«Человек – существо сложное: это не только его физический состав, но и душа,
которая в свою очередь имеет свои «источники питания».
Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми
пробуют утешить её люди, далёкие от духовной жизни».
Архиепископ Лука Войно-Ясеницкий
«Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности, не составят благоденствия народного…
Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности».
А.С.Шишков
Оторванность современного светского воспитания от корней русской культуры, основанной на православии, привело к духовно-нравственному обнищанию, быстрому падению нравственности, культуры поведения, к увеличению насилия, жестокости и агрессии в обществе.
Сегодня как никогда ранее выросла роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании и обучении детей. Поэтому религиозное воспитание является приоритетным направлением деятельности Русской Православной Церквии включает в себя как образовательные,так и воспитательные процессы.Традиционно фундаментом российской школы и педагогики всегда было православие.Актуальность этой темы не вызывает сомнения.
Духовно-нравственное воспитание школьников всистеме основного образования эффективно проходит через уроки православной культуры. Появление ОПК в российских школах с 2010 года по поручению Президента России прямо связано с новым образовательным стандартом, с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этом документе не раз говорится об особой роли православия в становлении российской государственности и «формировании национальной идентичности», наравне с другими, традиционными для России религиями. В «Концепции», в самом стандарте удачно включается ОПК как учебный предмет, а также как внеурочный дополнительный компонент деятельности образовательного учреждения: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную».
Предмет имеет культурологическую направленность, а его высокие воспитательные возможности стали ведущими общепедагогическими принципами для решения учебно-воспитательных задач в младших классах. Наряду с этим определены принцип опоры на положительные качества в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.
В процессе преподавания православной культуры я использую аксиологический, системно-деятельностный и развивающий подходы.
Учебный план на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» в 4 классе рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю).
ЦЕЛЬ учебного предмета «Основы православной культуры» – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
ЗАДАЧИ предмета «Основы православной культуры»:
- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
- приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
- укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе;
- повышение общей и эстетической культуры детей, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.
На своих уроках я использую следующие методы:
- наглядный
- словесный
- практический
В своей работе пользуюсь основными методическими приемами:
- Исследовательская деятельность
- Поисковая деятельность
- Организационная деятельность (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)
Формами работы на моих уроках являются:
- очные и заочные экскурсии;
- самостоятельная работа школьников с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы;
- чтение и выполнение заданий;
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и выполнением заданий;
- рассказ учащегося (или группы учащихся);
- посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.
- создание презентаций, творческих практических работ;
- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;
Для лучшего восприятия материала на уроке особое место я отвожу наглядности и привлечению технических средств, использую аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографии храмов.
В преподавании православной культуры важно использовать различные типы уроков, но я отдаю предпочтение комбинированному уроку и уроку с дидактической игрой.
Духовно-нравственное воспитание школьников не ограничивается только рамками школьного предмета, оно также осуществляется и в системе дополнительного образования – в воскресных школах.
О важности и ценности воскресных школ много писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский в своей статье «Воскресные школы», которая впервые была напечатана в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году.
Целями и задачами воскреcной школы являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее таинств, научение хранить в себе благодать и cтремиться к истинному свету - ко Христу, воспитание любви к ближнему, познакомить детей с православной культурой, историей и традициями России. Ученикам преподаются основы христианской культуры, основы взаимоотношений между людьми. Одной из важнейших задач воскресных школ является формирование у детей иммунитета от влияния «духа времени» и помощь родителям в понимании этого влияния.
Первая воскресная школа была открытав Киевев 1859 году известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Статья педагога «О воскресных школах» была написана 20 апреля 1863 года в Гейдельберге.Автор активно защищает идею создания воскресных школ, которые «как нельзя более соответствовали жизненной потребности края». А в Москве первая воскресная школа открыла двери для своих учеников 12 июля 1860 года. После событий 1917 года, долгих лет богоборчества, закрытия всех воскресных школ, наконец, с 1991года стали вновь создаваться и открываться воскресные школы. Это было необходимо ввиду повышения актуальности роли духовно-нравственного развития детей и подростков.
Я преподаю в воскресной школе третий год. Каждое наше занятие начинается и заканчивается молитвой.
На занятиях дети:
- изучают Священную историю и церковно-славянскую буквицу,
- учат молитвы, песни, стихи,
- готовятся к праздникам, выступают, занимаются рукоделием, рисованием.
- знакомятся с храмами и ездят по святым местам, участвуют в православных выставках, получают сертификаты об участии.
В своей работе я применяю следующие методы и приемы обучения:
- Диалог - предоставление каждому ребенку возможности высказаться во время урока, что позволяет лучше узнать и понять его, установить взаимопонимание.
- Рассказ.
- Совместное творчество - рисунки и поделки к Пасхе, к Рождеству и к другим православным праздникам. Обязательно устраиваются выставки работ детей.
- Игры – повышают интерес детей к изучаемому материалу и облегчают его усвоение.
- Учаcтие в церковной жизни - это и участие в cслужбах, помощь в уборке, украшении храма.
- Бесeды с родителями - родители нуждаются в поддeржке и помощи.
На занятиях используются музыкальные произведения классиков, картины, скульптуры, примеры архитектуры, искусство театра, что способствует воспитанию у детей чувства вкуса.
В ходе занятий у детей развиваются такие качества, как: развитие речи, умение слушать других. На всех уроках используется аудио и видеотехника – этот способствует более успешному усвоению и восприятию материала, повышение интереса к предмету изучения.
В результате ребята находят ответы на свои бесконечные вопросы, получают ценный опыт общения. Нельзя не сказать о том, какое огромное значение имеет воскресная школа для укрепления и сплочения семьи. На примере своих воспитанников можно увидеть, как родители совместно со своими детьми активно участвуют в различных мероприятиях: подготовке и организации праздников, различных поездках, интеллектуальных играх по православию. Бабушки и дедушки тоже не остаются в стороне – они помогают ухаживать за территорией храма, занимаются посадкой цветов и благоустройством. Совместный труд очень благотворно сказывается на внутрисемейных отношениях, укреплении семьи, воспитанию здоровой личности, что является целью духовного воспитания.
Таким образом,можно сделать вывод, что духовно – нравственное воспитание детей с успехом осуществляется в системе основного образования – на уроках православной культуры и в системе дополнительного образования – в воскресных школах. В результате этого происходит приобщение детей к духовной жизни, воспитание в них бережного и уважительного отношение к окружающим, прививаются нравственные нормы.Это становится возможным при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Список литературы
1. Ушинский К.Д. Воскресные школы // К.Д. Ушинский / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1994.
2. Пирогов Н.И. О Воскресных школах // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.