Проблема выбора профессии стара как мир. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его здоровье, состояние и самочувствие. Поэтому одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе, овладении профессией.
Сколько существует профессий?
- В «Международном стандарте классификации профессий» описаны 9333 профессии.
- Российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает около 7000 профессий.
Человек, живущий в среднем российском городе выбирает из 700 профессий, а в крупных мегаполисах – из 2000-3000 профессий.
Классификация профессий
Мир профессий изменчив и многообразен. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В статье мы приведем классификацию профессий, предложенную Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека к предмету труда, которая как нам кажется более лучше поможет младшему школьнику ориентироваться в мире профессий. [1]
Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:
- «Человек – природа» – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, лесничий, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
- «Человек – техника» – работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
- «Человек – человек» – предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
- «Человек – знаковая система» – интерес представляют естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
- «Человек – художественный образ» – в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер театра, кино и т.д.
Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.
По целям труда:
- «Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.
- «Преобразующие профессии»: большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.
- «Изыскательские профессии»: в этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.
Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда | Гностические (распознать, определить) |
Преобразующие (обработать, обслужить) |
Изыскательские (изобрести, придумать) |
Человек - природа |
Ботаник |
Ветеринар |
Биоинженер |
Человек - техника |
Наладчик станков У |
Водитель, слесарь |
Изобретатель, Инженер |
Человек - знаковая система |
Графолог |
Библиотекарь |
Программист |
Человек - художественный образ |
Литературный критик |
Актёр |
Художник, дизайнер |
Человек - человек |
Психолог |
Учитель, врач |
Режиссёр |
По средствам труда:
- «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции). Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник живописец.
- «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
- «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами). Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
- «Функциональные средства организма человека». Здесь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).
По условиям труда:
- «Условия бытового типа» - в таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
- «Работа на открытом воздухе» - в режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
- «Необычные условия труда» - под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
- «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности» - за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.
Начальная школа является первым этапом профориентации.
У младших школьников важно сформировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессиям родителей и ближайшему производственному окружению. Воспитать нравственную и практическую установку к выбору профессии, основанную на включенности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно – полезной и трудовой деятельности.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, учащийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
Возрастные особенности младших школьников
Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словеснологическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения.
Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «комбайн» для них – это «для того, чтобы работать в поле», «чтобы помогать убирать хлеб», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Ученики первых классов часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны. Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Нам необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?».
Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие беседы о профессиях не эффективны, поэтому, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей: играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты». Восприятие учеников 2 - 4 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Учащиеся 2-4 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов. Необходимо, чтобы дети умели быстро переключать внимание с одного объекта на другой; умели распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах либо в группах.
Возрастные особенности учащихся 3 и 4 классов имеют некоторые различия.
Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.
В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста, то есть заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в предподростковом возрасте. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания.
При планировании занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, краткий план или ход занятия, используемые материалы.
Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться учащиеся: учитель, повар и другие. Например: «Знакомьтесь! Профессия – повар!» Ставится цель: создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии (учебная, развивающая и воспитательная):
- создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии (учебная цель);
- развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия,
- произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий (цель развивающая);
- осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире, совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей (воспитательная цель).
Задачи профессионального самоопределения для младших школьников:
- дать общие сведения о трудовой деятельности; о содержании труда самых распространенных профессий;
- о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;
- сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;
- воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего труда.
Задачи профориентационного занятия:
- сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности); познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности,
- стремление к труду, полезному для себя и общества;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.
Задачи – это промежуточные шаги по достижению цели. Если занятие рассчитано на 30 минут, то таких задач может быть не больше трех.
Другими словами, все, что вы делаете для достижения цели нужно отразить в задачах. Самое главное – они должны быть сопоставимы с целью и сформированы максимально понятно и конкретно.
Учащиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в старших классах.
Формы реализации профориентации младших школьников
Профориентационная работа в начальных классах не должна ограничиваться одним видом деятельности, надо постараться использовать разнообразные приемы и методы, особенно в 3-4 классах: мини-лекции о содержании профессии, рисуночные методики, игры, связанные с профессией, беседы со специалистами – родителями и просто со специалистами, оформление уголка профессии или папки с вырезками из газет, журналов, фотографий с экскурсий на предприятия и др.
Профориентация через учебные предметы
В начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у учащихся интереса к труду взрослых.
