В соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса:
- обучающихся и их родителей (законных представителей);
- педагогических работников;
- органов управления в сфере образования;
- общественности.
Такое дистанционное взаимодействие должно быть обеспечено, в том числе, в рамках дистанционного обучения.
Говоря о положительных моментах использования дистанционных образовательных технологий, часто упоминают:
- периоды временной нетрудоспособности учащегося;
- периоды карантина и т.п.
Это безусловно правильно. Однако, на наш взгляд, помимо вышесказанного наиболее существенной для образовательных целей является возможность обеспечить индивидуальный темп обучения, возможность дома, в отсутствие отвлекающих факторов, ознакомиться с изучаемым материалом, в спокойном темпе выполнить практическую работу, то есть формирование индивидуальной образовательной траектории.
Общеизвестно, что наиболее эффективной частью процесса обучения является самообучение, в процессе которого обучающийся самостоятельно работает с учебным материалом, знакомится с печатными изданиями, электронными ресурсами и справочниками. Современный среднестатистический ученик может получить доступ к электронным библиотекам, видео и аудиоматериалам и базам знаний, содержащим огромное количество разнообразной информации по изучаемому предмету.
Таким образом, на современном этапе развития общества активное внедрение в учебный процесс школьного образования дистанционных технологий и их сочетание с привычной системой очного обучения помогает педагогам выстроить более гибкий, индивидуализированный процесс обучения и учитывать персональные особенности и запросы обучающихся.
Особенно актуальны дистанционные технологии для уроков информатики. Так как учебные планы разных общеобразовательных учебных заведений предусматривают различное количество часов, отводимых на изучение предмета «информатика», и существуют модели 2-11, 5-11, 7-11, 2-9, 5-9, 7-9. Учитель должен обеспечить усвоение учебного материала иногда в очень короткие сроки, но в полном объеме. Ученик должен получить как теоретические знания, так и практические навыки деятельности за компьютером. И в таких ситуациях использование вспомогательного дистанционного курса становится жизненно необходимым.
В приказе Министерства образования от 9 января 2014г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» устанавливаются правила применения организациями дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ.
Курсы дистанционного обучения требуют детального и подробного планирования деятельности обучаемого, точной постановки задач и целей обучения, наличия учебных материалов, которые должны обеспечить интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения. Необходимо также наличие эффективного учебного механизма обратной связи, позволяющего ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Важнейший элемент любого курса дистанционного обучения – это мотивация, так как только эффективная мотивация позволяет успешно завершить начатое обучение. Для повышения мотивации нужно применять разнообразные приемы и средства. При разработке курсов дистанционного обучения необходимо предусмотреть вариативные компоненты, обеспечивающие возможность более широкого знакомства с изучаемым материалом.
Учитывая все вышеизложенное в мае 2017 года в рамках конкурса «Доступное образование», проводимого министерством образования Саратовской области, авторами статьи был разработан дистанционный курс «Секреты электронных таблиц», который попал в число победителей конкурса в направлении «Лучший дистанционный курс по образовательным программам основного общего образования». Курс «Секреты электронных таблиц», знакомит как с основными (базовыми) возможностями электронных таблиц Microsoft Office Excel, так и с нестандартным применением электронных таблиц для учебы и повседневной жизни. Материалы курса подобраны с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов.
Курс предоставляет учащимся знания, расширяющие базовый курс по информатике. Основная цель курса – развитие познавательного интереса обучающихся к возможностям электронных таблиц, формирование ключевых компетентностей применения электронных таблиц через выполнение большого количества практических работ и тестов.
Структура курса
Программа курса включает в себя 10 модулей, на освоение которых можно отвести от 8 до 14 часов учебного времени (на усмотрение учителя):
Модуль | Содержание |
Продолжительность, час |
Модуль 1 |
Первое знакомств. Быстрый старт. Основные понятия и элементы интерфейса электронных таблиц Microsoft Office Excel. |
1 |
Модуль 2 |
Форматы ячеек. Оформление мультиформатных таблиц |
1 |
Модуль 3 |
Формулы в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в формулах. |
2 |
Модуль 4 |
Функции в электронных таблицах (математические, статистические, логические и текстовые) |
2 |
Модуль 5 |
Построение диаграмм и графиков. Гистограммы и ярусные диаграммы, круговые и кольцевые диаграммы, графики и розы ветров) |
2 |
Модуль 6 |
Базы данных в электронных таблицах. Работа с формами. Сортировка табличных данных |
1 |
Модуль 7 |
Фильтры на службе у баз данных |
1 |
Модуль 8 |
Условное форматирование. Защита данных |
1 |
Модуль 9 |
Электронные таблицы – для конкурсов. Создание кроссвордов. |
2 |
Модуль 10 |
Решение задач ОГЭ с использованием электронных таблиц |
1 |
Каждый модуль курса содержит теоретический материал, оформленный в виде интерактивной лекции, ссылки на внешние источники информации, практические работы, тест, форум для обсуждения возникших вопросов.
