Конспект открытой комплексной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с ТРИЗ "Путешествие в страну сказок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить педагогов с методами работы, направленными на формирование элементарных математических представлений и ТРИЗ, через мир сказок.

Задачи:

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Закреплять умение составлять фигуры животных из геометрических фигур по образцу;
  • Закрепить навыки работы по образцу;
  • Способствовать развитию конструктивных навыков;
  • Учить анализировать, делать выводы в ходе экспериментальной деятельности;
  • Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные;
  • Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение;
  • Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается;

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Материалы и оборудование:

  • письмо от сказочника, карта с направлениями, мяч для игр, песочные часы;
  • набор геометрических фигур;
  • кувшин с водой, ключ, набор камней для опыта;
  • наборы деревянных счетных палочек на каждого ребенка;
  • 2 набора кубиков для составления эпизода из сказки;
  • книга «Чудесные русские сказки»;
  • детали-пазлы для сбора «большого сердца доброты»;
  • аудиозапись песни «Если добрый ты».

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети: Здравствуйте.

– Добрый день! - тебе сказали.
– Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали.
Теплоты и доброты.

Воспитатель.

- Ребята, я вчера получила письмо от доброго сказочника. Послушайте, что он пишет.

Здравствуйте, ребята, пишу вам в детский сад с просьбой о помощи. Баба Яга забрала главную книгу сказок и спрятала ее в сундук. И героям сказок там очень страшно взаперти. А ключ баба Яга бросила в волшебный кувшин с водой, и теперь его просто так не вынуть оттуда. Для этого необходимы волшебные камни, которые можно получить, сделав доброе дело. Но самое главное, такие камни находятся только в стране сказок. В помощь высылаю карту подсказок, как побыстрее найти камни, достать ключ и освободить книгу сказок.

Воспитатель: Ребята, поможем доброму сказочнику? А вы добрые? Отзывчивые? Сказки любите? Тогда у вас все получится!

Дети. - Ответы.

Воспитатель. - Пора отправляться в страну сказок, а чтобы в ней очутиться нам нужно покружиться. (звучит музыка «В мире много сказок»)
(покружились и сели на коврик)

Воспитатель.

– А вы любите сказки?

- Как вы думаете, что такое сказка?

Дети:

  • Сказка – это волшебный мир.
  • Сказка – это чудо.
  • Сказка – это занимательный рассказ, приключения.

Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом.

А чему нас учат сказки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель. - Читаем первую подсказку, назвать те сказки, в которых есть число?

(Возможные варианты ответов детей).

  • Три медведя
  • Три толстяка
  • Волк и семеро козлят
  • Белоснежка и семь гномов
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • Два жадных медвежонка
  • Двенадцать месяцев
  • Двое из сумы
  • Три поросенка

(получают первый волщебный камень)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Носик круглый, пяточком, 
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)

Для поросят необходимо построить домики. Давайте им поможем.

Дети строят домики из деревянных счетных палочек. Обратить внимание детей на то, что поросята разных размеров и домики им нужны разные.

(получают второй камень)

Пальчиковая гимнастика

Любимые сказки
Будем пальчики считать, Хлопают в ладоши
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Поочередно загибают пальчики на левой руке
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, Поочередно загибают пальчики на правой руке
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Сжимают кулачки
Этим сказкам каждый рад. Хлопают в ладоши

Воспитатель. Друзья мои, смотрите, лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете, какие звери живут в волшебном лесу?

Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.

Воспитатель. Следующее задание, соберите фигурки животных из геометрических фигур.

Молодцы, ребята, за это задание мы получаем третий волшебный камушек.

Загадаю вам загадку.

На овчарку он похож, что не зуб то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

– Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: Злой, зубастый, голодный, глупый.

Воспитатель. - Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Среди них есть сказки, в которых волк является главным героем. Знаете такие сказки? Назовите их. Давайте посчитаем, сколько сказок мы назвали.

Варианты ответов детей.

  • Лисичка-сестричка и серый волк
  • Иван царевич и серый волк
  • Волк и семеро козлят
  • Колобок
  • Теремок
  • Рукавичка
  • Красная шапочка

Восп. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры возьму волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

  • Добрыйзлой
  • Трудолюбивыйленивый
  • Вежливый грубый
  • Грустный – весёлый
  • Радостный – печальный
  • Сытый – голодный
  • Трусливый – храбрый
  • Вредный – полезный
  • Щедрый – скупой

Молодцы, ребята, много слов разных знаете (четвертый камень).

Физминутка.

Девочка по лесу шла, дети шагают на месте
И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком
Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед
На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)
Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают
В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку.
Полежала, полежала и прочь убежала. Дети бегут.

– Посмотрите, куда мы попали? Что там растет?

Дети. - Растет дерево.

Воспитатель. - Из какой сказки это дерево?

Дети. - Это дерево из сказки «Гуси-лебеди».

Воспитатель. А, что там под яблонькой лежит?

Дети: Под яблонькой лежат кубики.

Воспитатель. – Кубики? Понятно! Яблоня предлагает собрать из кубиков эпизод из русской сказки.

Чтобы быстрее узнать, что спрятано в кубиках, разделитесь на две команды – команду красных яблок и команду зеленых яблок. У каждой команды набор кубиков. Чья команда быстрее соберет сказку и назовет ее героев, та и победит. Прежде, чем приступить к сбору сказки, что вы должны сделать?

Дети. - Надо договориться, какую сказку будем собирать.

Воспитатель. - Ребята, вы молодцы, справились со всеми трудностями собрали волшебные камни. А сейчас мы попробуем достать ключ от сундука. Для этого необходимо поместить камни в кувшин. Посмотрите, что происходит, уровень воды поднимается, а вместе с ним и ключ от сундука. (открываем сундук и достаем книгу сказок).

Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!

– И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

Игра “Сердце доброты”

Дети собирают детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце.

Работа детей сопровождается аудиозаписью песни «Если добрый ты».

Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать во всём. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А на память о нашем путешествии я подарю вам книгу со сказками. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Используемая литература

  1. С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду».
  2. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993. 32с.
  3. Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991.
  4. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд. 2, Ульяновск, 1991г. - 92..
  5. Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим». Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.: Детство-ПРЕСС, 2003.
  6. Страунинг А.М. Методы активизации мышления дошкольников. т.1. Обнинск: ООО «Росток», 1998. 128 с.
  7. Л. Е. Белоусова Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003.