На уроках русского языка, литературного чтения при выполнении упражнений, где используется материал о профессиях, можно проводить мини-беседы о профессиях, значении их в жизни человека. Очень интересны и полезны «Пословицы и поговорки о труде и умении, трудолюбии», ребусы, стихи, загадки. [Приложение 1-5, Приложение 12]
На уроках математики работа по профориентации может осуществляться путем проведения мини-бесед по заданиям, где говорится о профессии и показать роль и значение математики в жизни и деятельности людей. [Приложение 3]
Уроки окружающего мира, технологии, изобразительного искусства вносят вклад в решении профориентации. (Например, при изучении темы: «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с профессиями родного края). На этих уроках детям предлагаются стихи, отгадать кроссворды, загадки [Приложение 1-5, Приложение 12]
Профориентация через внеклассную работу и внеурочную деятельность
Учителя, классные руководители проводят в системе классные часы, занятия - один раз в месяц - по классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым – пять основных типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ».
- Мини-беседы о разных профессиях:
1. «Знакомьтесь! Профессия - …» [Приложение 1]
2. Встреча с человеком этой профессии; встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия, учреждения своего микрорайона, экскурсии в школьный музей «Родина – это важно!» - Праздники: «Все работы хороши - выбирай на вкус!», «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Чудо земли – Хлеб!», «Береги то, что создано трудом человека», «Праздник каши» …
- Выставки: рисунков о профессиях.
- Викторины: на знание профессий.
- Игры: «Пойми - узнай меня», «Покажи профессию…» (изобрази пантомимой), «Подбери то, что нужно … (повару, столяру, строителю, учителю, пожарному…)», интерактивная игра «Заколдованные профессии», лото «Кем быть?» «Назови профессию», «Профессии», «Кому что нужно для работы», «Что лишнее», «Играем в профессию», «Знаю все профессии» … [Приложение 6]
- Интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» [Приложение 7]
- Конкурсы: пословиц о труде «Продолжи …», «Ромашка» - придумать и разыграть сценку на тему: «У врача», «На уроке», «Я парикмахер»; «Мы готовим лучше всех!» «Конкурс знатоков авто» [Приложение 8]
- Поздравление с профессиональным праздником (родных, родителей) открытками, сувенирами – сделанными своими руками.
- Создание демонстрационных, раздаточных пособий/карточек: «Алфавит профессий» - для игр типа: «Покажи ...», «Продолжи …», «Подбери…»; «Профессии в загадках» - для бесед, викторин; папка «Профессии», сборники (например, «Пословицы и поговорки о труде», «Загадки») и т.п.
- Общественно-полезный труд (акции, трудовые десанты, операции «Листовка».
- Поисково-исследовательские работы, например, «Мир профессий города Березовский».
Профориентационная работа с родителями учащихся начальных классов
Взаимодействие с родителями: в рамках недели знакомства с профессиями – экскурсии на предприятия, встречи с родителями, в ходе которых дети знакомятся с профессиями своих родителей. Проводятся конкурсы семейных творческих работ: рассказов, сочинений о профессиях своих родителей.
Создание материала: «Мир профессий моей семьи» - «Где работают наши родители» - презентация, альбом, фотомонтаж.
Узнавая профессии своих родителей, дети получают первое впечатление о мире профессий, и начинают ориентировать в данном социальном вопросе.
Понимание своих детей, их интересов и мечтаний - важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно посоветовать родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Для работы с родителями можно отводить по 10- 15 минут на одном из родительских собраний в каждой четверти. Например, провести анкету «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» [Приложение 9].
Предлагаем использовать также методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника. [Приложение 10]
Профориентация в школе проводится с целью подготовки учащихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальной школе способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. В связи с этим, учителям необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.
Список литературы.
- Введение в мир профессий. Составитель: О.Е. Богрова, Н.В. Ведеркина, И.Г. Смирнова, Г.П. Попова. Издательство. 2009 г.
- Большая книга профессий. Г.П. Шалаева. Издательство АСТ Слово. 2010 г. 240 с.
- Профессии. Серия: Рассказы по картинкам. Наглядно-дидактическое пособие. Соответствует ФГОС. Москва. Мозаика-синтез. 2016 г. 8 л.
- Словарь школьника. Окружающий мир: профессии. Школа развития. Т.П. Воронина. Издательство Феникс. 2015 г. 40 с.
- 1000 вопросов об автомобилях. Е. Итальянская. М.: Издательство АСТ «Олимп». 2002. – 201 с. : ил. 12.
Интернет-ресурсы.
- Сайт Любимый детский http://ljubimyj-detskij.ru/
- Современный учительский портал http://easyen.ru
- Сайты Загадки о профессиях: http://zagadki1.ru/index.htm, http://hvatalkin.ru/zagadka
- Сайт Учмаг. Выбрать видеопрезентации. Введение в мир профессии https://www.uchmag.ru
- Сайт Любимая профессия http;//ljubimaja-professija.ru