Тема |
Деление слов на слоги. (Второй урок) |
Класс |
1 класс |
Цели деятельности учителя |
Совершенствовать у учащихся умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить слово с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова; учить составлять предложения и текст по рисунку |
Планируемые |
Предметные:
Метапредметные:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
УМК |
Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П.Канакина, В.Горецкий. – 8-е изд., - М.: Просвещение, 2016., В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.: Просвещение, 2016г., рабочая тетрадь №2. |
Тип урока |
Урок рефлексии |
Форма проведения |
Урок-«погружение». |
Используемые педагогические технологии |
Элементы проблемного и развивающего обучения, элементы информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей и игровой технологий. |
Методы обучения |
Деятельностный, частично-поисковый. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа. |
Перечень оборудования |
Средства обучения: Для учителя: проектор, ноутбук, презентация. Для ученика:
|
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент. 1 мин |
Орешек знаний твёрд!
|
|
Л.: положительное отношение к урокам р/яз; самоопределение. |
- Ребята, с каким настроением мы начинаем урок русского языка? | - С хорошим, бодрым, радостным настроением, с интересом и волнением. | ||
- Чего вы ожидаете от урока? | - Открытия чего-то неизвестного, работы с другом, интересных заданий… | ||
II. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. 3 мин |
- Работать предлагаю под девизом: Тот, кто хочет много знать, - Вспомните, пожалуйста, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? |
- Слово и слог - Слово состоит из частей (слогов). |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результат своих действий, контроль и самоконтроль, совершенствуют графические навыки. Предм.: различают слово и слог. |
- А что вы узнали по этой теме? Чему научились? | - Научились определять, сколько в слове слогов. - В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. - Слог может состоять из одного гласного или гласного и согласного. |
||
- Откройте тетрадь. Расскажите, как правильно нужно организовать свое рабочее место при письме. | - Тетрадь кладем с наклоном, спину держим ровно, две руки на парте, ноги стоят на полу (подножке), ручку держим правильно. | ||
- Прочитайте запись на доске. Бу, нм, ид, уп, ра, с, ти, е, ф, но, тигр. - Что можно назвать слогом? Почему? |
- Слоги: бу, ид, уп, ра, ти, е, но. В каждом слоге есть гласный звук. - Сочетания нм, с, ф –короткиезвуки. - Тигр – слово, оно имеет значение. |
||
- Напишите в рабочей строке через запятую только слоги, правильно прописывая буквы и соединения. - Подчеркните слоги-слияния. |
Письмо на доске и в тетрадях: Бу, ид, уп, ра, ти, е, но. |
||
- Какое слово можно сложить с помощью этих слогов? Сколько в нем слогов? На следующей строке напишите красиво имя нашего гостя из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое правило помним? - Оцените свою работу по чистописанию. |
- Буратино. - 4 слога. Имя собственное пишем с заглавной буквы. |
||
III. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. 2 мин |
- Ребята, Буратино разделил слова на слоги и пришел к вам с вопросом: Правильно ли он выполнил задание? - Мы с вами знаем, что Буратино смелый, решительный и верный друг! - Поможем Буратино справиться с заданием? - Над какой темой будем работать вместе с Буратино? - Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. |
- Буратино допустил ошибки. - Поможем! - Деление слов на слоги. - Будем учиться определять количество слогов в слове и правильно их выделять. |
Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, целеполагание, проговаривают последовательность действий |
- Ребята, а где в жизни пригодятся вам эти знания? Физкультминутка. |
- При письме на строчке иногда не хватает места для целого слова, можно будет часть перенести. Вы нам уже говорили, что слова можно переносить по слогам. | ||
IV. 4 мин
|
Парная работа (Работа с другом) |
- Хлопки, подбородок, правило, дыхание. |
К.: принимают участие в диалоге, договариваются, принимают решение. |
- Как же должен разделить слова на слоги Буратино? | Зве-рёк, мы-шо-нок, хо-рёк. | ||
- На карточках соотнесите схемы со словами считалки: какая схема к какому слову подойдет? - Молодцы! |
На карточках дети стрелками соединяют слово со схемой. Параллельно ведется работа на доске, проверка. (Дети двигаются, выходя к доске или могут привставать около парты) |
||
V. Реализация на практике выбраного плана. Первичное осмысление и закрепление 7 мин
|
- Ребята, что же мы должны сделать, чтобы правильно разделить слово на слоги и верно назвать количество слогов? | - Нужно прочитать слово, подчеркнуть гласные буквы. Мы знаем правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Разделить слово с помощью хлопков или подбородка и отметить вертикальные черточки. | Предм.: определяют количество слогов в слове, классифицируют слова по количеству в них слогов, обозначают ударение в словах. Л.: приобретают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, осознают важность сохранения и укрепления здоровья. Р.: самостоятельно строят алгоритм действий по устранению затруднений, стремятся выполнить учебную задачу урока. Позн.: оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами. К.:слушают собеседника, вступают в речевое общение.
