Цель: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обобщать знания детей о перелётных птицах;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, его обитателям; умение внимательно слушать воспитателя, окружающих детей, рассматривать картины, отвечать на вопросы, использовать в беседе накопленные знания;
- Продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года;
- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам, желание соблюдать правила поведения в лесу.
Материалы и оборудование: Картины художников: И.Шишкина, А.Саврасова, И.Левитана по теме: зима, весна, лето, осень; конверты с разрезными картинками (птицы), презентация, мольберты, аудиозапись (голоса птиц), указка, ободки с контуром птиц, обручи, костюм «Лесовичка», деревья, кусты, пенек.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен, где художники изобразили разные времена года, иллюстраций птиц, заучивание стихотворений
Мероприятие проводится в музыкальном зале.
Дети заходят в зал, там оформлена выставка картин, далее за занавесом стоят деревья, кусты, пенек.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы попали.
Дети: На выставку картин.
Дети проходят, рассматривают картины. Слайд 2
Воспитатель: Скажите, кто написал эти картины и как они называются.
Дети: А. Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода», И.И Левитан «Золотая осень» И.И.Шишкин «Зима», И.И.Шишкин «Рожь».
Воспитатель: Ребята, а вы можете нам прочитать стихи о временах года...и подойти к той картине, на которой изображено это время года.
(Дети читают стихи, остальные дети определяют время года, о котором идет речь в стихотворении, называют его признаки.)
1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
(Иван Бунин)
2.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Федор Тютчев)
3.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
(И.Суриков)
4.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
(А. Плещеев)
Воспитатель: Выберите картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
(Дети выбирают те, на которой изображена весна, мотивируют свой выбор.)
Воспитатель: Ребята, все времена года хороши по-своему. А какое время года у нас сейчас?
Дети: Весна.
Воспитатель: Да, идет матушка–весна, приглашает в лес она. Вы согласны отправиться на прогулку в лес?
Дети: Да.
Воспитатель:
Вперед, в путь.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках,
Вот проверили осанку и свели лопатки.
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре – полетели, закружились,
В лесу очутились. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) (Занавес открывается)
(На экране картинка леса) Слайд 3
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом (Лесовик).
Лесовик: Я - Лесовик, лес охраняю. Я здесь хозяин. А вы ходите, шумите. Спать мешаете... Как вы себя в лесу ведете?
Воспитатель: Извини, Лесовик, но ребята знают правила поведения в лесу. И сейчас расскажут о них.
Игра «Можно-нельзя» Слайды 4-5
Цель: формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и что нельзя делать в лесу.
Можно:
- Рубить сухие ветки;
- Собирать ягоды;
- Изучать растения, птиц;
- Слушать пение птиц;
- Собирать съедобные грибы;
- Строить шалаш;
- Нюхать цветы...
Нельзя:
- Разорять муравейники;
- Разорять птичьи гнезда;
- Рвать редкие цветы;
- Шуметь в лесу;
- Оставлять мусор;
- Рвать растения с корнем...
Воспитатель: Если можно хлопаете в ладоши, если нельзя-топаете ногами.
Лесовик: Ну, что ж, я доволен, правила вы знаете.
Воспитатель: Лесовик, а почему ты еще спишь? Послушай, как вся природа просыпается. (Включаю запись голосов птиц,) Как громко зазвучали птичьи голоса. Удивительно живая музыка природы, просто чудеса. И, точно... Шумят, поют, хлопочут. Интересно, о чем они поют, как вы, ребята, думаете?
Дети: О весне.
Лесовик: А что такое весна? Я что-то такой птицы не видал!
Воспитатель: Ребята, разве весна – это птица?
Дети: Весна – это время года.
Воспитатель: Как начинается весна?
Дети: Солнышко начинает светить ярче, пригревает.
Воспитатель: И тебе, Лесовик, пора просыпаться. Вставай с нами в хоровод.
