Методическая разработка урока геометрии в 8-м классе. Тема: "Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат»"

Разделы: Математика


Тип урока: урок применения знаний и умений при решении задач.

Цели урока:

  • В предметном направлении.
    • Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
    • Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений
  • В метапредметном направлении.
    • Формирование мировоззренческого понимания математики как объективной реальности: отражение в математических понятий свойств реальных предметов, происхождение математики, связанное с практической деятельностью человека, роли математики в развитии производства и техники.
  • В направлении личностного развития.
    • Формирование качества мышления: гибкость, рациональность, самостоятельность решения и мышления.
    • Формирование умение выделять существенные признаки понятий, применять их; обобщать наблюдения над конкретными примерами, устанавливать отношения равносильности и логического следования, проводить рассуждения по аналогии.

Задачи урока:

  • В предметном направлении.
    • Научиться распознавать прямоугольник на чертежах, находить стороны, используя свойства углов и диагоналей; научиться распознавать и изображать ромб, квадрат, находить стороны и углы, используя свойства, решать задачи по теме.
    • Формирование умения работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.
  • В метапредметном направлении.
    • Формирование умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы.
    • Показать учащимся важность и необходимость знаний для человека; проявлять познавательный интерес к изучению предмета.
    • Формировать умение проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
    • Научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в паре, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
    • Формировать умение выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания
  • В направлении личностного развития.
    • Сформировать умение  контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
    • Формирование желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.
    • Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.
    • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Учебные материалы урока. Геометрия. 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина и др. – 19-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

Раздаточные материалы: лист настроения, текст графического диктанта и бланк для заполнения, карточки с задачами разного уровня, карточки для планирования решения домашнего задания.

Техническое оснащение: компьютер, интерактивная презентация к уроку.

План урока:

  1. Организационный момент. – 2 мин.
  2. Целеполагание и мотивация. – 3 мин.
  3. Воспроизведение теоретических знаний учащихся. – 7 мин.
  4. Первичное закрепление. Решение задач на готовых чертежах – 10 мин.
  5. Применение усвоенного в практической деятельности. – 15 мин.
  6. Постановка домашнего задания. – 5 мин
  7. Рефлексия (подведение итогов урока). – 3 мин.

Описание основных этапов урока

1. Организационный момент.

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Планируемые результаты.

Личностные: уметь осуществлять самоопределение.

Учитель приветствует учащихся класса  и предлагает им отметить на листе настроения того человечка, который отображает их самочувствие и настрой на урок. Учащиеся заштриховывают человечков карандашом.

2. Целеполагание и мотивация.

Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, готовности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и построению дальнейшей индивидуальной траектории.
  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, работать по коллективно составленному плану.
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
  • Познавательные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Фронтальная работа с классом.

Учитель начинает урок словами английского писателя и философа Бернарда Шоу и предлагает учащимся высказать свои мысли о высказывании.

Фронтальная работа с классом.

  • С определениями каких геометрических фигур мы познакомились на последних уроках? (Прямоугольник, ромб, квадрат)
  • Что еще мы, кроме определений,  узнали об этих четырехугольниках?  (Свойства и признаки)
  • Для чего нам в математике нужны теоретические знания? (Для применения на практике)

  • Сформулируйте тему урока, если теоретические знания получены. (Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат»)

- Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план.(Учащиеся высказывают свои предложения классу, обсуждают и  приходят к единому мнению и записывают этапы урока на доске.)

Примерный ответ учеников:

  • Повторение теоретического материала
  • Применение теоретического материала при решении задач на готовых чертежах
  • Применение усвоенного в практической деятельности
  • Постановка домашнего задания.
  • Подведение итогов урока.

3. Воспроизведение теоретических знаний учащихся.

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий.

Планируемые результаты.

  • Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знако-символические средства.
  • Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от  эталона.
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
  • Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Графический диктант

Цель деятельности: проверить уровень усвоения теоретического материала.

Текст задания выведен на слайде презентации и находится в распечатанном виде на каждой парте.

По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы.

Фронтальная работа с классом.

Учитель предлагает проверить уровень освоения теоретического материала в форме графического диктанта, напоминает правила выполнения данной работы: при ложном утверждении в специальном бланке необходимо поставить галочку, при истинном утверждении необходимо провести горизонтальный отрезок. И никаких исправлений.

Графический диктант.  Фамилия, имя ___________________________

Вариант 1

  • Любой прямоугольник является параллелограммом.
  • Любой ромб является квадратом.
  • Ромб, у которого диагонали равны, является квадратом.
  • Квадратом называется параллелограмм, у которого все стороны равны.
  • Ромб, у которого все углы прямые, является квадратом.
  • Любой квадрат является ромбом.

Графический диктант. Фамилия, имя ___________________________

Вариант 2

  • Любой прямоугольник является квадратом.
  • Любой ромб является параллелограммом.
  • Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник – ромб.
  • Прямоугольник, у которого две смежные стороны равны, является квадратом.
  • Любой квадрат является прямоугольником.
  • Ромб, у которого один угол прямой, является квадратом.

Учащиеся работают индивидуально. Затем по команде учителя обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку по образцу, выставляют оценку по критериям, выведенным на слайде презентации. Затем работают в парах, обсуждают ошибки, допущенные при выполнении работы.

Обратная связь. Учащиеся рассказывают о своих успехах. (Отвечают, кто какую оценку заработал).

