Добрый день, уважаемые коллеги!
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Здравствуйте!!!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Как все педагоги я знаю, как много в нашей работе различных проблем. Проводя большую работу с детьми на уроках и внеурочной деятельности, стараюсь дать детям много интересной информации. Заметила, что они не усваивают весь материал, с которым мы работаем. Поэтому задалась вопросам: «Почему дети не усваивают весь материал?»
Какие мысли возникли у Вас, когда вы увидели и услышали эту фразу?
«Рядом, но не вместе...»Наверное, это находиться рядом друг с другом, но быть чужими, нет контакта, не получается общения, единения. Действительно, каждый из васправ по-своему, исходя из своего жизненного опыта.
Изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система, обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, адекватную самооценку учащегося, ни поддержать его инициативность и самостоятельность.
Если в классе учатся 25-30 детей, то, разделив 40 минут на каждого ученика, мы получим не более полутора минут, которые мог бы уделить учитель ребенку, дав ему возможность что-либо сказать.
Еще в 10-х годах прошлого столетия Н.К.Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сблизить их. Все направлено к тому, чтобыотделить ученика от товарищей: ему запрещается спрашивать что-либо у соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий ученикам не дают,..». Часто и теперь дети на уроке находятся рядом, но невместе. Те, кто сидят на последних партах, день изо дня видят только спины своих одноклассников; те, кто сидят впереди, кроме учителя не видят вообще никого.
По Л.В. Выготскому мы знаем, что природа личности социальна, а сам смысл работы учителя заключается в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через коллективную работу, через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учеников с учителем.
Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Учимся дружить».
Разработанного в рамках реализации программы «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста духовно-нравственной направленности.
Отличительной особенностью занятия является метод, в ходе которого учащиеся знакомятся с разными видами упражнений направленных на осознание качеств настоящего друга и умения дружить.
Занятие, имеет практическую направленность, расширяет представление детей о важности истинных друзей в жизни человека, развивает коммуникативные навыки общения, умение аргументировать свою точку зрения; развивает внимание, память, эстетический вкус. Воспитывает чувство сплоченности, внимательности, аккуратности.
Использование презентации, музыкального сопровождения вызывает интерес и положительный настрой.
Практические, наглядные, словесные методы способствуют реализации цели. Работа в парах, группе и индивидуальная, создает психологическую комфортность.Мотивируют детей на дальнейшую работу
Данная внеурочная деятельность способствует не только развитию процессов, которые помогают активизировать деятельность ребенка на уроке, но и формированию универсальных учебных действий (личностные - научиться правилам доброжелательного общения с людьми, регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме, познавательные - уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя; учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя, коммуникативные - учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах; учиться работать в паре и в группе; слушать и понимать речь других ребят).
- Обучающие задачи: расширять представления детей о важности истинных друзей в жизни человека посредством введения их в литературную и музыкальную культуру;
- Коррекционно-развивающие задачи:
обогащать словарный состав; развивать коммуникативные навыки общения, умение аргументировать свою точку зрения; развивать внимание, память, эстетический вкус, чувство ритма; - Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры.
Универсальные учебные занятия (УУД), формируемые на занятии:
Личностные:
- Обучающиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим людям.
- У обучающихся будет формироваться понимание необходимости соблюдения «правил дружбы».
Познавательные:
- Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое дружба и что значит «верный друг».
- Построение рассуждений на тему: «Что важно для дружбы?».
- Учащиеся будут учиться сравнивать литературных героев разных произведений.
Регулятивные:
- Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
- Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные:
- Участвовать в коллективной работе, связанной с работой в группе.Осваивать правила выполнения работы (говорить тихо, не перебивая).
- Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
- Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.
И сейчас это мы с вами и попробует. Представьте, что вы третьеклассники. Но прежде, чем мы начнем, я попрошу вас встать. Опустите голову вниз. Теперь поднимите голову, постарайтесь встретится с кем-нибудь взглядом. Улыбнитесь тому, чей взгляд вы поймали. Присаживайтесь.
1. Самоопределение к деятельности
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Б.Заходер
Кто же такой друг?
