Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка, государственного языка и иностранного языка в жизни общества.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка;
- повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе; иностранному языку, родному краю;
Воспитательные:
- сформировать любовь и интерес к родному и иностранному языку;
- научиться уважать язык и культуру других народов;
- работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
Развивающие:
- Развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на разных языках». См. ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Листочки- черновики – командам.
Ход мероприятия
1. Вводное слово ведущего:
«Международный день родного языка отмечается с 2000 года (21 февраля) по инициативе ЮНЕСКО с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. Такую же цель преследует и наша сегодняшняя встреча. В нашем учебном заведении учатся представители разных национальностей и разных регионов. О том, насколько наши учащиеся и студенты хорошо знают свой родной язык и культуру региона, мы сейчас узнаем. Попрошу подняться на сцену представителей команд.
2. Объяснение правил игры:
Ведущий: «Наша интеллектуальная игра проводится в виде викторины. В несколько этапов. Команда, набравшая на каждом этапе наименьшее количество баллов – выбывает. Если создается спорная ситуация- команды получают дополнительное задание и проигравший- выбывает. Если подобная ситуация возникает в финале – обеим командам предлагается пройти блиц-опрос. Просьба к зрителям- сохранять спокойствие, за подсказки с команд будут сниматься баллы. А теперь, пора представить жюри, которое будет сегодня судить работу наших команд: … »
3. Работа с мультимедийной презентацией «Мы говорим на разных языках»
Вопросы викторины
1-я часть Русский язык
Русский язык: Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский; в русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей.
Конкурс “Из слова - слово, но другое”
Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова.
Задание:Cоставить новые слова, переставив буквы и слоги. Каждое правильно найденное слово – 1 балл. Время- 1, 5-2 минуты..
Итого - максимальное количество баллов -6.
Внимание на слайд. Составьте новые слова из представленных:
Бокал, каприз, апельсин, кобура, ромашка, пальто.
Правильный ответ:
Бокал – (колба), Каприз – (приказ), Апельсин – (спаниель), Кобура – (уборка), Ромашка – (мошкара), Пальто – (лапоть)
Конкурс “Найди ошибку”
На слайдах вы увидите названия стран, языков и представителей стран, где данный язык распространен. Но тут есть ошибки, погрешности. Какая команда быстрее обнаружит ошибку, поднимает руку, называет и объясняет, что с тем или иным словом не так – получает 1 балл за правильный ответ. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответы:
- Турка – неправильно, правильно- турчанка
- Корейка – неправильно, правильно – кореянка
- Канада – язык – английский – некорректный ответ, так как в Канаде говорят на 2-х языках: английском и французском
- Китайка – неправильно, правильно – китаянка
- Гречка- неправильно, правильно – гречанка
- Индейка – неправильно, правильно – индианка
Конкурс «Омонимы»
Прежде всего, вспомним, что же такое Омоним.
Это слова, совпадающие в написании и звучании, но имеющие абсолютно разное значение.
Задание: Продолжаем тему национальностей. Перед вами – список слов. Некоторые из них являются омонимами. Среди этой группы слов найдите:
- Отопительный прибор
- Танец
- Головной убор
- Вид обуви
- Инструмент
- Нож (правильный ответ – 1 балл). Время на работу- 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Всего в этом конкурсе можно получить 6 баллов.
Конкурс №4 «Заимствования»
Ведущий: В нашем языке наряду с исконно русской лексикой существуют заимствованные из других языков слова.
Задание: Команды получат листочки со словами. Каждый листочек содержит 5 заимствованных слов. фрилансер – внештатный сотрудник (пример на слайде)
Каждое правильное слово – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно набрать – 6 баллов. Время на выполнение – 3 минуты!
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ведущий: А пока команды работают, у нас – игра со зрителями. Слушаем вопрос. Поднимаем руку. Даем ответ. Получаем за прав. ответ – сладкий приз.
Cм.: ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конкурс №5 «Грамматический»
Ведущий: Одни из самых распространенных ошибок в русском языке – грамматическая, связанная с образованием формы слова, а также структуры словосочетания или предложения. Такие ошибки допускают многие люди, порой даже дикторы и ведущие телевидения.
