Духовно-нравственное воспитание школьников в системе основного и дополнительного образования

Разделы: ОРКСЭ


«Человек – существо сложное: это не только его физический состав, но и душа,
которая в свою очередь имеет свои «источники питания».

Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми
пробуют утешить её люди, далёкие от духовной жизни».

Архиепископ Лука Войно-Ясеницкий

«Науки, изощряющие ум, без веры и без нравственности, не составят благоденствия народного…
Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности».

А.С.Шишков

Оторванность современного светского воспитания от корней русской культуры, основанной на православии, привело к духовно-нравственному обнищанию, быстрому падению нравственности, культуры поведения, к увеличению насилия, жестокости и агрессии в обществе.

Сегодня как никогда ранее выросла роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании и обучении детей. Поэтому религиозное воспитание является приоритетным направлением деятельности Русской Православной Церквии включает в себя как образовательные,так и воспитательные процессы.Традиционно фундаментом российской школы и педагогики всегда было православие.Актуальность этой темы не вызывает сомнения.

Духовно-нравственное воспитание школьников всистеме основного образования эффективно проходит через уроки православной культуры. Появление ОПК в российских школах с 2010 года по поручению Президента России прямо связано с новым образовательным стандартом, с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этом документе не раз говорится об особой роли православия в становлении российской государственности и «формировании национальной идентичности», наравне с другими, традиционными для России религиями. В «Концепции», в самом стандарте удачно включается ОПК как учебный предмет, а также как внеурочный дополнительный компонент деятельности образовательного учреждения: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную».

Предмет имеет культурологическую направленность, а его высокие воспитательные возможности стали ведущими общепедагогическими принципами для решения учебно-воспитательных задач в младших классах. Наряду с этим определены принцип опоры на положительные качества в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.

В процессе преподавания православной культуры я использую аксиологический, системно-деятельностный и развивающий подходы.

Учебный план на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» в 4 классе рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю).

ЦЕЛЬ учебного предмета «Основы православной культуры» – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

ЗАДАЧИ предмета «Основы православной культуры»:

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
  • приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
  • укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе;
  • повышение общей и эстетической культуры детей, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине.

На своих уроках я использую следующие методы:

  • наглядный
  • словесный
  • практический

В своей работе пользуюсь основными методическими приемами:

  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность
  • Организационная деятельность (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)

Формами работы на моих уроках являются:

  • очные и заочные экскурсии;
  • самостоятельная работа школьников с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы;
  • чтение и выполнение заданий;
  • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и выполнением заданий;
  • рассказ учащегося (или группы учащихся);
  • посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.
  • создание презентаций, творческих практических работ;
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;

Для лучшего восприятия материала на уроке особое место я отвожу наглядности и привлечению технических средств, использую аудиозаписи, мультимедиа презентации с изображением икон, фотографии храмов.

В преподавании православной культуры важно использовать различные типы уроков, но я отдаю предпочтение комбинированному уроку и уроку с дидактической игрой.

Духовно-нравственное воспитание школьников не ограничивается только рамками школьного предмета, оно также осуществляется и в системе дополнительного образования – в воскресных школах.

О важности и ценности воскресных школ много писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский в своей статье «Воскресные школы», которая впервые была напечатана в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году.

Целями и задачами воскреcной школы являются введение ребенка в церковную жизнь, приобщение ее таинств, научение хранить в себе благодать и cтремиться к истинному свету - ко Христу, воспитание любви к ближнему, познакомить детей с православной культурой, историей и традициями России. Ученикам преподаются основы христианской культуры, основы взаимоотношений между людьми. Одной из важнейших задач воскресных школ является формирование у детей иммунитета от влияния «духа времени» и помощь родителям в понимании этого влияния.

Первая воскресная школа была открытав Киевев 1859 году известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Статья педагога «О воскресных школах» была написана 20 апреля 1863 года в Гейдельберге.Автор активно защищает идею создания воскресных школ, которые «как нельзя более соответствовали жизненной потребности края». А в Москве первая воскресная школа открыла двери для своих учеников 12 июля 1860 года. После событий 1917 года, долгих лет богоборчества, закрытия всех воскресных школ, наконец, с 1991года стали вновь создаваться и открываться воскресные школы. Это было необходимо ввиду повышения актуальности роли духовно-нравственного развития детей и подростков.

Я преподаю в воскресной школе третий год. Каждое наше занятие начинается и заканчивается молитвой.

На занятиях дети:

  •  изучают Священную историю и церковно-славянскую буквицу,
  • учат молитвы, песни, стихи,
  • готовятся к праздникам, выступают, занимаются рукоделием, рисованием.
  • знакомятся с храмами и ездят по святым местам, участвуют в православных выставках, получают сертификаты об участии.

В своей работе я применяю следующие методы и приемы обучения:

  • Диалог - предоставление каждому ребенку возможности высказаться во время урока, что позволяет лучше узнать и понять его, установить взаимопонимание.
  • Рассказ.
  • Совместное творчество - рисунки и поделки к Пасхе, к Рождеству и к другим православным праздникам. Обязательно устраиваются выставки работ детей.
  • Игры – повышают интерес детей к изучаемому материалу и облегчают его усвоение.
  • Учаcтие в церковной жизни - это и участие в cслужбах, помощь в уборке, украшении храма.
  • Бесeды с родителями - родители нуждаются в поддeржке и помощи.

На занятиях используются музыкальные произведения классиков, картины, скульптуры, примеры архитектуры, искусство театра, что способствует воспитанию у детей чувства вкуса.

В ходе занятий у детей развиваются такие качества, как: развитие речи, умение слушать других. На всех уроках используется аудио и видеотехника – этот способствует более успешному усвоению и восприятию материала, повышение интереса к предмету изучения.

В результате ребята находят ответы на свои бесконечные вопросы, получают ценный опыт общения. Нельзя не сказать о том, какое огромное значение имеет воскресная школа для укрепления и сплочения семьи. На примере своих воспитанников можно увидеть, как родители совместно со своими детьми активно участвуют в различных мероприятиях: подготовке и организации праздников, различных поездках, интеллектуальных играх по православию. Бабушки и дедушки тоже не остаются в стороне – они помогают ухаживать за территорией храма, занимаются посадкой цветов и благоустройством. Совместный труд очень благотворно сказывается на внутрисемейных отношениях, укреплении семьи, воспитанию здоровой личности, что является целью духовного воспитания.

Таким образом,можно сделать вывод, что духовно – нравственное воспитание детей с успехом осуществляется в системе основного образования – на уроках православной культуры и в системе дополнительного образования – в воскресных школах. В результате этого происходит приобщение детей к духовной жизни, воспитание в них бережного и уважительного отношение к окружающим, прививаются нравственные нормы.Это становится возможным при совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Список литературы

1. Ушинский К.Д. Воскресные школы // К.Д. Ушинский / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1994.

2. Пирогов Н.И. О Воскресных школах // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.