«Друг – это тот, кто….». Продолжите эту фразу.
Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
Есть ли у вас друг в классе? Кто он? (ответы учеников);
2.Актуализация знаний
«Кто есть кто?»
Сейчас каждый из вас получит карточки с обозначенными на них семейными ролями: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д. Ваша задача по очереди представить каждый свою роль, не используя слов, а остальные попробуют отгадать, кто изображается в том или ином случае.
Разминка (викторина «Сказочные друзья»)
- Верный друг Незнайки. (Гунька)
- У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (Пудель Артемон)
- Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
- Друзья из Простоквашино. (Дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин)
- Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: « Друг спас жизнь друга».Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
- Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя решили подружиться . Как они это сделали ? (Решили построить Дом Дружбы)
- Назовите друзей Вини-Пуха.
- Кто из обитателей джунглей подружился с человеческим детёнышем Маугли? (Пантера Багира, медведь Балу, удав Ка)
- Назови друзей мультипликационного героя Лунтика.
3. Работа в парах
«Что Важно для дружбы?»
Выберите 5 самых главных высказываний в порядке значимости. Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте?
- Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
- Защищать друг друга от обидчиков.
- Угощать друг друга сладостями.
- Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
- Уметь уступать друг другу.
- Часто ходить друг к другу в гости.
- Помогать друг другу.
- Не ссориться друг с другом по пустякам.
- Искренне радоваться успехам друг друга.
4. Индивидуальная работа
Интервью “Расскажи о своем друге”.
Может быть, кто-то уже есть такой друг? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?
Физкультминутка
«Мы с тобой друзья»
Я – дрозд, (показывает на себя)
ты – дрозд,(показывает на товарища)
У меня нос, у тебя нос,
У меня щечки мягенькие,
У тебя щечки мягенькие,
У меня губки аленькие,
У тебя губки аленькие,
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой - друзья! (рукопожатия)
5. Работа в группах
Составление правил настоящего друга
Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять.
Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.
1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо”.
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступит Володе.
Правило. Уступай другу.
2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.
4) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.
Для кого выгодна такая дружба?
Какой совет дадите Наташе?
Правило. Истинная дружба бескорыстна.
5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алёшу “конопушкой”, потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алёше.
Какой совет дадите Пете.
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
6) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Рите?
Что посоветуете Зое?
Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.
7) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Гоше?
Что посоветуете Тиме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
Не предлагай другу совершать плохие поступки.
6. Коллективная работа.
Моделирование ситуации.
1) Как поступите в ситуации? (На доске записаны ситуации, дети рассказывают, как будут действовать).
- Если мой друг добился в чём-то успеха, то я…
- Если я обидел своего друга, то я…
- Если я думаю, что мой друг предал меня, то я…
- Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я…
- Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…
- Если моего друга ругают за меня, то я…
- Если моего друга не справедливо ругают, то я…
- Если мой друг называет меня грубо, то я…
- Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я…
- Если у меня есть конфета, то …
- Если у меня есть интересный фильм, то я…
- Если мой друг не сделал домашнее задание, то я…
- Если мой друг не умеет играть в игру, то я…
2) Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся. (Дети по цепочке отвечают)
А от кого это зависит?
7. Итог урока
Самоанализ.
Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? Почему?
Давайте каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки, на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.
Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.
Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чём признались только себе.
8. Саморефлексия
Дети, у вас на партах лежат колоски, мы сейчас составим из них пшеничные букеты. Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски? А когда она еще не созрела, то колоски какие?
Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?Если “да”, то поднимите желтые колоски, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, зеленым.
Судя по вашим ответам и высказываниям, вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу и во взрослую жизнь. Исследованиями и опросами установлено, что лучшие друзья – это друзья детства, школы.
Предлагаю продолжить любую фразу.
- Мы узнали….
- Мы повторили…
- Мне было легко…
- Мне было трудно…
- Мне нужно ещё потренироваться…
- Мне было интересно…
Уважаемые коллеги! Пусть настоящие друзья будут не только рядом, но и вместе с вами ВСЕГДА! Спасибо!