Хоровод «Веснянка» Слова и муз. М.Ю. Картушиной
1.
Весна пришла, и тепло принесла
На лужок пойдем, хоровод заведем.
Припев:
Хлоп-хлоп, веселей
Солнышко ярче грей.
Хлоп-хлоп. Веселей
Не жалей своих лучей.
2.
Светят лучи, и бегут ручьи.
Звенит капель, в весенний день.
Припев: тот же.
Воспитатель: Ребята, расскажите Лесовику, что происходит в природе весной?
Дети: Вся природа оживает. Тает снег, бегут ручьи. Просыпаются дикие животные. Распускаются цветы и листья. Прилетают перелетные птицы.
Лесовик: А почему птиц называют перелетными?
Дети: Они улетают в теплые края, когда становится холодно и возвращаются теплой весной.
Воспитатель: Правильно, такие птицы, которые каждый год на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно, называются перелетными.
А как называют птиц, которые зимуют с нами?
Дети: Зимующие.
Подвижная игра “Зимующие и перелетные” проводится под фонограмму веселой музыки.
Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
(Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей...)
Лесовик: Играли вы отлично и птиц знаете! Ребята, устал я, давайте присядем, отдохнем, и загадки о перелетных птицах отгадаем.
Игра «Отгадай загадку»
(После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется изображение птицы.)
Дети садятся на стульчики.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей) Слайд 7По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех … (Грач) Слайд 8Жить чужим птенцам мешает,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут … (Кукушки) Слайд 9Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
Для птенчиков стелю
На дно пуховую перину. (Ласточка) Слайд 10На шесте дворец
Во дворце певец,
А зовут его .... (скворец) Слайд 11Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) Слайд 12
Воспитатель: Ребята, белый журавль занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Дети: Этих птиц осталось мало.
Воспитатель: А что такое Красная книга? (На экране изображение Красной книги)
Слайд 13
Дети: В Красную книгу заносят животных, которых мало, исчезают, уже исчезнувшие.
Воспитатель: Чем похожи все птицы?
Дети: Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев.
Воспитатель: Почему птицы улетают от нас осенью?
Дети: Нет еды, они питаются насекомыми: жуками, червяками, гусеницами, кузнечиками.
Воспитатель:
Вот сидят все птицы в ряд,
На ребят они глядят,
С ними поиграть хотят.
Воспитатель: Лесовик, ребята приглашают тебя поиграть?
Игра «Птицы, гнезда, птенцы». Слайды 14-15
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: ободки с контуром птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Игра “Собери картинку”. Слайды 16-17
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку.
На столах лежат конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Расскажите, чьи изображения вы сложили. (Собирают парами)
Лесовик: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть птиц, но если ошибусь и назову что-то другое, то вы топайте ногами.
Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, стрижи (дети топают)
Лесовик: Что-то я сказал неправильно?
Дети: Мухи.
Лесовик:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны.
Галки, макароны. (Дети топают)
Лесовик: Снова я ошибся...
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети топают)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки.
Лесовик: Какую пользу приносят птицы?
Дети: Охраняют сады и парки, леса и огороды от гусениц, вредителей-короедов, червяков.
Воспитатель: А ещё они радуют нас своим пением, согревают наши сердца.
Лесовик: Молодцы, ребята. Вы много знаете о птицах. Но, птицы очень переживают, не забудете ли вы про них?
Дети: Нет, не забудем, мы о них заботимся, гнезда не разоряем, стараемся не шуметь, не пугать их..., зимой подкармливаем.
Лесовик:
Охраняйте птиц и берегите нашу природу!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И прошу я каждого из вас:
С добрым сердцем в лес входите,
Все, что есть в нем берегите!
Воспитатель: Ребята, давайте пообещаем Лесовикуне забывать правила поведения на природе.
Дети: Обещаем.
Воспитатель: А теперь попрощаемся с Лесовиком. Нам пора возвращаться в детский сад.