Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

образовательные:

  • ознакомление учащихся с правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей,
  • закрепление навыков сравнения дробей,

развивающие:

  • формирование и развитие умений выявлять закономерности, обобщать, анализировать, сопоставлять, проводить сравнение и аналогии;
  • формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников;
  • развитие рефлексивных умений

воспитательные:

  • воспитание познавательного отношения к предмету,
  • формирование умений осуществлять самоконтроль.

Планируемые результаты:

  • предметные умения: формирование знаний и умений по изучаемому материалу, закрепление навыков сложения и вычитания рациональных дробей с противоположными знаменателями;
  • личностные УУД: формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению;
  • регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок;
  • познавательные УУД: умение заменять термины определениями, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • коммуникативные УУД: умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, аргументировано обосновывая её.

Структура урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Первичное закрепление изученного
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный этап

Урок начинается со слов:

Будь внимательней, дружок,
Начинаем мы урок..
Предстоит тебе опять
Решать, отгадывать, считать.

2. Актуализация опорных знаний

3. На доске записаны три дроби  .

Учитель задает учащимся вопрос: Какие задания можно придумать с этими дробями?

Учащимся предлагается восстановить запись и сформулировать тему урока

3. Изучение нового материала

Учащимся предлагается самостоятельно попробовать сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями на основе уже имеющихся знаний.

Один из учащихся приглашается к доске для записи правила с помощью буквенного выражения.

Учащимся дается задание придумать свои примеры к этому правилу, записать в тетрадь и их решить.

Индивидуальная работа у доски: к доске приглашаются 3 учащихся для выполнения следующих заданий.

3. Допиши 

  • 15 мин = …..часа
  • 3 дня = …..недели
  • 847 кг = …..т

Фронтальная работа с классом:

  1. Каждую пятую часть листа разрезали пополам. Какую часть всего листа составляет каждая из этих половинок?
  2. Четверть трети числа равна 10. Чему равно целое число?
  3. Половина четверти равна 20. Чему равно целое число?
  4. Среди тюльпанов три цветка желтого цвета. Какую часть всех тюльпанов составляют цветы желтого цвета?

4. Первичное закрепление изученного

Работа в парах.

Работа с учебником (решение уравнений) № 1018

5. Рефлексия  "Плюс – минус – интересно"

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

6. Домашнее задание

  • №1039, 
  • 1042(а) + 1 любой номер на выбор