Исследовательская деятельность юных спортсменов как средство их интеллектуальной и спортивной самореализации

Разделы: Внеклассная работа


Введение. В концепции Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса». Соответственно, формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем сегодня. Это условие получает особую актуальность в современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе.

Гипотеза: Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Предмет работы. В своей практике я уделяю особое внимание организации исследовательской работы юных спортсменов.

Целью является развитие исследовательских способностей юных спортсменов с учётом индивидуальных особенностей и потребностей в условиях ФГОС.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме работы.
  2. Формировать навыки и умения исследовательской работы у юных спортсменов.
  3. Способствовать развитию интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся.

Основное содержание работы:

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого, практика движения юношеских научных обществ и малых академий наук 1950–80-х годов. По мнению В.И.Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [1].

Определим основные понятия, используемые при организации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством– руководителя исследовательской работы.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся формируется с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Учащиеся выполняют следующие этапы работы:

  • изучение литературы по теме исследования;
  • анализ научной информации;
  • планирование исследования;
  • проведения исследования;
  • оформление и защита результатов исследования.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у юных спортсменов умения и навыки для освоения информации, ориентации в нем, анализа  и систематизации материала.

В своей работе использую следующие методы:

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Он позволяет спланировать исследование так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, т.к. предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему.

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполага­ющие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и вы­воды о характере исследуемого явления.

С точки зрения теории и практики образования научные исследования представляют наибольший интерес. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.

Мы гордимся тем, что наша спортивная школа имеет богатую историю спортивных достижений не только своих воспитанников, а также педагогического и тренерского состава. На базе нашей школы проводятся различные спортивные соревнования, а также ежегодно проводится республиканская научно-практическая конференция «Коркинские чтения», посвященная памяти великого тренера Д.П.Коркина. Хочется отметить, что наша школа тесно сотрудничает с Чурапчинским институтом физической культуры и спорта, где проводятся соревнования, семинары, курсы, конференции российского и международного уровней. Безусловно, все это способствует росту интереса исследовательской деятельностью со школьной скамьи.

Мои ученики успешно участвуют в различных научно-практических конференциях, публикуются в сборниках и журналах как республиканского, так и российского масштабов. Так,

Андросова Настя с работой «Детерминация двигательной подготовленности юных легкоатлетов» стала лауреатом республиканского НПК «Коркинские чтения»; обладатель номинации «Лучшая исследовательская работа» во всероссийской НПК «Научные исследования  в сфере ФК и С: мониторинг, технологии и методики»»; опубликована в сборниках конференций. Колесов Илья с темой «Реализация индивидуальных возможностей юных борцов» двухкратный лауреат  республиканского НПК «Коркинские чтения».

Яковлева Варя с работой «Детерминация травматизма у юных спортсменов» стала дипломантом 2 степени в республиканской НПК «Шаг в будущее»;  дипломант 1 степени в  республиканской НПК «Коркинские чтения»; обладатель номинации «Лучшая исследовательская работа» во всероссийской НПК «Научные исследования  в сфере ФК и С: мониторинг, технологии и методики»; дипломант  всероссийского фестиваля исследовательских и творческих  работ учащихся «Портфолио», публикация в сборнике и электронной версии газеты «1 сентября».

Зырянов Дыгын по теме «Оптимизация физического развития воспитания юношей Саха в современном мире» стал дипломантом 2 степени улусной, республиканской НПК «Шаг в Будущее»; республиканской НПК «Коркинские чтения».

Пестряков Андрей с работой «Показатели общей физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся волейболом» успешно выступил в улусной и республиканской НПК«Коркинские чтения», опубликован в сборниках.

Алексеев Егор с темой «Влияние компьютера на школьников» занял 3 место в улусном НПК«Коркинские чтения».

Гуляева Тина, Оконешникова Аина создали «Познавательную игру-викторину Великобритания» по программе Microsoft PowerPoint. Они защитили свою работу на улусной и региональной НПК «Шаг в будущее».

Заключение. Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску для самореализации учащихся. Таким образом, формирование навыков исследовательской работы у юных спортсменов способствует расширению  и углублению спортивной подготовки.

Исследовательская деятельность создаёт среду для расширения возможностей самореализации школьников, развития коммуникативных качеств, развития познавательных потребностей и способностей, креативности. Дает возможности использовать различные источники знаний, обучает приемам публичного выступления, позволяет активно использовать информационные технологии, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал юных спортсменов.

Библиография.

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
  2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. – 96с.
  5. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
  6. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2. С. 29-42.
  7. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1. С. 22-32.
  8. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение,1988. – 175 с.
  9. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Улан-Удэ: 2010. – 24 с.
  10. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
  11. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.