя русского языка и литературы МАОУ Гимназия №1 им. А.С.Пушкина.  

Маленькие одинокие авторы нуждаются в постоянном и правильном руководстве: адекватной оценке своих произведений; развивающих занятиях; грамотных презентациях результатов своего творчества.

Ребёнок, начавший сочинять самостоятельно, – это человек, который рано открыл для себя авторскую позицию и пытается в ней действовать. Но само по себе авторское действие не гарантирует успешности художественного творчества. Для его успешности необходимы развитые эстетическое отношение и художественное воображение.

Создание литературного клуба «Тропинка на Парнас» является ответом на образовательный запрос юных авторов. Исходя из этого, было создано образовательное пространство для развития литературно-творческих способностей обучающихся. Руководство литературным развитием юных авторов взяло на себя методическое объединение учителей русского языка и литературы в рамках РИП в 2015 году.

Целью инновационного проекта явилось развитие основных художественно-творческих способностей школьников как одного из важнейших условий воспитания эстетически развитого читателя и формирования у подростка «целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира».

Для реализации цели были поставлены задачи:

  • объединение всех заинтересованных в свободном литературно-творческом развитии детей на основе развития художественно-творческих способностей через создание литературного клуба;
  • оказание помощи в организации и проведении развивающих занятий с маленькими авторами;
  • создание пространства для публикаций и обсуждения детских произведений, консультаций для родителей на заседаниях клуба;

Как результат -  создание альманаха детского литературного творчества «Тропинка на Парнас».

Учителями русского языка и литературы были определены главные формы деятельности литературного клуба. Ими стали: внеурочные формы работы, творческие мастерские, круглый стол, заседания литературного клуба, индивидуальная работа с участниками клубами, мастер-классы с сахалинскими писателями и поэтами, а также уроки литературы.

Разработка диагностического инструментария разрабатывалась учителями русского языка и литературы на основе концепции программы и календарно-тематического планирования авторской программы по литературному образованию Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла».

Сроки реализации инновационного проекта были определены следующие:

  • сентябрь - ноябрь 2015 – подготовительный;
  • ноябрь 2015 - март 2018 – основной;
  • март - май 2018 – заключительный.

Главным показателем в ожидаемых результатах мы видим прежде всего в создании пространства, где маленький автор мог бы продвигаться в своём литературно-творческом развитии. Мы предполагали, что это должно отразиться в улучшении качества работ школьников и в увеличении членства участников клуба.

В работе возникли определённые трудности, которые преодолевались в процессе деятельности. Как правильно организовать руководства юными авторами? Какими должны быть диагностики? Как в рамках школьного образования развивать художественное воображение ребёнка и способность реализовать эту направленность в выразительных, чувственно воспринимаемых образах? Можно ли сделать так, чтобы приобщение к искусству слова под руководством учителя литературы стало ещё и приобщением к творчеству, путём к осознанному и продуктивному авторству? Чтобы по-настоящему помочь маленькому автору в его развитии, взрослому нужно научиться:

  • оценивать детские произведения (т.е. знать возрастные особенности детского творчества, детской художественности, владеть критериями оценки);
  • понимать, какая из основных художественных способностей ребёнка нуждается в особом внимании;
  • создавать творческие задания, направленные на развитие художественно–творческих способностей;
  • руководить читательским развитием ребёнка;
  • проводить обсуждения и творческие этюды с детьми;
  • организовывать презентации произведений детского художественного творчества.

Площадка работает уже два года. На первом этапе деятельности РИП была определена задача объединения всех заинтересованных в свободном литературно-творческом развитии детей и проведения входящей диагностики. В итоге возникла группа из 25 человек 5-9-х классов. Работа с ними стала осуществляться как через уроки литературы, так и через групповые и индивидуальные консультации и мастер-классы. Значительную часть деятельности мы отводили участию в площадке профессионалов: сахалинских поэтов, прозаиков, артистов Сахалинского театра кукол, а также сотрудничество с Центром чтения Сахалинской научной областной библиотеки. Важным этапом в работе стало проведение «круглого стола», где обсуждались творческие работы школьников, а также презентации их произведений в формате заседаний литературного клуба, издание первого альманаха «Тропинка на Парнас». В деятельность учителей с юными авторами были включены занятия, на которых ребята знакомились с лексическими и фонетическими средствами создания поэтических образов, с такими понятиями, как рифма, ритм, жанры лирики, тропы и др.

При разработке диагностик мы опирались на систему работы с одарёнными детьми, предложенную Психологическим институтом РАО, авторы А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей». Диагностики дали представление об уровне развития эстетического отношения ребёнка к миру (умение видеть и слышать прекрасное), о его понимании отдельного образного слова; о глубине понимания школьником предложенного текста (умение видеть скрытые смыслы, понимать авторский замысел), а также помогли определить уровень их творческих работ на данном этапе.
Мы предполагаем, что данная работа с детьми покажет, что художественное творчество доступно каждому ребёнку, что дети обладают богатейшими психологическими предпосылками для того, чтобы стать авторами-художниками

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л.Н. Развитие способностей понимания в средней и старшей школе. [Текст] / Л.Н. Алексеева, Н.Б. Ковалева, М.В. Дарган, В.И. Смирнова. М.: МИОО, 2008.
  2. Алексеева, Л.Н. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией: Учебное пособие для педагогов и учащихся старших классов [Текст] / Л.Н. Алексеева. Л.В. Ассуирова. -  М.: Пушкинский институт, 2007.
  3. Концепция развивающего обучения в основной школе. Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. - М.:Вита, 2009.
  4. К.Н.Поливанова. Проектная деятельность школьников. Работаем по новым стандартам. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012
  5. З.Н. Новлянская. Становление авторской позиции в детском литературном творчестве-М.: Некоммерческое партнёрство «авторский клуб», 2016.
  6.  А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук «Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей». - Феникс, г.Дубна: Психологический институт РАО, 2009.