Введение. В концепции Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса». Соответственно, формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем сегодня. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе.
Гипотеза: Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Предмет работы. В своей практике я уделяю особое внимание организации исследовательской работы юных спортсменов.
Целью является развитие исследовательских способностей юных спортсменов с учётом индивидуальных особенностей и потребностей в условиях ФГОС.
Задачи:
- Изучить литературу по теме работы.
- Формировать навыки и умения исследовательской работы у юных спортсменов.
- Способствовать развитию интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся.
Основное содержание работы:
В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого, практика движения юношеских научных обществ и малых академий наук 1950–80-х годов. По мнению В.И.Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [1].
Определим основные понятия, используемые при организации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством– руководителя исследовательской работы.
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся формируется с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
Учащиеся выполняют следующие этапы работы:
- изучение литературы по теме исследования;
- анализ научной информации;
- планирование исследования;
- проведения исследования;
- оформление и защита результатов исследования.
Исследовательская деятельность позволяет развивать у юных спортсменов умения и навыки для освоения информации, ориентации в нем, анализа и систематизации материала.
В своей работе использую следующие методы:
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Он позволяет спланировать исследование так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, т.к. предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему.
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
С точки зрения теории и практики образования научные исследования представляют наибольший интерес. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.
Мы гордимся тем, что наша спортивная школа имеет богатую историю спортивных достижений не только своих воспитанников, а также педагогического и тренерского состава. На базе нашей школы проводятся различные спортивные соревнования, а также ежегодно проводится республиканская научно-практическая конференция «Коркинские чтения», посвященная памяти великого тренера Д.П.Коркина. Хочется отметить, что наша школа тесно сотрудничает с Чурапчинским институтом физической культуры и спорта, где проводятся соревнования, семинары, курсы, конференции российского и международного уровней. Безусловно, все это способствует росту интереса исследовательской деятельностью со школьной скамьи.
Мои ученики успешно участвуют в различных научно-практических конференциях, публикуются в сборниках и журналах как республиканского, так и российского масштабов. Так,
Андросова Настя с работой «Детерминация двигательной подготовленности юных легкоатлетов» стала лауреатом республиканского НПК «Коркинские чтения»; обладатель номинации «Лучшая исследовательская работа» во всероссийской НПК «Научные исследования в сфере ФК и С: мониторинг, технологии и методики»»; опубликована в сборниках конференций. Колесов Илья с темой «Реализация индивидуальных возможностей юных борцов» двухкратный лауреат республиканского НПК «Коркинские чтения».
Яковлева Варя с работой «Детерминация травматизма у юных спортсменов» стала дипломантом 2 степени в республиканской НПК «Шаг в будущее»; дипломант 1 степени в республиканской НПК «Коркинские чтения»; обладатель номинации «Лучшая исследовательская работа» во всероссийской НПК «Научные исследования в сфере ФК и С: мониторинг, технологии и методики»; дипломант всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», публикация в сборнике и электронной версии газеты «1 сентября».
Зырянов Дыгын по теме «Оптимизация физического развития воспитания юношей Саха в современном мире» стал дипломантом 2 степени улусной, республиканской НПК «Шаг в Будущее»; республиканской НПК «Коркинские чтения».
Пестряков Андрей с работой «Показатели общей физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся волейболом» успешно выступил в улусной и республиканской НПК«Коркинские чтения», опубликован в сборниках.
Алексеев Егор с темой «Влияние компьютера на школьников» занял 3 место в улусном НПК«Коркинские чтения».
Гуляева Тина, Оконешникова Аина создали «Познавательную игру-викторину Великобритания» по программе Microsoft PowerPoint. Они защитили свою работу на улусной и региональной НПК «Шаг в будущее».
Заключение. Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску для самореализации учащихся. Таким образом, формирование навыков исследовательской работы у юных спортсменов способствует расширению и углублению спортивной подготовки.
Исследовательская деятельность создаёт среду для расширения возможностей самореализации школьников, развития коммуникативных качеств, развития познавательных потребностей и способностей, креативности. Дает возможности использовать различные источники знаний, обучает приемам публичного выступления, позволяет активно использовать информационные технологии, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал юных спортсменов.
Библиография.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
- Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.
- Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Улан-Удэ: 2010. – 24 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
- Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.