Кружок «Народные подвижные игры»

Разделы: Начальная школа


Физкультура – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Физкультура и подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Актуальность программы кружка определяется:

1) Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию большинство игр классически лаконично, выразительно и доступно детям.

2) Использование подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

3) Оздоровительное значение подвижных игр.

4) Практическое применение правил безопасного поведения многократно улучшает навыки обучающихся.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

5) Игры являются традиционным средством педагогики еще со времен наших предков. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы донести до потомков колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

6) Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Цель и задачи программы:

  • Охватить все разнообразие подвижных игр в процессе классных занятий практически невозможно. Главной целью внеурочных занятий по данной программе, при многообразии используемых средств, методов и форм организации, является более полное и качественное решение основных задач физического воспитания школьников и организация физкультурно-оздоровительной работы среди школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности и отработка учащимися навыков безопасной жизнедеятельности.
  • Осуществляемые в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура» занятия содействуют проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
  • Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых, и теоретическая база по основам безопасного поведения. Новые образовательные стандарты - ФГОС помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.

Основные задачи:

1. Спортивно-оздоровительные:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

2. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • вырабатывать умение наслаждаться красотой движения;
  • знакомить со средствами реализации игровой деятельности, развивать умения анализировать их.

3. Воспитательные:

  • Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, а также эмоционально-чувственную сферу.

4. Сопутствующие и дополнительные задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • содействовать взаимодействию взаимопониманий;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать активность и самостоятельность;
  • формировать навыки оказания первой помощи;
  • создавать условия для изучения самого себя.

Работа кружка организована по спортивно-оздоровительному направлению.

Пути, средства, методы достижения цели:

Используемые методы (беседа, рассказ, непосредственно игра) формируют эмоционально-положительное отношение к занятиям спортом, способствуют более эффективному развитию интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Средства реализации программы: данная программа предусматривает формирование личности через физическое развитие, через знакомство с подвижными играми.

Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой физического воспитания, общекультурного развития.

Эффективность внеурочной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  • тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т.д.);
  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива.

В рамках кружковых занятий дети знакомятся с подвижными играми, учатся понимать их смысл, идею.

Принципы:

В ходе реализации программы работа строится на принципах активности, последовательности, связи теории с практикой.

Сведения о сроках реализации программы и распределение по годам обучения.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю; со второго полугодия 1 час в две недели, всего 25 часов в год.

Организация образовательного процесса:

Программа работы объединения рассчитана на один год обучения. Контингент детей составляет группу одного возраста (8,5-10 лет).

Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:

  • ознакомление с народными подвижными и спортивными играми;
  • практическую деятельность спортивно-оздоровительной направленности;
  • развитие коммуникативных способностей в процессе взаимодействия.

Возрастная характеристика группы.

К младшему школьному возрасту относятся дети 6–10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развивается.

Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых, белковыми веществами, жирами и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и податливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьникам труднее даются точные мелкие движения.

Так, кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их смещение, поэтому в данном возрасте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивается к 9-11 годам.

Возрастные особенности моторику в значительной степени обусловливаются функциональными возможностями вегетативных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно большей, чем у взрослых, поверхностью легких; большим количеством крови, протекающей в единицу времени через легкие; большей величиной минутного объема дыхания; большим минутным объемом крови как в покое, так и при мышечной деятельности; высокой эластичностью сосудов.

Двигательный аппарат детей 6–10 лет приспособлен в основ­ном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, — поддержание позы сидения — переносятся хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6–10-летнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспитания применяются реже и должны строго дозироваться.

При формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражнений, их влияние на вегетативные органы и энергетические затраты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.

Интенсивно развивается и совершенствуется двигательный анализатор в коре головного мозга. Дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в сравнительно несложных движениях; при специальном обучении эта способность улучшается.

Эти особенности детского организма учитывают при разработке учителями каждого отдельного занятия.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Вводное занятие. Общее представление о работе кружка

1

1

 

Знакомятся с целями и задачами проведения последующих занятий; слушают излагаемый учителем материал; участвуют в беседе.