Задание: Прочитать образцы и найти правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6. Смотрим на слайд. Находим правильное(!) выражение.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Подведение итогов 1-й части – Русский язык. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.Жюри подсчитывает баллы – Музыкальная пауза. Despacito на удмуртском | Команда КВН "Второе Дыхание" | С душой | Туж Каллен Но
2-я часть (Краеведение)
Ведущий: Мы живем в Удмуртской республике и многие слова, которые мы, не задумываясь, употребляем, не знакомы жителям других регионов. Эти слова называются Регионализмы.
Регионализмы это различные территориальные варианты русского языка (регионализмы используются всеми жителями региона в отличие от диалектных слов, которые чаще употребляет население сельской местности). Могу напомнить несколько: ладом, вехотка, пироженка, фуфырик и т.д.
Итак, внимание, конкурсные задания, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс №1Числительные «регионального» значения
На слайде вы увидите ряд числительных. Найдите среди этих слов, слово - регионализм, которое очень любят употреблять ижевчане:
Тройка, пятерка, сороковой, восьмерка, однёрка, девятка двадцать седьмой |
Подсказка: Как многие уже поняли – речь идет о маршрутах общественного транспорта.
Правильный ответ: однёрка. Кстати, изначально так называли трамвай, который ходит по маршруту № 1. Но потом прижилось.
Конкурс№2 Местные выражения (1)
Ведущий: одним из характерных слов, присущих нашей местности является слово мака.
Что оно означает? Найдите правильный вариант:
Мака –
|
Правильный ответ: Мака - это комплимент милому и приятному человеку (вне зависимости от возраста)
Конкурс №3 Местные выражения (2)
Ведущий: некоторые региональные слова напрямую связаны с языками народов, живущих в данной местности. Например, слово айда в значении пошли (употребляется в Поволжье повсеместно) произошло от татарского.
На слайде вы видите слово, которое также довольно часто употребляется в нашем регионе. Назовите, из какого языка оно пришло и что означает. Выберите из представленных вариантов.
Чеберистый -
|
Правильный ответ – красивый, яркий - от удмуртского слова – чебер – красивый.
Конкурс №4 «Земляк земляка увидит издалека»
Ведущий: Богат и могуч русский язык. Этому способствуют многие региональные словечки, которые не только обогащают нашу повседневную речь, но иногда даже позволяют нам опознать земляков.
Перед вами слайд с названиями тары, выделите, слово-регионализм:
Поллитровка. Литровка, Полторашка, Баллон, Пятилитровка |
Правильный ответ: полторашка ( и как, ни странно - неважно, 1 литр или 2,5),
Конкурс №5 «Говорят наши бабушки»
Ведущий: И последний конкурс в Разделе Краеведение
Многие слова и выражения, которые мы, в нашей местности употребляем, не задумавшись, могут поставить в тупик жителей соседних регионов. Кстати, часто они пришли к нам из соседних областей, например из Кировской области или Пермского края. На слайде вы видите типично местные выражения. Рядом, естественно, в разрозненном порядке – представлены их литературные эквиваленты. У команд есть 2 минуты. Используйте черновики- заготовки. Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент:
Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 7 баллов. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
А пока команды работают – музыкальная пауза (Видеоряд: Бурановские бабушки. Песня “Party for everybody dance”)
Подведение итогов 2-й части – Краеведение. Команда, набравшая наименьшее количество баллов- выбывает.
На время работы жюри – Музыкальная пауза (Видеоряд: Надежда Уткина и ее песня Колыбельная на удмуртском языке с Youtube)
! Если спорная ситуация – доп. конкурс:
Подберите пары: типично местное выражение и его литературный эквивалент: См. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов в данном конкурсе – 4балла. Дается 1 минута.
3-я часть (Английский язык)
Ведущий: Как вы знаете, английский язык является одним из самых распространенных языков в мире, на котором говорят 1, 5 млрд человек в 70 странах и еще 1 млрд человек его изучает, это язык межнационального общения, один из основных рабочих языков ООН. Многие слова, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, заимствованы в тот или иной период именно из английского языка.
Прежде всего, это – интернациональные слова, которые в обоих языках имеют одно и то же значение и произношение. И наш первый конкурс посвящен именно им.
Конкурс №1 Интернациональные слова
На слайде – ряд слов, найдите и назовите среди них 5 интернациональных слова. 1-н правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.