В процессе разработки курса мы опирались на следующие требования к дистанционному курсу, которые изложены в статье Полякова С.С., опубликованной в материалах конференции «ИКТ в сфере культуры и образования», Саратов, 2012г.
Дистанционный курс для 7-9 классов не должен:
- содержать большое количество текстовых материалов;
должен:
- состоять из небольших по объему и смыслу модулей;
- позволять переключаться в режим работы с необходимыми программами;
- иметь интуитивно понятный интерфейс;
- стимулировать познавательный интерес с помощью занимательных практических заданий;
- ставить задачи и вопросы, над которыми хочется думать;
- работать в любых современных браузерах.
Именно поэтому лекции содержат не только теоретический материал, но также и большое количество рисунков, наглядно иллюстрирующих тему и помогающих справиться с практическими работами. Лекционный материал структурирован небольшими порциями. Для перехода на следующую страничку теоретического материала нужно ответить на вопрос по изученному материалу (проверка осмысленного чтения).
Задания к практическим работам являются результатом многолетней практики авторов курса и содержат наиболее интересные практические задачи, собранные из различных источников или разработанные авторами. Авторы постарались подобрать практико-ориентированные, жизненные задачи, задачи из различных областей знаний.
Тесты содержат разнообразные типы вопросов (вопросы с выбором ответа, вопросы на множественный выбор, вопросы с перетаскиванием маркеров, вопросы на соответствие, вопросы с коротким ответом и т.д.). Разнообразные по типам вопросы мотивируют обучающихся к выполнению тестов, развивают интеллектуальные качества учащихся, умение ориентироваться в разнообразных типах заданий, расширяет кругозор и понимание темы.
Форумы для обсуждения возникших вопросов позволяют обсудить изученный материал, выполненные задания и служат для реализации обратной связи с обучающимися. Разделы самооценивания предназначены для самостоятельной оценки уровня своей подготовки учащимся в пятибалльной системе оценивания.
Авторы статьи полагают, что в курсе содержится весь необходимый объем информации для школьника в объеме программы 7-9 классов по представленной теме. Курс имеет простую интуитивно-понятную навигацию, предоставляет богатые возможности для коммуникации и взаимодействия «ученик-учитель».
Плюсом дистанционной системы подачи знаний предложенного курса является то, что обучающийся может в любой момент вернуться к теоретическому материалу и восполнить пробелы в знаниях, если что-то забыл. Дистанционный курс – это «учебник, который невозможно потерять или испортить». Преподаватель может построить занятия таким образом, чтобы охватить только часть курса, необходимую для знакомства с основными возможностями программы Microsoft Excel на базовом уровне или расширить представление обучающихся об использовании электронных таблиц темами:
- Условное форматирование.
- Защита данных
- Электронные таблицы для конкурсов (составление кроссвордов).
Курс содержит творческие задания на разработку индивидуальных кроссвордов по изученной теме, а также на совместное создание глоссария.
Особенно остро при работе с дистанционным курсом встает проблема мотивации обучающихся к выполнению заданий курса.
На основании апробации дистанционного курса на своих уроках авторами предлагается следующее решение проблемы мотивации: При первом знакомстве обучающихся с курсом подробно показать, как работать с различными элементами курса, сделав основной акцент на изучение лекции и отправку практической работы на проверку. Предложить в качестве домашнего задания выполнить одну из практических работ первого модуля. В начале следующего урока продемонстрировать обучающимся, кто заходил на сайт, и предложить попробовать свои силы остальным. Обязательно поощрить самых активных. Когда обучающиеся увидят успехи одноклассников, возникнет потребность попробовать справится с заданием самостоятельно, приложить усилия. На следующем уроке подробно разбирается, все что непонятно, оцениваются действия обучающихся при выполнении домашнего задания. Последовательно и настойчиво поощряя тех, кто справился, можно добиться того, что дети будут ощущать полезность и получать удовлетворение от выполнения заданий.
В ходе апробации дистанционного курса авторы сделали вывод, что применение дистанционных технологий на уроках информатики необходимо и позволяет подготовить обучающихся не только по предмету «информатика», но и к самостоятельной работе, самообразованию, которое, в соответствии с основными тезисами авторитетной международной организации ЮНЕСКО, является частью непрерывного образования, необходимого современному человеку на протяжении всей его жизни.