2

 Традиционные подвижные игры русского народа

12

3

9

Дети знакомятся с традиционными русскими играми, разучивают их. Изучают правила безопасного поведения в теории и на практике.

3

Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.)

8

1

7

Знакомятся с подвижными играми, развивающими силу, выносливость, меткость. Закрепляют во время игр навыки безопасного поведения.

4

Казачьи игры

2

 

2

Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности.

5

Эстафеты

1

 

1

Знакомятся с основными правилами эстафет; разучивают различные виды.

6

Обобщающее занятие. Проведение соревнования

1

 

1

Участвуют в обсуждении; делятся впечатлениями о разученных играх и полученных практических знаниях безопасной жизнедеятельности.

Итого:

25

5

20

 

3. Содержание программы

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Общее представление о работе кружка.

2. Традиционные подвижные игры русского народа (12ч.)

Дети знакомятся с традиционными русскими играми, а также с адыгейскими народными играми. Проводятся соревнования с участием родителей.

3. Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) (8ч.)

Изучаются подвижные игры, в основе которых положены элементы спортивных игр. Дети знакомятся с некоторыми правилами отдельных спортивных игр.

4. Казачьи игры (2 ч.)

Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности. Они выступали первой ступенью подготовки воина.

5. Эстафеты (1ч.)

В этом разделе программы внимание уделяется проведению эстафет с использованием различного спортивного инвентаря.

6. Обобщающее занятие. Проведение соревнования (1 ч.)

4. Предполагаемые результаты реализации программы

  • Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах творческой деятельности; об истории России и русской культуры; о традиционных народных играх; о правилах поведения в команде.
  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной истории, народному творчеству, своему внутреннему миру.
  • Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми в процессе игры.

 В процессе реализации Программы произойдет:

  • расширение кругозора, получение первичных знаний о подвижных играх, о традиционных народных играх;
  • укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни;
  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на общечеловеческие, общекультурные ценности;
  • повышение воспитательного потенциала физкультурно-спортивных мероприятий и школьных традиций спортивно-оздоровительной направленности;
  • повышение уровня участия в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности;
  • знакомство с народными традициями;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • формирование нравственных качеств учащихся.

5. Формы и виды контроля

1) игровая деятельность;

2) соревнования.

Одно из главных условий успеха обучения и развития двигательных способностей обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

6. Методические рекомендации

Физкультурные занятия в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Для осуществления полноценного процесса физического воспитания школьников необходимо знать и использовать основные средства физического воспитания, а также способы преподавания, то есть методы, учитывать возрастные особенности детей.

При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.

Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать развитие творческой активности младших школьников.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

Предлагаемая программа направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 3 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.

Методическое обеспечение.

Сборники подвижных игр.

Для работы в объединении необходим следующий спортивный инвентарь:

  • Обручи;
  • Скакалки;
  • Гимнастические палки;
  • Кегли;
  • Мячи: арабский, баскетбольный, футбольный, волейбольный.

Форма организации работы: коллективная, групповая и индивидуальная

Теоретические занятия:

  • Беседы
  • Рассказ
  • Практические занятия:
  • Игровая деятельность
  • Соревнования

Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка (в зависимости от темы и погодных условий).

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Антонова Ю.А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей. - М.: Рипол Классик, 2006.

1

2

Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 2002.

1

3

Видякин М. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. - М.: Корифей, 2006.

1

4

Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

1

5

Гуреев Н.В. Активный отдых. – М..: Советский спорт, 1991.

1

6

Игры на свежем воздухе / Сост. Дмитриев В.Н.. – М.: МСП, 1998.

1

7

Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура!. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

1

8

Ковалько В.И. Игровой подход. - М.: Вако, 2006.

 

2. Печатные пособия

1

Сборники народных игр

1

3. Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Проектор

1

3

Экран

1

4

Фотоаппарат

1

4. Экранно-звуковые пособия

1

Видеозаписи игр

4

5. Игры и игрушки

1

спортивный инвентарь

 

6. Оборудование класса

1

Доска

1