Учитель обращает внимание учащихся на план урока, достижение цели на данном этапе урока. (Учащиеся делают выводы и их обосновывают)

4. Первичное закрепление. Решение задач по готовым чертежам

Цель: Проверка степени овладения учащимися темы «Прямоугольник, ромб, квадрат». На простых задачах отработать применение свойств прямоугольника, ромба и квадрата. Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы: свойств прямоугольника, ромба и квадрата, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.

Планируемые результаты.

  • Познавательные:  умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии.
  • Личностные: проявление готовности и способности к саморазвитию, выражение интереса к изучению предметного курса.
  • Регулятивные: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи.
  • Коммуникативные: умение  организовать учебное сотрудничество,  находить общее решение в диалоге.

Учитель предлагает учащимся решить задачи по готовым чертежам. Учащиеся математически грамотно проговаривают все свойства прямоугольника, ромба и квадрата, действия, промежуточные ответы, конечный результат.

Учитель обращает внимание учащихся на план урока, достижение цели на данном этапе урока. (Учащиеся делают выводы и их обосновывают)

III этап. Самостоятельная работа. Применение усвоенного в практической деятельности

Планируемые результаты.

Цель: Проверить умение применять теоретические знания при решении задач. Формирование умений по использованию полученного результата

  • Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
  • Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
  • Познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
  • Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия), выработка адекватной самооценки.
  • Предметные: применять знания, умения и навыки в конкретной деятельности.

Индивидуальная  работа.

Учитель предлагает учащимся выбрать и решить задачи своего уровня сложности от 1 балла до 3 баллов. Необходимо на этом этапе урока набрать 3 балла. Учащиеся самостоятельно выполняют задачи в тетрадях.

Вариант 1

Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О, АВО = 40˚. Найдите углы между диагоналями прямоугольника.

В ромбе ABCD, где О – точка пересечения диагоналей, ОAD  = 40˚. Найдите углы треугольника СОD.

Диагональ делит угол прямоугольника на два угла, один из которых на 10˚ больше другого. Найдите острый угол  между диагоналями прямоугольника.

Найдите периметр ромба ABCD, если ÐА = 60˚, BD = 10 см.

Перпендикуляр, проведенный из вершины тупого угла ромба, делит его сторону пополам. Периметр ромба равен 36 см. Найдите углы и меньшую диагональ ромба.

Дано: ABCD - прямоугольник; ВЕ⊥АС; АВ = 12 см; АЕ : ЕС= = 1 : 3.

Найти: диагонали прямоугольника.

Биссектриса угла между диагональю и высотой ромба, проведенными из одной вершины, образует с этой высотой угол 20˚. Найдите углы ромба.

Вариант 2

Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке О, CAD = 30˚. Найдите углы между диагоналями прямоугольника.

В ромбе ABCD, где О – точка пересечения диагоналей, AD С = 108˚. Найдите углы треугольника АОВ.

Найдите меньший угол между диагоналями прямоугольника, если каждая из них делит угол прямоугольника в отношении 4 : 5.

В ромбе ABCD угол А равен 30˚. Из вершины В на стороны AD и CD проведены перпендикуляры ВМ и ВК соответственно. ВМ = 5 см. Чему равен периметр ромба?

Перпендикуляр, проведенный из вершины тупого угла ромба, делит его сторону пополам. Меньшая диагональ ромба равна 12 см. Найдите углы и периметр  ромба.

Дано: ABCD - прямоугольник; СЕ⊥BD; CD = 10 см; DЕ : OС= = 1 : 2. Найти: диагонали прямоугольника.

Биссектриса угла между диагональю и стороной прямоугольника образует с этой диагональю угол 18˚. Найдите острый угол между диагоналями прямоугольника.

Всем ли удалось решить задачи в сумме на 3 балла? Кому нужно еще позаниматься?

IV этап. Постановка домашнего задания.

Цель: обеспечение понимания  учащимися целей и содержания домашнего задания.

  • Познавательные: понимают и используют полученные знания для аргументации, строят логические рассуждения, делают умозаключения и выводы; уметь добывать новые знания, используя дополнительную учебную литературу и средства  Интернет.
  • Регулятивные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы при решении математической задачи.
  • Личностные: проявление креативности мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач.
  • Коммуникативные: учитывают разные мнения, умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.

Учитель предлагает задание для желающих работать в группе: работая с энциклопедиями и справочниками, пользуясь возможностями Интернета, найти ответы на вопросы:

  • Что называется симметрией, и когда это понятие возникло?

  • Симметрия в окружающем нас мире

Фронтальная работа с классом.

Составьте план решения задачи. (Учащиеся выдвигают гипотезы и обосновывают свои ответы и записывают план решения задачи.)

Домашнее задание:

Дано: ABCD прямоугольник

ОЕ = 4 см.

Найти: АС, BD

План решения задачи:

1. ………………………………………………………
2………………………………………………………
3………………………………………………………
4. ………………………………………………………
5. ………………………………………………………

V этап. Итоги урока. Рефлексия.

Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Планируемые результаты.

  • Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения материала; контроль.
  • Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Фронтальная работа с классом.

Чтобы учащиеся подумали, удалось ли в процессе урока выполнить поставленные цели, учитель просит ответить на вопросы:

  • Какую задачу мы ставили?
  • Удалось ли решить поставленную задачу?
  • Что нужно сделать еще?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем еще надо поработать?
  • Какой этап урока оказался для вас сложным?
  • Весь ли план выполнили за урок?

Учитель: А теперь самое интересное. Результат мы получили только математический? Заштрихуйте ручкой человечка, отражающего ваше настроение в конце урока. А потом мы поговорим, полезно ли заниматься математикой, влияет ли она на состояние человека.