Класс: 5
Автор учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2014.
Цели урока:
- Предметные:
- Повторить и закрепить ранее изученный материал.
- Ввести правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
- Метапредметные:
- формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД:
- Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
- Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.
- Познавательные:
- овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять работу с информацией
- обнаруживать пробелы в информации;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
- Коммуникативные:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- договариваться о совместной деятельности.
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор (презентация на тему умножение десятичных дробей на натуральное число),
- экран,
- карточки
План урока.
- Организационный момент урока.
- Актуализация знаний: фронтальный опрос правил, разминка
- Открытие новых знаний : введение в новую тему, изучение нового материала
- Физкультминутка.
- Первичное закрепление основной части.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итога урока. Задание на дом. Оценивание.
Ход урока
I. Организационный момент урока
И так, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Сейчас начнем урок.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение десятичных дробей и действий с ними.
II. Актуализация знаний
1. Поставить в соответствие, соединив стрелками части правил. (Учащимся выдаются карточки с правилами)
- Числа с знаменателем 10,100,100 и т.д. условились записывать без знаменателя
- Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала уравнять у них число знаков,
- Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: приписав к одной из них справа нули, а потом, отбросив запятую, сравнить полученные натуральные числа.
- уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
- записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
- выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
- поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
- Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части, целую часть отделяют от дробной части запятой.
2. Найди ошибку (слайд 2 Приложение 1)
+3, 2 6 +3,26 +3,26
3.Восстановить запятые: (слайд 3)
- 7,39 +4,48 = 1187
- 5,61 – 0,41 = 52
- 20,3 – 4,8 = 15,5
- 52+18 = 7
4. Вычислить: (слайд 4)
- 5,2 + 2,4 = 7,6
- 3,75 – 2,25 = 1,5
- 0,8 – 0,6 = 0,2
- 5 – 0,45 = 4,55
- 22 + 3,6 = 25,6
- 3,5 + 7,5= 11
5. Расположить ответы в порядке возрастания: (слайд 4)
0,2 ; 1,5; 4,55; 7,6; 11; 25,6.
III. Изучение нового
Почитайте условие задачи: (слайд 5)
Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Скорость одного из них 15,2 км/ч, другого – 20,5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 ч?
1) Нарисуйте в тетради схему движения велосипедистов.
2) Что можно найти первым действием?
3) Что можно найти вторым действием?
4) Как найти расстояние которое будет между велосипедистами через 2 часа?
5) Записать формулу для вычисления расстояния. S= vt
(При решении задачи приходят к выводу, что из-за недостатка знаний не могут решить задачу)
- Знаем, что сделать, но не знаем как. Перед учащимися возникает проблема, а как умножить десятичную дробь на натуральное число?
- Итак, помогите сформулировать тему и цель сегодняшнего урока (ответ детей - выяснить, как умножить десятичную дробь на натуральное число)
Записываем тему сегодняшнего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». (Слайд 6 )
Ответ на возникший вопрос находят в учебнике.
Открыли учебники, прочитали параграф.
(Применяется прием смыслового чтения «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
2. Читая, ученик делает пометки в тексте:
- V – уже знал;
- + – новое;
- – - думал иначе;
- ? – не понял, есть вопросы.
После прочтения текста ведется беседа.
Следующее задание: прочитать правило, рассказать соседу (слайд 7)
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо:
1) умножить её на это число не обращая внимания на запятую;
2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
Решение задачи:
- 15,2 * 2 =30,4(км)-проехал первый велосипедист
- 20,5 * 2 = 41 (км) - проехалвторой велосипедист
- 30,4 + 41 = 71,4 (км)- весь путь
Физкультминутка (слайд 8)
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
IV. Закрепление новых знаний
Учащиеся работают самостоятельно в печатных тетрадях стр. 106.
№2 (Решают с комментированием)
№3 (Самопроверка с экрана) (слайд 9)
№1309 (один человек решает у доски остальные в тетрадях)
Найдите значение выражения и узнаете, сколько часов в день школьники должны прибывать на свежем воздухе. (слайд 10)
0,138 • 8 + 0,362 • 8 = 4 (взаимопроверка)
V. Итог урока
(слайд 11)
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята! Давайте мы попробуем оценить свою работу на уроке.
- Кто работал так, как первый человек? (поднимите синие кружочки)
- Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружочки)
- Кто принимал участие в строительстве храма знаний? (поднимите красные кружочки)
Домашнее задание: стр. 204 (учить правило), №1330, 1335.