Формирование процессов звукового анализа и синтеза. Звуки [М], [М']

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Задача: Формирование процессов звукового анализа и синтеза.

Цели:

  • дифференциация звуков [М]–[М’];
  • закрепление навыка выделения гласных звуков из состава слова;
  • закрепление навыка деления слов на слоги;
  • закрепление навыка определения позиции звука в слове;
  • формирование навыков  звукового анализа и синтеза;
  • развитие слухоречевой памяти и внимания.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, плоскостные изображения автобусов, карточки красного, зеленого, синего цвета.

Занятие проводится с использованием презентации.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с героями замечательного мультфильма.

(На экране демонстрируется фрагмент мультфильма "Мама для мамонтенка") (Слайд 3)

Логопед: Давайте поможем мамонтенку найти маму. Для этого нужно выполнить задания, которые приготовили для нас герои мультфильма.

II. Основная часть

Выделение звуков [М], [М'] из состава слова. Характеристика звуков [М], [М'].

Логопед: Первое задание от Медвежонка.

Какой звук мы слышим в начале слова мамонтенок? (Слайд 4)

Ребенок:  В начале слова мамонтенок мы слышим звук [М].

Логопед: Какой звук мы слышим в начале слова медвежонок?

Ребенок:  В начале слова медвежонок мы слышим звук [М'].

Логопед: Чем похожи и чем отличаются эти звуки?

Ребенок: Звуки [М], [М’] - согласные, звонкие.

Звук [М] - твердый, [М'] - мягкий.

Логопед: Перед вами два домика. (Слайд 5 с применением триггеров) В них живут слова. Как вы думаете, в каком доме живут слова со звуком [М]? Почему?

Ребенок: Слова со звуком [М] живут в домике с синей крышей. Согласные твердые звуки обозначаются синим цветом.

Логопед: В каком доме живут слова со звуком [М']? Почему?

Ребенок: Слова со звуком [М]' живут в домике с зеленой  крышей. Согласные мягкие звуки обозначаются зеленым цветом.

Логопед: Перед вами картинки: пирамида, мишка, мышка, сумка, книга, лимон, мяч, клубника, мак. Назовите картинку и скажите, какой звук, [М] или [М'], мы слышим в этом слове.

Ребенок: В слове пирамида мы слышим звук [М] в середине слова.

Логопед:  Вы не выбрали две картинки: книга, клубника. Почему?

Ребенок: В словах книга и клубника мы не слышим звук [М] или [М'].

Деление слов на слоги. Выделение гласных звуков из состава слова.

На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма "Мама для мамонтенка". (Слайд 6)

Логопед: Дедушка Морж сказал, что маму Мамонтенка мы найдем в Африке.

Туда мы отправимся на этих пароходах. (Слайд 7 с применением триггеров)

Чем они отличаются?

Ребенок: Пароходы отличаются тем, что у них разное количество иллюминаторов (1, 2 и 3).

Логопед: Задание от дедушки Моржа.

Перед вами картинки. Я их назову, а вы внимательно послушайте: ослик, синица, гномик, малина, крот, зонт, бочки, лист.

Разделите эти слова на слоги.

Ребенок:  гно-мик (Произнесение слова сопровождается двумя хлопками.) В слове гномик два слога, потому что два гласных звука: [О], [И]. И т.д.

(Картинки перемещаются на пароходы.)

Логопед: Посмотрите на картинки (Слайд 8) и скажите, в названии каких из них мы слышим звуки [М], [М'].

Ребенок: В слове гномик мы слышим звук[М'].

В слове малина мы слышим звук [М].

Физкультминутка.

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем
А потом наоборот,
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись еще разок!
Раз-два-три-четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!

Определение позиции звука [М] в слове.

На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма "Мама для мамонтенка". (Слайд 9)

Логопед: Мы оказались в Африке. Мартышка предлагает нам дальше отправится на автобусе. (Слайд 10)

А пока мы едем, выполним задание, которое она для нас приготовила. Определить позицию звука [М] в слове.

Слова произносятся в следующем порядке:
туман, море, гном, комок, мамонтенок, помощь, мультфильм, гром

Ребенок: В слове туман мы слышим звук [М] в середине слова.

(Дети используют плоскостные изображения автобусов и карточки синего цвета. Правильный ответ демонстрируется на экране. (Слайд 10 по щелчку))

Выделение звуков из начала слова. Звуковой синтез.

На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма "Мама для мамонтенка". (Слайд 11)

Логопед: Следующее задание от тетушки Бегемотихи.

Логопед: Перед вами картинки: дыня, остров, малина. (Слайд 12)

Соедините первые звуки этих слов. Какое слово получилось?

Ребенок: дом.

Логопед называет картинки: мышь, арка, кепка, иголка. (Слайд 13)

Ребенок: маки.

Логопед называет картинки: пальма, апельсины, улитка, карандаши. (Слайд 14)

Ребенок: паук.

Логопед называет картинки: кастрюля, ананас, туфли, овцы, капли. (Слайд 15)

Ребенок: каток.

III. Итог занятия

На экране демонстрируется фрагмент из мультфильма "Мама для мамонтенка". (Слайд 16)

Логопед: Мы помогли Мамонтенку найти маму. Кто нам встретился на пути?

Ребенок: Мы встретили Медвежонка, дедушку Моржа, Мартышку, бабушку Бегемотиху.

Логопед: Послушайте внимательно: мамонтенок, морж, мартышка, бегемотиха. Что мы можем сказать об этих словах?

Ребенок: В этих словах мы слышим звук [М].

Логопед: Наше занятие закончилось. Вы – молодцы. Вы успешно справились с заданиями, которые встретились нам на пути.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://yandex.ru/images/search
  2. https://klad.life/1/9/3/mama-dlya-mamontenka-1981-91-8-mb.html