экономика, комплекс менеджер, телевизор |
Правильный ответ: комплекс, менеджер, президент, мотор, металл. Эти интернациональные слова и в английском и в русском имеют одно и то же значение и произношение
Конкурс №2 Популярные Заимствования
Ведущий: Проникновение слов из одного языка в другой – явление обычное. В первую очередь они проникают в молодежную среду и даже составляют определенный сленг, иногда совсем непонятный тем, кто, как говорится «не в теме» И таких слов очень много. И так, следующий конкурс посвящен именно таким выражениям.
Подберите англоязычное выражение и его русский эквивалент. На выполнение задания дается 1 минута. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов. Итак, поднимаем руку.
English |
Значение в русском |
хайп (Hype) фейк(Fake) |
подделка |
Правильный ответ:
English | Значение в русском |
хайп |
шумиха |
Конкурс №3 Молодежный сленг
Ведущий: Продолжая тему молодежного сленга, вашему вниманию предлагается следующий конкурс. Перед Вами на слайде будут фразы, наполненные гремучей смесью англоязычных заимствований. Попробуйте «перевести» их на литературный русский. В этом конкурсе ценится быстрая реакция. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 5 баллов.
1)
У Ольги Бузовой в Инстаграме на 10 млн подписчиков 2 млн хейтеров! |
Правильный ответ: У Ольги Бузовой в Инстаграме на 10 млн подписчиков 2 млн тех, кто ее ненавидит!
2)
Идём гулять, хватит агриться! |
Правильный ответ: Идём гулять, хватит злиться!
3)
Могу ли я его обогнать? Пффф, изи! изи |
Правильный ответ: Могу ли я его обогнать? Пффф, легко!
4) Куда катится мир! В США девушка стримила в Facebook, как умирает ее парень |
Правильный ответ: Куда катится мир! В США девушка открыла трансляцию в Facebook, как умирает ее парень.
5) Да отложи ты калькулятор! Мозг свой поюзай! юзать |
Правильный ответ: Да отложи ты калькулятор! Используй свой мозг!
Конкурс №4 Рифмы
Ведущий: Английский язык самый популярный язык в мире и самый востребованный как иностранный. Хотя изучать его нелегко. Даже английские лингвисты признают, что английский- это тот язык, на котором сложнее всего научиться читать. Большое значение тут имеет языковое чутье. К сожалению, оно либо есть – либо нет. Так или иначе, сейчас проверим, есть ли языковое чутье у команд.
Итак, конкурс:
Подберите из 2-х групп слов – рифмы. Здесь важно умение правильно читать и произносить слова! Пример: Cat- rat, box-fox.
Время не тянем. Читаем, соображаем, поднимаем руку. Задание, фактически, на скорость.Один правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 5.
geese, car, flower, mouse, pen name, bag, cut, day |
hen, star, game, our, house, flag, chute, hat, moose |
Правильный ответ:
Car- star, flower-our, mouse-house, name-game, hen-ten
Конкурс №5 «Взаимовыгодный обмен»
Ведущий: В свою очередь, и английский язык позаимствовал кое-какие слова из других языков. Посмотрите на слайд и определите, из каких стран пришли в английский данные слова. У команд есть 2 минуты. Используйте листочки-заготовки. 1 - правильный ответ – 1 балл. Всего в этом конкурсе можно получить 8 баллов. См.: ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Ну, а пока команды работают, еще одна возможность зрителям проявить себя и показать свои знания. Слушаем вопрос, поднимаем руку. Получаем приз за правильный ответ. См. Игра со зрителями (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Подведение итогов 3-й части – Английский язык. Определяются команды, занявшие 1, 2, 3 места.
На время работы жюри – Музыкальная пауза (Ролик Twenty one pilots: STRESSED OUT с Youtube).
Дополнительный конкурс (в случае спорной ситуации)
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Источники информации
- где-ударение.рф/
- russkiyazyk.ru
- new.gramota.ru/buro/search answer
- doc4web.ru
- www.foi.ru
- englex.ru/English borrowings in Russian
- https://www.youtube.com/watch?v=AGu2vhfbTUE
- https://www.youtube.com/watch?v=BYOMYLu8Vz4
- https://www.youtube.com/watch?v=0l83FFSpua0
- https://www.youtube.com/watch?v=pXRviuL6vMY
- https://www.izh.kp.ru/daily/26342.7/3222103/
- https://www.yaplakal.com/forum7/topic228441.html
- https://www.izh.kp.ru/daily/26761.3/3790678/
- https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8/422651/tainyi_iazyk_podrostkov_slovar_dlia_roditieliei