С каждым годом в научном мире растет интерес к генезису интеллектуального развития ребенка. А это в свою очередь ведет к усилению научно-технического прогресса общества, повышению требований к умственному воспитанию детей. Высокие требования, предъявляемые, к современной педагогике обусловлены отношением к ребенку как к высшей социальной ценности. Данные научных исследований подтверждают большие потенциальные возможности ребенка раннего дошкольного возраста, что дает основание для апробации и реализации прогрессивных методик, для его интеллектуального и эмоционального развития. А для того, чтоб поддерживать интерес ребенка к занятиям, педагогу приходится находить все новые и новые возможности.
На сегодняшний день ранее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет объективное обоснование: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, и успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития, умеющего читать ребенка. Да и у многих современных детей к четырем годам появляется интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого. В теории и на практике доказано, что ребенок воспринимает мир через игру, движения, ощущения и образы. Метод Sand-Art позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок рисует на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки, а так же формирует художественно-эстетический вкус.
Перенос традиционных педагогических знаний в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых: существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых: занятия с песком усиливают развитие тактильной чувствительности.
- В-третьих: в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а так же речь и мелкая моторика.
- В-четвертых: совершенствуется предметно-игровая деятельность, тем самым способствуя развитию коммуникативных навыков ребенка.
- В-пятых: песок, как и вода способен заземлять отрицательную энергию, помогая справиться с часто возникающими у детей трудностями, такими как:
- Агрессия;
- Гипперактивность;
- Тревожность;
- Неуверенность;
- Самооценка.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, которые обеспечивают психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентиры, формируют жизнеспособность и целеустремленность. Обучаясь чтению через метод Sand-Art, ребенок приобретает практические знания, а так же развивает способности творчески мыслить, реализовываться, т.е. гармонично развиваться.
Данная программа реализуется с 2017 года, проходит апробацию и претендует название авторская.
Пояснение: Капитан Клим путешествуя по миру, попал в шторм и его корабль потерпел кораблекрушение. Весь свой клад он потерял (алфавит).
Задача детей отыскать весь клад. Путешествуя по миру, выполняя его задания, дети знакомятся с континентами, с их животным и растительным миром, а также познакомятся с редкими видами, занесенными в красную книгу, т.к. 2017 год был годом экологии. Все занятия построены в виде квеста, только выполнив одно задание можно переходить к другому.
Занятие «Путешествие по Евразии»: "Изучаем звук и букву «У»"
I. Вводная часть
Психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит новое путешествие и интересные открытия. Вы готовы отправляться в путь?»
Дети: «Да»!!!
Психолог: «Ребята, давайте произнесем наше с вами пиратское заклинание и будем отправляться в путешествие».
Все дети одели пиратские банданы, стоя в кругу, взявшись за руки, все вместе произносим ритуал входа в занятие.
«Мы пираты смелые,
отважные, умелые.
Отправляемся в поход,
много нас открытий ждет!»
автор Муханова Н.В.
Подходим к ящику с песком, где расположен наш корабль, на борту с капитаном Климом, который приготовил для нас новое задание.
Берем свиток карты, открываем и сверяем её с картой настенной, таким образом, визуализируем, где мы находимся.
На карте-задании мы находим маршрут нашего путешествия, только выполнив одно задание, можно преступать к следующему.
II. Основная часть
Открываем конверт, соответствующего цвета, которой обозначен в маршруте на карте.
Психолог: «Давайте посмотрим наше первое задание. Нам нужно отгадать загадки.
Задание «Отгадай загадку»
- «Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь?» (Утка)- «В этот гладкий коробок
Коричневого цвета
Спрятан маленький дубок
До будущего лета» (Жёлудь)- « Хоть в земляные норы вхож,
Он на бельчонка сам похож:
В полоску спинка и бочок.
Зовут его …» (Бурундучок)
- Ребята, а теперь посмотрите на наши слова – ответы и найдите букву, которая есть во всех словах».
Проговариваем звук «У»:
- громко;
- тихо;
- вместе;
- по одному.
Обращаем внимание, где стоит звук (в начале, в середине и т.д.)
Задание «Учим стишок»
«Утки плещутся в пруду
Я тихонько подойду,
Уток я не потревожу...
Я им корма принесу».
автор: Наталья Шевякова.
Психолог: «Ребята! Каких животных вы знаете в названии, которых есть буква «У»? А какие, растения?
Ответы детей.
Задание «Рисуем на световых столах»
Психолог: «Ребята, сейчас мы будим рисовать на световых столах букву «У» разными способами:
- с помощью трафарета;
- пальцем, кулаком, кисточкой (обращаем внимание детей на узкое, широкое, слева, справа, сверху, снизу);
- выкладываем букву при помощи палочек, пуговиц, ракушек, желудей, бусин, фасоли и т.д.)»
Психолог: «Пираты! Давайте попробуем превратить нашу букву в животное, насекомое, растение в названии которой есть наша буква».
В данном случае рисуем улитку.
Психолог: «Ребята, на своих световых столах напишите букву, с которой мы сегодня познакомились.
- А теперь давайте превратим её в улитку.
- Давайте все вместе придумаем историю про нашу улитку.
Задание «Соедини и назови»
Психолог: «Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы уже помогли отыскать капитану Климу и попробуем их соединить с нашей и пропеть их»
Задание «Открой и посмотри»
Психолог: «Ребята, в нашем последнем конверте, говорится о том, что мы сегодня все задания выполнили, но осталось узнать, правильно ли? А для этого нам нужно открыть сундук, который находится по правую сторону от кормы корабля».
Открыв сундук, дети находят букву, сравнивают с той о которой сегодня шла речь, во всех заданиях, делают вывод о том, что с заданием своего капитана справились.
Психолог: Правильно! Это буква У. Ребята, какие вы все молодцы. Сегодня мы все вместе справились с заданием нашего капитана. Он нам приготовил угощение» (конфетки)
III. Заключительный момент
Психолог: «Пираты! Мы сегодня с вами путешествовали по материку Евразия, на котором мы с вами живем. На нем находится наша родина Россия, наша столица Москва, наш город Самара.
Сегодня мы узнали много интересного, научились новому.
- Ребята скажите, что вам больше всего понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Ребята, пришло время нам прощаться».
Встаем в круг, беремся за руки и произносим наше заклинание после путешествия.
«Поход отважного пирата на сегодня завершен,
Много ярких впечатлений мы с собою заберем.
Все сокровища и клады отыскали дружно мы,
И теперь пора делиться со своими близкими».
Автор Муханова Н.В.
Домашнее задание для родителей каждый раз после занятия расспрашивать, что нового было на занятии, спрашивать какой стих выучили. На вывесках, витринах, в газетах просить найти данную букву, показывать все выученные.