|
- Предлагаю применить наши знания на практике. Коллективная работа. |
- Нет. Слова, в которых один слог, нельзя разделить на слоги. |
||
Словарная работа - Все прекрасно знают, кто такая лисица. Вот, что она о себе говорит. |
- Лиса, лисица. - Я, лисица – хищный зверёк с острой мордочкой и длинным пушистым хвостом. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. |
||
- Какую букву в слове лисица нам нужно запомнить? | - Букву и. Она стоит в слабой позиции. | ||
- Как ласково называют лисицу? - Можно ли это слово считать проверочным? - Давайте составим предложение со словом лисица. - Какие правила написания предложения вы знаете? Запишем одно предложение. - Назовите знакомые орфограммы. - Разделите слова на слоги, поставьте ударение, докажите звуковыми шариками количество слогов. - Какие правила использовали при делении слов на слоги? Сколько слогов в каждом слове? - Ещё слово лисица употребляется в переносном значении. Так говорят о хитром, льстивом человеке. - Лиса Алиса в сказке А.Н. Толстого была хитрой. Она притворялась хромой, а кот Базилио слепым. Буратино им доверял, а они его обманывали. Но теперь я уверена, что Буратино будет внимательнее, а с вашей помощью еще и грамотнее. |
- Лисонька. |
||
- Оцените свою работу на этом этапе урока с помощью смайлика на полях тетради. Физминутка для глаз. |
- Все понял, могу объяснить товарищу. |
||
VI. Включение в систему знаний и умений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки.
|
В учебнике на стр.35 в упр.7 прочитайте отрывок. - Правильно. (Показ рисунка) |
- Репка. |
Р.: оценивают совместно с учителем результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Предм. (развитие речи): разыгрывают сюжет известной сказки по данному рисунку. Л.: развитие мотивов учебной деятельности. К.: пользуются учебником.
|
- Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. | Посадил дед репку. | ||
- Назовите односложное слово. - Почему оно так называется? - А как вы это узнали? - Назовите двусложное слово. - Почему? Как узнали? - Назовите трёхсложное слово. - Почему? Как узнали? - Сверьте с экраном. У кого точно так же? Молодцы! |
- Дед. - Один слог. - Один гласный. - Репку. - Два слога. Два гласных. - Посадил. - Три слога. Три гласных. |
||
- Разыграйте сценку вместе с друзьями. Покажите с помощью жестов, как дед тянет репку. Используйте последнее предложение. Как вы будете проговаривать слова? - Хорошо! Спасибо. |
Группа ребят разыгрывает сценку. | ||
Самостоятельная работа. Возьмите зеленый листок. На нем два задания. Послушайте внимательно первое задание и выполните его самостоятельно. |
Слива, дождь, радуга. |
||
- Второе задание. |
1 2 3 - В слове дождь один слог, поэтому его нельзя разделить на слоги. |
||
VII. Подведение итогов. |
- Какую цель мы поставили в начале урока? |
- Научиться определять количество слогов в слове и правильно их выделять.
|
Л.: дают оценку своей работе на уроке. |