Находить общий язык с окружающими непростая задача для многих современных детей. Реальности современного мегаполиса, изобилия информационных систем и узкого круга (а часто и отсутствие) живого межличностного общения приводит к тому, что современные подростки неправильно оценивают, как свои силы и ресурсы, так и происходящее с ними события, что приводит к возникновению конфликтов. Конфликты неизбежны, но важно другое — как современная молодежь выходит из конфликтных ситуаций. Ведь именно умение правильно оценить ситуацию, свою роль ней является фундаментом, на котором строиться развитие личности. К сожалению, современные подростки не могут дать определение толерантности и интолерантному поведению.
По этой причине предлагаю ознакомиться с презентацией для проведения классного часа о толерантности. Как правило классные час на подобные темы стараюсь проводить в формате дискуссий, а не монотонных лекций. Поэтому данная презентация может служить опорным планом для педагога на указанную тематику. Но если вдруг потребуется конспект лекции к указанному материалу, то предлагаю следующий вариант:
В современном обществе, в частности в СМИ, все чаще появляется информация о произошедших конфликтах с участием людей различных социальных, национальных, конфессиональных групп. Почему так происходит? Кто в этом виноват?
Следуют ответ детей, которые можно обобщить и довести к понятию толерантность, а в некоторых случаях это понятие озвучивается самими учениками.
Что такое толерантность? В чем это проявляется?
В разных культурах понятие толерантности подразумевает разные значения (слайд 2)
Как пример толерантного поведения приводится персона Талейрана Перигора (слайд 3)
Обобщение понятия с точки зрения международных законодательных актов ЮНЕСКО (слайд 4)
На данном этапе можно дополнить обсуждаемое понятие с точки зрения психологии (слайд 5)
Далее необходимо отметить, что формирование толерантного поведения и установок общества в нашей стране также является важным аспектом государственного регулирования, которое предусмотрено программой Правительства РФ от 2001 (слайды 6,7)
К сожалению, в современном обществе интолерантность часто отождествляют с патриотизмом, в опровержение этого хочется привести цитату русского философа XX века И.А. Ильина, которое достаточно полно показывает разницу этих понятий и соответствующего поведения (слайд 8)
Далее предполагается обмен мнениями, который педагог подводит к выявлению последствий интолерантного поведения (слайд 9) и признаков толерантного поведения (слайды 10, 11,12,13)
Подведение итогов и резюмирующее обобщение с целью формирования толерантного поведения и патриотизма. (слайд 14)