Пришла весна – прилетели птицы

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Цель: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обобщать знания детей о перелётных птицах;
  • Развивать познавательный интерес к миру природы, его обитателям; умение внимательно слушать воспитателя, окружающих детей, рассматривать картины, отвечать на вопросы, использовать в беседе накопленные знания;
  • Продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание соблюдать правила поведения в лесу.

Материалы и оборудование: Картины художников: И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана по теме: зима, весна, лето, осень; конверты  с разрезными картинками (птицы), презентация, мольберты, аудиозапись (голоса птиц), указка, ободки с контуром птиц, обручи, костюм «Лесовичка», деревья, кусты, пенек.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные  времена года, иллюстраций птиц, заучивание стихотворений

Мероприятие проводится в музыкальном зале.

Дети заходят в зал, там оформлена выставка картин, далее за занавесом стоят деревья, кусты, пенек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали. 

Дети: На выставку картин.

Дети проходят, рассматривают картины. Слайд 2

Воспитатель: Скажите, кто написал эти картины и как они называются.

Дети: А. Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода», И.И Левитан «Золотая осень» И.И.Шишкин «Зима», И.И.Шишкин «Рожь».

Воспитатель: Ребята, а вы можете нам прочитать стихи о временах года...и подойти к той картине, на которой изображено это время года.

(Дети читают стихи, остальные дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.)

1.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
(Иван Бунин)

2.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Федор Тютчев)

3.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
(И.Суриков)

4.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(А. Плещеев)

Воспитатель: Выберите картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

(Дети выбирают те, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)

Воспитатель: Ребята, все времена года хороши по-своему. А какое время года у нас сейчас?

Дети: Весна.

Воспитатель: Да, идет матушка–весна, приглашает в лес она. Вы согласны отправиться на прогулку в лес?

Дети: Да.

Воспитатель:

Вперед, в путь.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках,
Вот проверили осанку и свели лопатки.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре – полетели, закружились,
В лесу очутились. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) (Занавес открывается)

(На экране картинка леса) Слайд 3

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом (Лесовик).

Лесовик: Я - Лесовик, лес охраняю. Я здесь хозяин. А вы ходите, шумите. Спать мешаете... Как вы себя в лесу ведете?

Воспитатель: Извини, Лесовик, но ребята знают правила поведения в лесу. И сейчас расскажут о них.

Игра «Можно-нельзя» Слайды 4-5

Цель: формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и что нельзя делать в лесу.

Можно:

  • Рубить сухие ветки;
  • Собирать ягоды;
  • Изучать растения, птиц;
  • Слушать пение птиц;
  • Собирать съедобные грибы;
  • Строить шалаш;
  • Нюхать цветы...

Нельзя:

  • Разорять муравейники;
  • Разорять птичьи гнезда;
  • Рвать редкие цветы;
  • Шуметь в лесу;
  • Оставлять мусор;
  • Рвать растения с корнем...

Воспитатель:  Если можно хлопаете в ладоши, если нельзя-топаете ногами.

Лесовик: Ну, что ж, я доволен, правила вы знаете.

Воспитатель: Лесовик, а почему ты еще спишь? Послушай, как вся природа просыпается. (Включаю запись голосов птиц,) Как громко зазвучали птичьи голоса. Удивительно живая музыка природы, просто чудеса. И, точно... Шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем они поют, как вы, ребята, думаете?

Дети: О весне.

Лесовик: А что такое весна? Я что-то такой птицы не видал!  

Воспитатель: Ребята, разве весна – это птица?

Дети: Весна – это время года.

Воспитатель: Как начинается весна?

Дети: Солнышко начинает светить ярче, пригревает.

Воспитатель: И тебе, Лесовик, пора просыпаться. Вставай с нами в хоровод.

Хоровод «Веснянка» Слова и муз. М.Ю. Картушиной

1.

Весна пришла, и тепло принесла
На лужок пойдем, хоровод заведем.

Припев:

Хлоп-хлоп, веселей
Солнышко ярче грей.
Хлоп-хлоп. Веселей
Не жалей своих лучей.

2.

Светят лучи, и бегут ручьи.
Звенит капель, в весенний день.

Припев: тот же.

Воспитатель: Ребята, расскажите Лесовику, что происходит в природе весной?

Дети: Вся природа оживает. Тает снег, бегут ручьи. Просыпаются дикие животные. Распускаются цветы и листья. Прилетают перелетные птицы.

Лесовик: А почему птиц называют перелетными?

Дети: Они улетают в теплые края, когда становится холодно и возвращаются теплой весной.

Воспитатель: Правильно, такие птицы, которые каждый год  на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, называются перелетными.

А как называют птиц, которые зимуют с нами?

Дети: Зимующие.

Подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.

Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

(Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей...)

Лесовик: Играли вы отлично и птиц знаете! Ребята, устал я, давайте присядем, отдохнем, и загадки о перелетных птицах отгадаем.

Игра «Отгадай загадку»

(После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется изображение птицы.)

Дети садятся на стульчики.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?  (Соловей) Слайд 7

По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач- 
Насекомых ест всех … (Грач) Слайд 8

Жить чужим птенцам мешает,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут … (Кукушки) Слайд 9

Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
 Для птенчиков стелю
На дно пуховую перину.  (Ласточка) Слайд 10

На шесте дворец
Во дворце певец,
А зовут его .... (скворец) Слайд 11

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) Слайд 12

Воспитатель: Ребята, белый журавль занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Дети: Этих птиц осталось мало.

Воспитатель: А что такое Красная книга? (На экране изображение Красной книги)

Слайд 13

Дети: В Красную книгу заносят животных, которых мало, исчезают, уже исчезнувшие.

Воспитатель: Чем похожи все птицы?

Дети: Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост. 

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.

Воспитатель: Почему птицы улетают от нас осенью?

Дети: Нет еды, они питаются насекомыми: жуками, червяками, гусеницами, кузнечиками.

Воспитатель: 

Вот сидят все птицы в ряд,
На ребят они глядят,
С ними поиграть хотят.

 Воспитатель: Лесовик, ребята приглашают тебя поиграть?

Игра «Птицы, гнезда, птенцы». Слайды 14-15

Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: ободки с контуром  птиц, обручи по количеству детей.

По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде  «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Игра “Собери картинку”. Слайды 16-17

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку.

На столах лежат  конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные  птицы.

Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Расскажите, чьи изображения вы сложили. (Собирают парами)

Лесовик: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть птиц, но если ошибусь и назову что-то другое, то вы топайте ногами.

Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи (дети топают)

Лесовик: Что-то я сказал неправильно?

Дети: Мухи.

Лесовик:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны.
Галки, макароны. (Дети топают)

Лесовик: Снова я ошибся...

Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.

Лесовик: Какую пользу приносят птицы? 

Дети: Охраняют сады и парки, леса и огороды от гусениц, вредителей-короедов, червяков.

Воспитатель: А ещё они радуют нас своим пением, согревают наши сердца. 

Лесовик:  Молодцы, ребята. Вы много знаете о птицах. Но, птицы очень переживают, не забудете ли вы про них?

Дети: Нет, не забудем, мы о них заботимся, гнезда не разоряем, стараемся не шуметь, не пугать их..., зимой подкармливаем.

Лесовик:

Охраняйте птиц и берегите нашу природу! 
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И прошу я каждого из вас:
С добрым сердцем в лес входите,
Все, что есть в нем берегите!

Воспитатель: Ребята, давайте пообещаем Лесовикуне забывать правила поведения на природе.

Дети: Обещаем.

Воспитатель: А теперь попрощаемся с Лесовиком. Нам пора возвращаться в детский сад.