Подзорная труба
Игра «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т.д.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
Например: качели, мама с малышом, ребенок в песочнице, девочка, собака, папа, велосипед, кошка, скворечник, тачка и т.д.
Игра «Пинг-понг»
Игра «Пинг-понг» упражняет детей в подборе слов-антонимов, способствует развитию логического мышления. Логопед называет слово-определение, а ребенок говорит противоположное по значению (холодный – горячий, чистый – грязный).
- Слабый мороз - Сильная жара
- Раннее утро - Поздний вечер
- Быстро бежать - Медленно идти
- Добрый друг - Злой враг
- Громко кричать - Тихо шептать
- Горячий завтрак - Холодный ужин
Игра «Угадай картинку»
Да-нетка
Цель:
- учить выделять центр, сторону, угол доски;
- учить ориентироваться на вертикальной поверхности;
- активизировать словарь: центр, выше, ниже, правее, левее;
- учить классифицировать объекты.
Логопед прикрепляет на доске картинки с изображением объектов и загадывает одну из них.
Детям предлагается отгадать загаданную картинку с помощью вопросов, на которые он будет отвечать только «да» и « нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска.
Игры с песком и водой
Игры с песком или водой направлены на пополнение активного словаря ребенка существительными, глаголами, прилагательными, предлогами и т.д. Вы можете закапывать и откапывать различные предметы, можно выловить целый город жителей и придумать про них сказку.
Игра «Клад»
Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад» и описать его.
Охотник и пастух
Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу.
Расскажи сказку
Взрослый предлагает вынимать фигурки из воды и придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 1 – 2 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история.
Кто я? Что я?
Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок вытаскивает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Например: Я - часы. Я умею показывать время. Я - книга. Я делаю человека умнее. Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям. Я - машина. Я перевожу людей.